ПО ВЕЛЕНИЮ ДУШИ!

09-09-2020, 13:02 | Современник

С давних пор восхищаюсь настоящими мастерами своего дела. С одним из них, коренным жителем Элисты, мастером-прикладником Григорием Васькиным у меня сложились дружеские отношения. Он был настоящим мастером своего дела, человеком разносторонних дарований. Хотите знать, каких? Загибайте пальцы. Григорий Савельевич одновременно являлся ювелиром старого уклада, чеканщиком, гравером, инкрустатором, резчиком, лудильщиком, художником, столяром, обработчиком кожи, дерева и металла. Его восхитительные шедевры искусства, а это в основном предметы калмыцкой национальной культуры, известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами, в том числе и за рубежом.
В 1992 году, во время визита в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы, ему была дарована великолепная вещь мастера Васькина – тевш ааh – посуда для приема пищи. И сейчас некоторые работы Григория Савельевича находятся в республиканском музее им. Н.Н. Пальмова, хранятся в частных коллекциях по всему миру.
Помнится, я как-то спросил у него:
– Григорий Савельевич, как рождаются идеи?
– Поводом для изготовления той или иной вещи служат вполне определенные даты и конкретные случаи, – ответил мастер. – Вот, например, поставил цель изготовить национальный сосуд.
Затем он в подробностях рассказал о многодневной работе по изготовлению калмыцкой бортхи, сосуда, в котором хранили различные напитки. Не буду утомлять читателя подробностями по изготовлению этой вещи, скажу лишь о том, что, прежде чем приступить к работе, Григорий Савельевич тщательно готовился к ней. Перечитал множество статей и книг на эту тему, расспросил большое количество знатоков, подбирал материал, ночами долго не мог уснуть, все продумывал цепочки своих предстоящих действий. А потом взялся за дело. И вышел из-под его рук настоящий шедевр искусства. Деревянная часть бортхи снаружи инкрустирована изящным калмыцким орнаментом из столового серебра, тончайшими узорами расписаны металлические головки, к пробкам прикреплены капроновые нити, на конце которых имеются кусочки чистого серебра: «Чтобы жидкость не окислялась».
Любо-дорого созерцать также изготовленные им калмыцкую пиалу, шахматный столик с деревянными фигурами. Кстати, однажды бизнесмен из Канады изъявил желание купить шахматный столик за приличную сумму в валюте. Мастер с достоинством ответил: «Эта вещь продаже не подлежит. Она – достояние Калмыкии». Позже мне Григорий Савельевич пояснил: «Я работаю не ради денег, а по велению души. Когда человек делает что-либо, творит только ради денег, то он уже не мастер, а шабашник!»
Секретам мастерства его учил отец, народный умелец Васькан Гаря, непревзойденный специалист по сусальному золоту Бадмин Киириб, ювелир Санджин Саама, а также обработчик по различным материалам Санчра Сапитк.
Но перенял Григорий Савельевич у легендарных мастеров своего дела не только неординарные профессиональные навыки, но и прекрасные человеческие качества. Одно из них – беспощадная требовательность к себе. Бывало, он разбивал молотком вдребезги уже выполненную и вполне качественную вещь, над которой трудился много месяцев. Просто потому, что видел в ней маленький дефект, который, кстати, не заметит обычный человек: «Я не халтурщик!»
Как-то спросил у него:
– А почему вы избрали предметы национальной культуры?
– Потому что они вечны! – был ответ.
Григорий Савельевич был настоящим трудоголиком. В пять утра он уже – в мастерской: «Люблю работать, когда никто не мешает». Там у него все инструменты были выложены в строгом порядке. Каждая вещь знала свое место. Смотрел, как падает свет. Достаточно ли освещено? Затем неторопливо надевал халат. Проверял, достаточно ли прочно сидят очки. Основательно натягивал на голову рабочий берет. Священнодействовал! И лишь потом, неспешно, приступал к работе.
– Когда работаю, все важно, – пояснял он. – Не могу работать, когда не острижены ногти, кто-то переставит местами мои инструменты, сижу в неудобной позе, стесняет движения одежда. Во время работы полностью отдаюсь ей. Работаю без обеда в течение 9-10 часов.
Последний раз я видел мастера незадолго до его ухода в мир иной. Время было предновогоднее. Падал снег. Стоял чудный тихий вечер. Он пригласил меня в свою мастерскую, расспросил о делах и знакомых. Затем показал эскизы будущих работ. Затем, как бы извиняясь, произнес:
– Устал я сегодня. Работал с пяти утра.
А мне вдруг в тот момент вспомнился Межиров:
Да пребудут в целости
Хмуры и усталы
Делатели ценности –
Профессионалы!

А Григорий Савельевич продолжал:
– А вообще, когда устаю, люблю повозиться с внуком. Люблю пошутить. Или почитать стихи. Например, как эти.
С этими словами он надел очки, прокашлялся и выразительно продекламировал:
– Пой, ямщик, вперекор этой ночи,
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою!

- Красивые стихи! Выразительные, –сказал он после некоторой паузы. – Я прямо как сейчас вижу: белое поле. Как и сегодня у нас, падающий снег. Запряженную в сани и несущуюся во весь опор тройку лошадей. А в санях – развалившегося, хмельного и уже немолодого барина, поющего о своей безвозвратной молодости.
Постойте, постойте! Так это же уже готовый сюжет. А вы спрашиваете, как рождаются мои работы, что служит толчком к этому…

Василий ШАКУЕВ