К 100-летию автономии калмыцкого народа. НА СТРЕМНИНЕ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ

22-05-2020, 13:39 | История

1920 г. была образована Калмыцкая автономная область. На территорию Калмыкии переселились калмыки, населявшие раньше земли в Оренбургской губернии, Донской области и с берегов рек Терека и Кумы.
Центральные органы автономной области располагались в г. Астрахань, где в то время сосредоточились и основные очаги культуры: совпартшкола и педагогический техникум. Почти все известные калмыцкие литераторы учились в одном из этих учебных заведений или в обоих в разное время.
В 1920 г. вышел первый литературный сборник «Песни революции», подготовленный политотделом калмыцких военных частей, где были собраны песни, созданные молодыми красноармейцами – «Песня бойцов 1-ого конного полка», «Военная песня калмыцкой молодежи» и др. Они долгое время исполнялись комсомольцами 20-30-х годов.
В начале 1922 г. вышел первый в Калмыкии общественно-политический журнал на русском языке «Ойратские известия», на его страницах которого нередко печатались и литературные произведения. В первых номерах журнала помещено философское эссе Улюмджи Душана о родной земле – «Степь».
В течение первых десяти лет в газетах и журналах нередко появлялись произведения У. Душана. Еще в 1919 г. в газете «Жизнь национальностей» была напечатана его статья «Калмыцкий язык и литература», в которой он сделал одну из первых попыток обобщить некоторые сведения о языке и литературе родного народа с позиций нового революционного времени.
В 1920-е годы вместе с У. Душаном печатались и другие авторы, которые оставили заметный след в нашей литературе. Это Лиджи Карвин, Бадма Майоров, Николай Нормаев, Адольф Бадмаев, Хонин Косиев, Гулаш Доржинов (Дорҗин Гулаш), Эрдни Баркуев, Улан Илишкин.
О борьбе нового со старым писали Бадма Майоров, Гулаш Доржинов, Николай Нормаев, Адольф Бадмаев, Хонин Косиев.
В 1927 году с предисловием Б. Майорова был издан один из первых сборников стихотворений и рассказов под названием «Сәәни экн» («Начало хорошего»). Он был также одним из авторов этого сборника (стихи и рассказ «За Советы»). Б. Майоров позже написал книгу воспоминаний «Великая перемена».
Николай Нормаев был одним из эрудированных людей Калмыкии того времени. Из-за болезни он вынужден был бросить учебу в Тимирязевской академии и перейти работать в редакцию республиканских газет. Особой популярностью пользовались его небольшие рассказы. В них очень ярко и живо дается пейзаж родной степи в самое разное время года. Действие развивается стремительно, динамично и никогда не оставляет читателя равнодушным.
Н. Нормаев призывал писателей повышать свое мастерство, учиться у классиков и использовать опыт устного творчества родного народа («Художественное слово»), беспокоился о быстрейшем налаживании книгоиздательского дела в Калмыкии («Подумайте»), ратовал за моральную чистоту советского писателя («Плагиаторы»).
В конце 1920-х годов стали нередко появляться на страницах республиканских газет и журнала «Мана келн» очерки и рассказы Г. Доржинова. Известность приобрел его рассказ «Крепкое рукопожатие», который явился первым в калмыцкой литературе эпистолярным произведением, построенным в форме писем героев друг к другу.
Эрдни Баркуев был известен в литературных кругах того времени как фельетонист. Его фельетоны и сатирические рассказы появлялись чаще всего на страницах молодежной газеты «Улан баһчуд» и сыграли большую роль в воспитании подрастающего поколения.
Свой след оставил и Улан Илишкин, выступавший со стихами и рассказами. Самое крупное и значительное его произведение – это повесть «Степной орел», написанная в 1936 г., но увидевшая свет только в 1964 г. Главным героем повести выведен Ока Городовиков в годы юности и молодости, когда часть калмыков, населявшая земли Области Войска Донского, входила в состав донских казаков и несла службу в казачьих частях. В книге очень ярко и живо показаны бытовые подробности жизни донских калмыков.
Во второй половине 1920-х годов в полную силу проявился талант Нимгира Манджиева. В содружестве с Эрендженом Отхоновым в 1927 г. он опубликовал отдельными книжками многоактные пьесы «Конец плохого – начало хорошего» и «Позже появившиеся рога длиннее раньше выросших ушей», а через год в журнале «Мана келн» была опубликована пьеса Н. Манджиева «Дорджиев Улан».
