Пещеры Драк Йерпа

05-02-2015, 11:08 | Культура

В продолжение цикла статей о путешествии в Тибет, мы представляем вам рассказ о посещении пещер, в которых медитировали гуру Падмасабхава и его ученик Атиша. Кроме того, вы узнаете о чудесном исцелении одной из паломниц во время встречи с монахами в этих пещерах.

Древние пещеры Драк Йерпа расположены в горах на высоте 4200 метров над уровнем моря. Когда мы приближались к священным местам, горы пестрели издалека от множества флажков "лунгта", развешанных на несколько километров по склонам гор. Есть специальные люди, которые за определенную плату развешивают ваши флажки, которые вы приобретаете здесь же. Яркие флажки желтого, красного, зеленого, синего и белого цвета трепещут под сильным порывом ветра, а ветер разносит ваши желания по всему миру.

Согласно поверьям, в пещерах Драк Йерпа медитировали гуру Падмасабхава и его ученик Атиша. Чтобы попасть в самую первую, нужно было подняться еще на 200 метров выше. К тому времени я уже двигалась, то и дело вдыхая кислород из баллончика. С нами в группе шла Наташа в гипсовой лангете на ноге. За неделю до поездки на Тибет она поломала два пальца на ноге, копаясь в огороде. Шла она очень тяжело с костылем, дополнительно опираясь на кого-нибудь из друзей. Я предложила Наташе посетить только одну пещеру, так как до остальных добираться еще на 300 метров выше. Но она твердо отказалась, ответив, что дойдет.

Я с трудом добралась до первой пещеры, на площадке перед ней стояла печь, рядом "санг" - я бросила несколько травинок в печку со словами "Ом а хум", затем вошла внутрь пещеры. Наши ребята уже ее покидали. Сделав три простирания, поднесла белый хадак к алтарю. Монах, сидевший на маленькой кроватке слева, предложил мне сесть на соседнюю скамеечку. Я села с большим удовольствием, так как очень устала. Через несколько минут могла идти дальше, но захотелось посидеть в пещере подольше. Мне понравилось добродушное и необычное лицо монаха. Он крутил сандаловые четки и куда-то смотрел. Это был маленький человек - карлик. Голова, грудная клетка, руки у него были обычными, а ноги были короткими, под ногами был ящик. Рядом на кроватке была корзина, а в ней лежал большой белый кот. На шее у кота был изящный серебряный колокольчик. Монах то и дело поглаживал своего любимца. "Красивый кот", - сказала я на английском - "Это ваш друг?". "Да, да", - ответил, улыбаясь, монах, взял кота на руки, почесал его и опять положил в корзинку.

Напротив меня находился алтарь, где горели лампадки, а монах поддерживал огонь. Слева от меня находился стеллаж с молитвами, под которым был проход. Справа находился маленький столик с барабанчиком. Надо мной под потолком простирались гирлянды из листьев лотоса. "Бадм?" - спросила я, поглядывая на сухие лепестки лотоса (на калмыцком "лотос" - "бадм цецг"). "Падма, падма", - ответил лама. Он ловко спрыгнул с ящика, достал термос, пиалку, миску, одноразовый стаканчик и мешочек с мукой, поставил на стол и предложил мне чай. Я с удовольствием согласилась. Пока пили чай, лама учил меня тибетскому: "ца", показывая на чай, "цампа", показывая на миску с разведенной мукой. Повторив несколько раз, слова, мы, довольные, засмеялись. Горячий чай с молоком и солью был кстати: он придал сил, а беседе - настроение. Я предложила сфотографировать собеседника, лама охотно согласился, а потом с удовольствием посмотрел на фото. После трапезы также быстро все убрал, что стол стал чистым. Я, удобно усевшись и прикрыв глаза, погрузилась в чтение молитв. Так не хватало четок! Сожалела, что не взяла их с собой. Попросить неудобно, у него ведь свои, и он их постоянно крутил. Через некоторое время я опять подумала о четках, открыла глаза, смотрю, а на столе лежат маленькие четки, сразу попросила их взять. Лама одобрительно кивнул и протянул их мне. Я взяла с почтением, двумя руками и, удовлетворив свое единственное желание, погрузилась в чтение молитв. Мне было так хорошо и спокойно. А в пещере царила атмосфера умиротворенности.

