Старшее поколение. ЖИЗНЬ, ДОСТОЙНАЯ ПОЧИТАНИЯ

17-04-2020, 11:16 | Современник

Живет в Лагани 91-летняя женщина Вера Дворникова, на детство и юность которой пришлась Великая Отечественная война. Для нее и ее сверстников эти годы явились жестоким испытанием на преодоление нечеловеческих трудностей: голода, холода, страданий и лишений военного времени. Сегодня трудно поверить в это, но хрупкие дети войны своими слабыми ручонками помогали фронту наравне со взрослыми.

- Вера Михайловна, расскажите, пожалуйста, что помните о начале войны?
- До войны мы жили в селе Рыжково Лаганского улуса. У родителей нас было пятеро детей. Когда началась война, мне было 12 лет, а младшенькому братику четыре месяца. Отец был занят на бесконечных сельскохозяйственных работах, а за нами смотрела мать. Жили мы в постоянной нужде.
Когда я окончила 4 класса, нас, школьников, послали в степь ухаживать за хлопком. Там мы работали и жили в землянке. Помню, однажды нас вдруг разбудили раньше обычного. Кричат: «Война началась!» А мы испугались и в слезы. Как сейчас помню, вышли все заплаканные на улицу, а в небе самолеты гудят. С севера и на юг летят. Все небо закрыли. До сих пор не знаю, чьи эти были самолеты. Но они нас не бомбили, стало быть, наверное, наши.
Вернулись домой. Мужчин стали забирать в армию. Призвали в рабочий батальон даже моего отца, хотя он был инвалидом с детства, видел одним глазом.
- А вы продолжили учебу в школе?
- В школу не пошла. Но иногда, когда проходила мимо школьного здания, заглядывала в окно. Там все учащиеся в одном классе сидели. А потом школа и вовсе закрылась. Если честно, не до школы уже было. Стало трудно жить. Мы с мамой ходили по тем рыбакам, у кого была бронь. Они на лодках-куласах ловили рыбу. И нам от них немного перепадало. Пшена и хлеба не было. Давали, правда, просо. У нас были ступки, с помощью которых толкли просо. Потом из этой толченки мама пекла пышки. Тогда все у нас шло в ход. Например, мама, чешую от рыбы мешала с просом и сушила в печи, а потом мы ее ели. Рыбьи кости тоже шли в дело, их толкли и готовили из нее уху.
Тяжело было зимой. Мальчишки из тех, что были чуть старше нас, косили камыш, а мы его носили домой и им печи топили.
Весной сажали картошку. До сих пор помню сладкий вкус прошлогодней мороженой картошки, которую копали и ели. Выращивали капусту. Мама из них много разных блюд могла приготовить. Нас, детвору, летом посылали на бахчевые работы. Арбузы, помню, огромные были. Иногда не хватало сил самой поднять один арбуз. Собирали их в кучи. Утром приходим – ни одного арбуза нет. Подъезжали машины, грузили и отправляли их на фронт.
- Вера Михайловна, судя по вашему рассказу, после окончания четвертого класса вас, детей, использовали, главным образом, на сезонных работах. А когда вы начали работать самостоятельно?
- В 1942 году. Мне в ту пору было 13 лет. Я и еще несколько моих подруг поступили на работу в Лаганский рыбозавод. Кололи лед, были помощницами у взрослых женщин, работавших на переработке рыбы. Ее ежедневно подвозили рыбаки с моря. То были сазаны, заломы, сомы, стерлядь, лещи, бычки и другие породы даров моря. Мне все представляло интерес, на все смотрела удивленными и широко открытыми глазами. Видела, как привезенным рыбам сначала отсекали головы, вынимали внутренности, отделяли икру. А затем перерабатывали. Парную, мороженную, соленую и вяленую продукцию отправляли на фронт.