Содержание этих первых калмыцких пьес было несложным и имело, главным образом, агитационно-пропагандистское направление, призывало покончить с невежеством, с неграмотностью и вредными обычаями старых времен.
Н. Манджиев сыграл большую роль в развитии калмыцкой прозы. Его основные жанры – рассказ и небольшие повести – отличаются краткостью и выразительностью языка, простотой формы и глубиной содержания. Его рассказы и очерки в 1929 г. вышли отдельной книгой под названием «Горькая правда».
В 1933 г. на свет появилось одно из самых ярких и остро-сатирических произведений Н. Манджиева «Уршгта Улан Манҗ» («Советчик бедных – Красный Манджи»), где он органически связал мотивы калмыцкого фольклора и элементы современной ему сатиры. Герой очерков Улан Манджи обходит села и хотоны Калмыкии, добиваясь правды и разоблачая нечестных людей, их всевозможные махинации и прочие недостатки в строительстве новой жизни.
Развернуться во всю силу богатому таланту прозаика помешала ранняя смерть. Н. Манджиеву исполнился 31 год, когда его не стало.
Первое стихотворение Санджи Каляева под названием «Слушайте» появилось в газете «Улан Хальмг» 22 октября 1925 г. Это было небольшое агитационное произведение о необходимости учиться, учиться культуре новой жизни. К 10-й годовщине Октября написал поэму «Орлы». В первой половине 1930-х годов им были опубликованы еще две поэмы: «Герои, строящие социализм» и «Бригадир». «Бригадир» сразу завоевал популярность среди читателей своим содержанием и художественным мастерством. В самом расцвете творческих сил С. Каляев был в 1937 г. незаконно репрессирован и надолго оторван от творческой работы.
Когда С. Каляев только начинал свою литературную деятельность, ярко взошла звезда одного из первых калмыцких писателей Антона Амур-Санана, писавшего на русском языке. Его автобиографическая книга «Мудрешкин сын» при жизни писателя выдержала несколько изданий.
К этому периоду относится начало творческого пути Аксена Сусеева, автора историко-революционных поэм и стихов.
В 1930-е годы раскрылся талант одного из самых известных писателей Калмыкии Баатра Басангова, работавшего в различных жанрах литературы: поэзии и прозы, драматургии и публицистики. Много сил им отдано переводу калмыцкого эпоса «Джангар», подготовке празднования его 500-летия.
В 1931 г. вышла книга Б. Басангова «Правда минувших лет», куда были включены рассказы и повесть «Булгун». Книга сыграла большую роль в дальнейшем развитии малой формы калмыцкой прозы. Особенной популярностью пользовалась повесть «Булгун». Героиня повести Булгун восстала против вековых устоев – старых неписаных законов о семье и браке и умерла от побоев мужа, завещав, чтобы ее дочь Делгир вышла замуж за любимого человека.
Первая одноактная пьеса Б. Басангова «Бооцан» («Соглашение») была опубликована в 1930 г. Предназначена была она для участников художественной самодеятельности и носила открыто агитационный характер. Но уже через год на страницах того же журнала появилась многоактная (в 4-х действиях) пьеса «Смерть комсомолки Делгир», написанная на местную тему и на современном материале.
Б. Басанговым написаны также пьесы, отразившие исторические события, факты и явления из жизни калмыцкого народа. Таковы пьесы «Чууче», «Сян-Ка», «Бумбин орн», «Гимн матери», «Запоздалый богач».
1920-1930-е годы положили начало и творческому пути таких известных калмыцких поэтов, как Даван Гаря, Хасыр Сян-Белгин, Церен Леджинов, Басанг Дорджиев, Константин Эрендженов.
В самом конце 1920-х годов X. Сян-Белгин выступил со своими первыми произведениями, а уже в первой половине 1930-х годов одна за другой вышли в свет три его книги, в которых были собраны лучшие его стихи и рассказы.
Первый поэтический сборник X. Сян-Белгина «Дорога» был издан в 1934 г., но самым популярным, ставшим классическим произведением поэта стала поэма «Борец-сирота», появившаяся отдельной книгой в 1935 г. В следующем году X. Сян-Белгин по сюжету своей поэмы написал пьесу под таким же названием. Впервые в истории калмыцкого народа в ноябре 1936 года открылся государственный драматический театр в столице республики. Пьеса «Борец-сирота» – первая постановка национальной труппы калмыцкого театра, которая положила начало его местному репертуару.