Не знаю, сколько прошло времени, за входной дверью послышался шум, вошла многочисленная тибетская семья. Сдвинувшись по часовой стрелке, они нагнулись и прошли под стеллажом с молитвами, доставая масло и подкидывая его в огонь, сделали подношения. Мое внимание же привлек отец семейства - высокий пожилой мужчина в типичной китайской одежде: пиджаке и брюках. Движения его были неторопливыми, а взгляд внимательный. Отдав поклоны, добавив из собственного мешочка масла в огонь, он с большим почтением подошел к ламе, поклонился и поприветствовал его. Монах предложил ему чай, но мужчина отказался, монах вновь предложил чай - мужчина опять вежливо отказался. Когда же он снял шляпу, на его лысой макушке возвышалась шишечка размером 1,5x1,5 см. Наверняка, этот человек много медитировал и у него образовался "третий глаз". Такую же шишечку я видела у гелюнга Намки Кичикова, жившего в Кетченеровском районе Калмыкии и учившегося в Чееря Хуруле. Отец говорил мне в детстве, что это "третий глаз". Позже, когда я была студенткой, один философ рассказывал нам, как в процессе медитации у тибетских монахов увеличивается количество клеток головного мозга, в черепе образуется отверстие и масса головного мозга выходит наружу в виде шишечки на голове.

После некоторой паузы пещеру посетили двое мужчин, которые тоже с большим почтением кланялись ламе. Монах трижды предложил им чай, трижды они отказались. У нас ведь можно обидеть человека отказом, а у них какая-то церемония предложений и отказа от чая. А может быть, это просто связано с тем, что воду и продукты тяжело поднимать на такую высоту. Я сделала вывод, что монаха-отшельника, обитающего в этой пещере очень уважают и почитают тибетцы. Проводив гостей на выход, монах принял свою привычную позу: вновь крутил четки и куда-то смотрел. Я, спросив разрешения на размен крупных купюр, искала в коробке с пожертвованиями, стоявшей рядом со мной, мелкие. Отсчитав нужную сумму, положила в кошелек. Подумав, решила еще разменять, вновь отсчитав мелкие купюры, хотела положить в кошелек, и тут раздался смех. Монах, спрыгнув с ящика, сев рядышком, взяв коробку, начал быстро набирать какие-то купюры, их получилось очень много. Забрав у меня, те, которые я отложила, дал взамен целую пачку. Оказывается, я вместо 20, образно говоря, рублей взяла 20 копеек. Вроде, монах сидел и совсем не смотрел в мою сторону, а сам, оказывается, все замечал. Мы долго с ним смеялись надо моей оплошностью.

Вновь зашли паломники, пока они общались с ламой, я вышла в дверь на "выход" и стала фотографировать пещеры и монастыри, расположенные выше. Когда вернулась, монах протянул мне забытые мной флажки, и тепло попрощавшись с ним, я покинула пещеру.

Тем временем, в основном монастыре произошло чудо, точнее сказать, чудесное исцеление Наташи. Самый большой монастырь комплекса Драк Йерпа был расположен в наиболее высокой точке. Группе удалось встретиться там с высоким ламой. Ринпоче, подозвав к себе Наташу и прочитав ей молитву, велел отбросить костыль и снять гипс. Затем снял свои башмаки, протянул их ей и велел обуть. Наташа вся в слезах от счастья, обутая в добротные коричневые башмаки, на два размера больше собственных, вышла из храма без костыля и гипса. Все были в шоке.

Вечером в номере гостиницы мы с Наташей как всегда делились впечатлениями о событиях прожитого дня. В том, что с Наташей произошло чудо, никто не спорил. Моя соседка вновь и вновь делилась своими переживаниями, периодически всплакивая. В ответ на мой рассказ она сказала: "Ты общалась с "сидхи", ведь он читал твои мысли". И тут меня осенило! Четок ведь на столе не было, и вслух об этом я его не просила! Значит, он прочитал мои мысли. Наверное, я общалась с сидхи! Надо же! Чудеса...

Елена ОЛЬЗЕЕВА