«О, Фортуна, словно луна, ты изменчива…»

31-10-2019, 09:24 | Культура

29 октября просторный зал «Ойрат-Арены» превратился на полтора часа в машину времени, которая перенесла всех присутствовавших там: музыкантов, певцов, зрителей, служебный персонал в далекое Средневековье – конец XIII века.1300-м годом датирован оригинальный манускрипт «Codexburanus», обнаруженный в бенедектинском монастыре Бойерн и собранный из песен странствующих средневековых музыкантов – вагантов и трубадуров... Хор, перевоплотившийся в монахов, облаченных в черные балахоны, видеоряд в духе полотен Иеронима Босха, всполохи света от кроваво-красных до нежно-зеленых тонов, и над всем этим – гениальная музыка Карла Орфа!
Сценическая кантата для хора солистов и оркестра была написана 40-летним композитором в 1937 году. В Германии пришли к власти нацисты, и один из идеологов фашизма (некий Розенберг) охарактеризует новое сочинение как «баварскую негритянскую музыку». Неблагородное, уличное происхождение песен никак не вязалось с идеей избранности арийской расы. Между тем это новое сочинение К. Орфа принесет ему мировую славу и станет одним из самых неоднозначных произведений XX века, в котором соединились воедино слово, музыка, балет, вокал. Это мистерия всех времен, передающая через формы народного театра мысль о сложных перипетиях человеческой судьбы и непредсказуемости Фортуны.
Элистинскому зрителю посчастливилось услышать и увидеть воочию один из лучших музыкальных шедевров современности. Смелая идея этой постановки возникла у главного дирижера Государственного симфонического оркестра РК Мергена Настинова. В репертуаре Государственного хора Калмыкии (худ. руководитель и главный дирижер О. Сердюкова) уже была пара номеров из кантаты. Нашлись и молодые солисты-вокалисты, желающие испытать свои силы. Но для реализации подобного проекта необходим довольно крупный исполнительский состав музыкантов – оркестрантов и хористов. На помощь уже традиционно были мобилизованы соседи – Симфонический оркестр Астраханского государственного театра оперы и балета (худ. руководитель и главный дирижер В. Воронин), Кисловодский филармонический хор им.В.И. Сафонова (худ. руководитель и дирижер А. Мухамеджанова).
Почти все 25 песен «Кармины Бураны» имеют мирское содержание: утехи любви земной и неземной, плотские развлечения в трактире и даже жалоба жареного Лебедя. Они обрамлены повторяющимся номером «О,Fortuna!», который, словно железным обручем, скрепляет композицию кантаты, своей суровой стилистикой перекликаясь со строгими средневековыми католическими песнопениями. Но его необычайная динамичность и экспрессия напоминает нам, скорее, о дне сегодняшнем. Пожалуй, это самый известный номер кантаты – мировой хит. Мощно, слаженно и драматургически выстроено прозвучал он в исполнении сводного музыкального коллектива. Дирижер Мерген Настинов руководил им, словно не дирижерская палочка была у него в руках, а перст судьбы.
Хочется отметить удачное выступление солистов – С.Эрднеева (баритон), Л. Доржинова (тенор) и Г. Дорджиевой (колоратурное сопрано). Лиджи и Станислав являются солистами Государственного хора РК им. А. О.-Г.Цебекова, а Гиляна Дорджиева – солистка именитого Государственного русского хора им. А. В. Свешникова. Все они в недавнем прошлом - выпускники Элистинского колледжа искусств им.П.О. Чонкушова и Саратовской государственной консерватории им. Собинова. Приятно наблюдать за их профессиональным становлением и ростом.
Черный юмор и своеобразная сатира «Песни жареного Лебедя» заставили исполнителя номера Л. Доржинова искать новые приемы и краски для своего голоса. Певцу немного не хватило артистической свободы в передаче столь необычного образа. С. Эрднееву досталась большая партия, требующая профессиональной выносливости. В заключительных эпизодах немного ощущалась усталость голоса, что, впрочем, не отменяет исполнительских достоинств партии баритона, продемонстрировавшего красивый тембр и крепкую вокальную школу. Восходящая звезда калмыцкого академического женского вокала Гиляна Дорджиева блеснула не только своим сверкающим нарядом, но и столь же превосходным и чистым голосом. Великолепное звучание верхнего регистра в соединении с упоительным кантиленным дыханием («Мой самый нежный») привело зрителей в полный экстаз!
В завершение хочется еще раз заметить, что наши музыканты не боятся экспериментов, берутся за осуществление новых интересных проектов и дарят нам все больше замечательных премьер. Небольшая ложка дегтя от меня: на мой взгляд, чуть-чуть не хватило театральной провокационности – катарсической трагедийности мистерии, здоровой сатиричности, а иногда и наивности народного вертепа, парадоксальности театра абсурда и т.п. Но откуда же этому взяться? Подобный опыт возникает в условиях музыкального театра. Все больше на этом фоне ощущается нехватка настоящего музыкального театра, хорошего современного акустического концертного зала. Будет ли Фортуна благосклонна к нашему искусству?
Итак, колесо Фортуны прокрутилось… И мы вновь в XXI веке. Но почему-то чудится, что среди городских прохожих нет-нет, да и промелькнет суровый лик аббата, игриво подмигнет сладострастный поклонник Бахуса, зазвучит небесный голос нежной девы, облаченной в модный наряд, а, быть может, – мрачный палач уже прячет под плащом свое карающее орудие. А пока мы радуемся жизни, Карл Орф и совместный постановочный коллектив «Кармины Бураны» напоминают всем средневековую истину:
И в здоровье, и в делах
судьба всегда против меня,
потрясая и разрушая,
всегда ожидая своего часа.
В этот час, не давая опомниться,
зазвенят страшные струны;
ими опутан и сжат каждый,
и каждый плачет со мной!

Гиляна ТЮМБЕЕВА,
музыковед, преподаватель колледжа искусств им. П. О. Чонкушова