В 1930-е годы расцвел талант поэта-лирика Церена Леджинова. Его замечательные лирические стихи о родной калмыцкой степи, о любви служили прекрасной основой для создания популярных песен, которые получали широкую аудиторию через печать, радио и художественную самодеятельность. Им изданы «Сборник стихов» (1934), «Сила» (1939) и «Родина». А еще ранее, в 1932 г. им совместно с Константином Эрендженовым был издан сборник стихов «Великая победа», который положил начало творческому пути обоих поэтов.
Хотя К. Эрендженов начал литературную деятельность как поэт, но известность приобрел после опубликования автобиографической повести «Дууч шар хөөч» («Песнь чабана»), в которой он с обаятельной теплотой и задушевностью поведал миру о своих злоключениях, которые пришлось ему изведать, будучи чабаном у кулаков.
Необыкновенно талантливым поэтом был Даван Гаря. Он автор ряда замечательных баллад и поэмы «Хулхач» о духовных исканиях калмыцкой молодежи начала ХХ века. Осуществил перевод на калмыцкий язык «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. К сожалению, из этого перевода сохранилась лишь одна глава. В 1937 г. Даван Гаря был арестован и умер в заключении.
В 1930-е годы в калмыцкую литературу пришел Лиджи Инджиев. Стихи и поэмы Л. Инджиева регулярно появлялись на страницах газет и журналов на протяжении всех довоенных лет.
Союз писателей Калмыкии был образован в мае 1935 года на первом съезде писателей. С докладом о положении дел в национальной литературе выступил критик Иван Мацаков. На этом съезде первым председателем правления Союза писателей Калмыкии был избран Ишля Бадмаев, ответственным секретарем – Константин Эрендженов. Следующим руководителем писательской организации стал Иван Мацаков, ответсекретарем – Кару Манджиев. Потом председателем Союза писателей Калмыкии стал поэт Церен Леджинов, который руководил творческим объединением до своей кончины на 32 году жизни в 1942 году. При нем ответственным секретарем был поэт Гаря Шалбуров.
Калмыцкая советская литература в период Великой Отечественной войны показала свою зрелость. Калмыцкие писатели и пером и оружием встали на защиту своего Отечества и наряду со всеми советскими писателями служили делу победы над фашизмом. Многие писатели за проявленное на фронтах мужество и отвагу, а в тылу доблестный труд награждены боевыми и трудовыми орденами и медалями.
Произведения писателей-фронтовиков Л. Инджиева, Э. Кектеева, Д. Кугультинова, М. Нармаева, М. Хонинова и др. печатались на страницах газет, журналов и сборников, как в республике, так и во фронтовой и центральной прессе. Героизм советских воинов, их благородство были основной темой их произведений. Они призывали трудящихся тыла самоотверженно трудиться во имя победы над ненавистным врагом.
Писатели, оставшиеся в тылу: Баатр Басангов, Мукебен Басангов и другие со своими произведениями выступали не только со страниц газет и журналов, но и на митингах, собраниях, в колхозах и совхозах, и перед рабочими и служащими предприятий и учреждений, а также в воинских частях.
Большой популярностью пользовались публицистические произведения Б. Басангова, которые на калмыцком и русском языках печатались в газетах, журналах и на отдельных листках, обращенных к населению временно оккупированных территорий. Это «Подвиг, затмивший древнюю легенду» (о Герое Советского Союза Эрдни Деликове), «Калмык – партизан Брянских лесов» (о Михаиле Сельгикове), «О патриотизме», «Вперед, товарищи, на разгром врага!», «Качества советских людей» и многие другие, которые полны чувства глубокой любви к родной Отчизне и ненависти к фашизму.
Широкую известность получили стихи «Грабители» Л. Инджиева, «Мать» и «Ополченцы» Ц. Леджинова, «Освободим Родину!» Д. Кугультинова, «Токуг» и «Нарма Дармаев» Э. Кектеева.
Современная калмыцкая литература получила свое дальнейшее развитие после восстановления в 1957 г. национальной автономии калмыцкого народа. Стали выходить республиканские газеты и альманах «Свет в степи», начало работу местное издательство, благодаря чему калмыцкие писатели получили возможность публиковать свои произведения. Начиная с 1959 г., когда Калмыкия и весь советский народ отметили 350-летие со дня добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России, калмыцкая литература стала выходить за пределы своей республики. Произведения калмыцких писателей нередко появляются на страницах союзных газет и журналов, их книги издаются в центральных издательствах.