Женщины ее обрабатывали, а мы у них были на подхвате; принеси то, отнеси это. Помню настил под нами был какой-то покачивающийся, но, тем не менее, мы все указания выполняли бегом. А женщины на нас цыкали: «Тише, не бегайте! Под нами чаны с рыбой стоят». Ребята постарше на тачках рыбу прикатывали. Им тяжело было. Где-то мы им помогали.
На работу нас привозили на бортовой машине. Дороги были очень плохого качества. Нередко приходилось идти на работу пешком. А это порядка 10-12 километров.
Потом нас, девочек, поселили в землянку, что находилась недалеко от рыбозавода. Однажды привезли горы жмыха и выгрузили прямо около нас на дорогу. Затем военные велели нам убрать жмых от дороги, уложить его как кизяк. Ох, и натрудились мы тогда!
- А быт как был налажен в землянке, Вера Михайловна?
- У каждой из нас были кровати и тумбочки. Стоял керогаз. На ней алюминиевая кастрюля. В ней кипятили воду для чая, варили похлебки из внутренностей рыбы. Нам давали еще хлеб и консервы рыбные. Потом перед ноябрьскими праздниками нам разрешили уйти в отпуск, отвезли домой. Дома были с месяц. А потом, 5 декабря, опять пошли на рыбозавод. Почему я запомнила эту дату – это был День конституции СССР.
- Вера Михайловна, вскоре калмыков депортировали в Сибирь. Помните про это?
- А как же? У нас сосед был калмык, дядя Ваня Буриков, который в НКВД работал. Его в армию не призвали, у него бронь была. Хорошо помню его жену тетю Марусю. Она ровесницей моей мамы была, и обеих звали Марусями. Они очень крепко дружили. А еще у них мальчонка был, с которым мы играли. Имя его, правда, запамятовала. За день до ссылки тетя Маруся ждала дядю Ваню с дежурства, а он все не приходил. Пришел в ночь и сказал, что всех калмыков переселяют в Сибирь. Моя мама и тетя Маруся стали плакать. Потом стали готовиться к отъезду. Они корову зарезали в дорогу. С нами мясом поделились.
Вообще у меня о калмыках самые хорошие воспоминания. Помню, часто, когда мы ходили на работу пешком, то в пути встречался небольшой хотон, где жили калмыки. Они всегда зазывали нас домой, давали шуурмг, потчевали вкусным калмыцким чаем. А когда мы уходили, то набивали наши карманы шуурмгами.
И до войны, и в военное время, и после войны в Лаганском районе калмыки и русские всегда жили и живут дружно. Мы вместе с ними работали на рыбозаводе во время Великой Отечественной войны. А потом, когда калмыки вернулись из ссылки, продолжили совместную работу на заводе.
Все делали вместе. Коптили, солили рыбу, тяжелую соль в ушаты таскали на плечах. 70-сантиметровой толщины лед таскали на себе. А на обед давали рыбку малосольную и две ложки кукурузы. Сейчас подорванное в молодые годы здоровье дает о себе знать. У меня до сих пор от этого кости болят.
- Вера Михайловна, а день победы помните?
- Я тогда продолжала работать на рыбозаводе. Рядом с проходной стоял столб с репродуктором. И 9 мая, помню, все бегут к нему и стоят около него. Я тоже туда подошла, спрашиваю: «Почему народ собрался?» А мне в ответ: «Сказали, что будут передавать важное сообщение». Вскоре раздался легендарный и незабываемый голос Юрия Левитана, который сообщил о победе СССР над фашистской Германией. Все закричали : «Ура!», стали бросать в воздух головные уборы, обниматься и целоваться.
И тут Русланова исполнила песню «Валенки». Это забыть невозможно.
- А каков у вас общий стаж работы, Вера Михайловна?
- Около 42-х лет. Из рыбозавода ушла в начале 60-х годов по состоянию здоровья. Пошла уборщицей в музыкальную школу. 12 лет там работала. Оттуда перешла работать посудомойщицей в столовую. Потом работала в кулинарном магазине. Готовили населению и школам пирожки, чебуреки, торты, кексы, пирожное. А затем, вплоть до ухода на пенсию, до 1992 года, работала дежурной в гостинице.
- Как сложилась ваша семейная жизнь?
- На судьбу грех жаловаться. Мы с мужем подняли и воспитали трех детей. К сожалению, супруг умер. Дочь окончила романо-германское отделение Калмыцкого государственного университета КГУ, Юра механик-мелиоратор, Саша после армии окончил рыбный институт. У всех свои семьи, у меня подрастают внуки. У меня много наград по работе, медалей за труд. В общем, жизнью я довольна.
- Как проводите дни?
- Сейчас никуда не хожу. Соседки поумирали. Смотрю по телевизору калмыцкие передачи. Интересуюсь новостями в республике. Слежу за работой Главы Калмыкии Бату Сергеевича Хасикова. Горжусь, что он наш – лаганский парень. С его бабушкой Машей вместе работали в гостинице. Дай Бог ему здоровья и успехов в работе!
- Вера Михайловна, людей вашего возраста называют долгожителями. Посоветуйте, как прожить долгую и активную жизнь?
- Не знаю, как. Все время работаю. Цветочки, огород сажаю. Все поливаю. Каждый день молюсь, в том числе и за Путина. Потому что он для всех нас настоящий отец. Старается улучшать жизнь в стране. И у него это хорошо получается. Раньше с нас брали налоги за бездетность, заставляли покупать облигации, постоянно росли цены на продукты и товары первой необходимости, а при нем все это отменили. Он старается увеличивать зарплаты людям, создает новые рабочие места. Он помогает инвалидам, малообеспеченным семьям, выдает пособия за родившихся детей, повышает нам пенсии. А мы работали до самых родов. А после родов через месяц должны были выходить на работу.
Вот сейчас все говорят про эпидемию коронавируса. А Президент России Путин оказывает большую помощь всем жителям страны, всем государственным и частным предприятиям.
-Вера Михайловна, скоро страна будет отмечать 75 лет Победы. Чтобы вы хотели в связи с этим сказать молодежи?
- Дорогие мои дети! Нашему поколению пришлось хлебнуть много горя. Мы пережили войну, потери многих близких людей, жили впроголодь и в холоде. Мы всю свою жизнь жили в землянках. Чтобы ее построить, надо было бить саман. Для этого сами месили глину. Возили из другого села Котельниково. А чтобы бить саман, нужна вода. А ее носили на коромыслах с соседней улицы, где стояла бочка с водой.
Во время войны иждивенцам выдавали по 300 гр. хлеба, а рабочим – по 400 гр. В нашем селе стояло какое-то военное подразделение. Мы ходили туда, чтобы собирать картофельную кожуру, которую мыли , варили ее и ели. В детстве собирали хлопок. Его обрабатывали руками. Там семечки были. Их мы грызли и жарили. Жили с постоянным ощущением голода.
Топить избы было нечем. Топили камышом и колючкой. А чтобы нарвать колючку, приходилось обдирать руки в кровь.
Даже искупаться была проблема. Для этого надо было с речки воду натаскать в котел, а зимой лед нарубить и его растопить. Чтобы иметь постоянно огонь, приготовить еду, зажигали толстую веревку, помещали ее в голландскую печь, и она там тлела. Спичек-то не было. В Рыжково у нас были лошадь и корова. Лошадь взяли на фронт, а мама обменяла корову на быка, чтобы колючку возить, но быка тоже забрали на фронт.
А как живете вы, дети? Захотел искупаться, открыл кран, и пошла горячая вода, захотел чайку, включил электрочайник. Сейчас жизнь изменилась к лучшему. Все есть. Поэтому работайте, уважайте старших, прислушивайтесь к их советам. Больше читайте книги, а не сидите целыми днями за телефонами. Я желаю вам счастливой жизни, молюсь за ваше здоровье!

Василий ШАКУЕВ