После возвращения калмыков из ссылки и восстановления Союза писателей Калмыкии, его возглавил Бем Джимбинов. Затем председателем стал писатель Морхаджи Нармаев. После него руководителем Союза был избран Давид Кугультинов. Потом председателем правления был избран Тимофей Бембеев.
В эти годы начинается новый этап возрождения национальной литературы. В конце 50-70 гг. прошлого века в калмыцкую литературу вошла плеяда талантливых писателей, которая внесла новые темы в национальную литературу. Такие писатели, как Морхаджи Нармаев, Бося Сангаджиева, Алексей Бадмаев, Анджа Тачиев, Алексей Балакаев, Санжара Байдыев, Егор Буджалов, Тимофей Бембеев, Андрей Джимбиев, Сергей Бадмаев, Анатолий Кукаев, Вера Шуграева, Владимир Нуров, раздвинули горизонты калмыцкой литературы, привнесли в нее обостренное восприятие единства с народной жизнью, усилившее эпическое содержание прозы и поэзии. Время вхождения в литературу этих авторов можно считать переломным этапом ее эволюции.
Калмыцкая поэзия второй половины ХХ века характеризуется активным поиском новых форм, средств и приемов изображения жизни.
Произведения прозы 60-70 гг. ХХ в. объединяют стремление создать образ современника и современности, обращение к лучшим сторонам национальной традиции в художественном мышлении народа.
Калмыцкие поэты второй половины ХХ в. разрабатывали разные темы и жанры. В их поэзии чувствуется общность творческих поисков и проблематики. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что калмыцкая поэзия данного периода, как и вся многонациональная поэзия Страны Советов, развивалась в советско-национальной образной системе.
Творчество поэтов Калмыкии 50-90 гг. ХХ в. отмечено свежестью мироощущения, в котором такие высокие понятия как достоинство, честь, долг становятся конкретными, более того самой сутью людей. Жизнь становится предметом поэзии, и калмыцкие поэты сумели органично выразить и индивидуальное, и национальное, и общечеловеческое во всем многообразии их проявлений. Идейная направленность творчества, глубокая связь с жизнью народа, плодотворное использование национальных традиций – все это обогащает поэзию 50-90 гг. ХХ века.
Все, чем живет современник, над чем бьется его упорная мысль и трудятся неустанные руки, составляет суть творчества и переживаний калмыцких поэтов.
Однако не всегда повествовательность в лирике обретала поэтическую выразительность. Поиск в поэзии был интенсивным, сложным и не всегда безболезненным. Это объяснялось в определенной степени специфическими особенностями поэтического процесса в Калмыкии, когда после известного перерыва поэзия должна была наверстывать упущенное, освоить заново многие темы и проблемы после долгого вынужденного молчания.
Самые же крупные достижения калмыцкой поэзии связаны с именем Давида Кугультинова, выдающегося калмыцкого поэта XX в. Его жизненный и творческий путь является ярким примером беззаветного служения своему народу. Имя Давида Кугультинова по праву стало поэтическим символом Калмыкии. Его жизнь неотделима от бурного и грозного XX века. Давид Кугультинов был бесстрашным защитником своего народа. Об этом его знаменитая поэма «От правды я не отрекался». За то, что в стихах выступал против незаконного выселения своего народа и читал их землякам, поэт был осуждён тоталитарным режимом на десять лет норильского ГОРЛАГа. И не случайно слова: «От правды я не отрекался» стали символом чести и правды народной, девизом целого поколения. Творчество Давида Кугультинова, крупнейшего калмыцкого поэта, художникамыслителя, – это гимн родной степи, любимой Калмыкии. Лишь избранным поэтам дано право говорить от имени народа. Он такое право имел и с необычайной силой выразил чувства и мысли не одного поколения. Д.Кугультинов многие годы руководил Союзом писателей Калмыкии.
В 1990-е годы в период гласности и перестройки, писатели Калмыкии активно публикуют произведения, посвященные сибирской ссылке. Вспоминает дочь писателя Басанга Дорджиева Данара Дорджиева «Первая половина 1944 г. – тяжелейшая в моральном состоянии пора в жизни спецпереселенцев. В сознании каждого один вопрос: «За что?». В памяти – обезлюдевшая родная степь, картины массовой гибели людей в пути. По дороге в Сибирь у Басанга Дорджиева созревает стихотворение, которое затем в течение долгих десятилетий нигде не было опубликовано. Его удалось напечатать в газете «Хальмг үнн» лишь в 90е годы. Это стихотворение «Келич, тег, келкәвчи?..» («Скажика, степь, ты потеряла дар речи?), в котором автор выразил свое негодование по поводу несправедливой репрессии, боль за родную степь, лишившуюся своих сыновей и дочерей, жалость к живым существам, оставшимся без своих хозяев». Это стихотворение, пожалуй, стало первым произведением о депортации. В Сибири Б.Дорджиев пишет стихи на родном языке, которые позже образовали цикл «Саралинская тетрадь». В произведениях калмыцких писателей о депортации чувствуется движение времени, истории. В них повествуется о суровых годах ссылки калмыцкого народа, о гибели и тяготах земляков, но за этими суровыми картинами неизменно встают мысли писателей о судьбе народа, о его мужестве, нравственной чистоте и стойкости духа. Можно назвать такие произведения, как «Проклятые дни» Лиджи Инджиева, «13 дней, 13 лет» Алексея Балакаева, «Счастье сироты у нее за пазухой» Боси Сангаджиевой, «Двери настежь, калмыки!», «Исход и Возвращение» Егора Буджалова, «Свет лампады» Николая Бурулова, «Голубоглазая каторжанка», «Золото в песке не затеряется» Алексея Бадмаева, «Хлеб горьких лет» Николая Илюмжинова, «Реквием живой моей души» Владимира Нурова, « Дни, обращенные в ночь» Тимофея Бембеева, «Осколки» Валерия Хотлина, «Когда изгнанником печальным…» Татьяны Манджиевой и другие.
80-90 гг. ХХ века национальной поэзии характеризуются развитием лирической индивидуализации, ученые называют его процессом «децентрализации», когда организация художественного мира подчинена определенным социально-психологическим типом. Творчество Ивана Убушаева, Эрдни Эльдышева, Бадмы Васькаева, Николая Санджиева Дольгана Шанаева, Ивана Бадма-Халгаева, Николая Хатуева представляет национальный мир в динамике и многообразии субъективных восприятий.
Литература Калмыкии обогащена творчеством писателей, пишущих на русском языке. Можно назвать такие яркие имена, как Джангр Насунов, Нина Ипполитова, Олег Манджиев, Лия Петрова, Валентина Лиджиева, Григорий Кукарека, Римма Ханинова, Валерий Хотлин, Игорь Гриньков, Александр Соловьев, Василий Чонгонов, Алексей Скакунов, Евгений Пахомов и др.
В современной калмыцкой литературе успешно работали такие известные критики и литературоведы, как Иван Мацаков, Церен Корсункиев, Анатолий Кичиков, Уташ Очиров, Михаил Джимгиров, Андрей Бадмаев, Валерий Пюрвеев, Бэла Лиджиева, Надежда Мусова, Раиса Джамбинова, продолжают трудиться  Данара Дорджиева, Василий Церенов, Алла Салдусова, Светлана Цеденова, Римма Ханинова, Николай Манджиев,  Мингиян Лиджиев,  Делгир Топалова, и др.
После развала СССР наметился спад литературного творчества по всей стране. Калмыкия не стала исключением. Ушли из жизни признанные мастера, произведения которых стали частью народной памяти. Но за эти годы литература пополнилась новыми именами и эстафета добра, мужества и терпения продолжает действовать.
Современные поэты Калмыкии стремятся отразить сложные коллизии современности, глубоко проникать во внутренний мир человека, находить соответствующие художественные формы и выразительные средства.
В настоящее время в Калмыкии работают более 30 писателей. Это немалая сила, которая играет большую роль в культурной и общественной жизни республик.
Большой вклад в пропаганду калмыцкой поэзии внесли известные русские поэты-переводчики, такие как Семен Липкин, Юлия Нейман, Виктор Стрелков, Даниил Долинский, Анатолий Аквилев, Александр Соловьев и др.
Главная задача калмыцких писателей сегодня – способствовать сохранению родного языка, воспитанию у молодого поколения чувства принадлежности, сопричастности к судьбе своего народа, к своей истории. Несмотря на сложные времена, быть верными себе, своему таланту, создавать новые произведения, отвечающие духу времени.

Эрдни ЭЛЬДЫШЕВ,
народный поэт Калмыкии,
председатель Союза писателей Республики Калмыкии