Индивидуализация ОСАГО: лихачи заплатят больше

18-09-2020, 14:52 | Общество

С 5 сентября 2020 года страховщики начинают рассчитывать стоимость полиса ОСАГО, учитывая индивидуальные характеристики каждого водителя: как часто он нарушал правила дорожного движения, участвовал ли в ДТП и прочие факторы – их набор каждая компания будет определять самостоятельно. Какие еще нововведения предусмотрены в обновленном законе об обязательном страховании автогражданской ответственности, об этом мы поговорили с исполняющим обязанности управляющего Отделением – НБ Республики Калмыкия Южного ГУ Банка России Александром АЛЕКСЕЕВЫМ.
– Александр Михайлович, какова основная цель изменений в законе об ОСАГО и как это отразится на стоимости полисов?
– Сейчас цена полиса должна стать более справедливой. До вступления в силу изменений водители платили за страховку почти одни и те же деньги. На цену влияли лишь пять факторов: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж и как часто он попадает в аварии. Законодательные новации предусматривают, чтобы аккуратные водители могли платить меньше, а лихачи – больше. В зависимости от этих факторов коридор тарифов, например, для физлиц – владельцев легковых автомобилей будет расширен вверх и вниз на 10%. Для юридических лиц расширится на 20% в обе стороны, для таксистов – на 30%. Страховщик может установить максимальный тариф для водителей, которые сильно превышали скорость, проезжали на красный свет. Для прилежного автовладельца стоимость полиса останется прежней или может быть снижена.
Базовые тарифы всех страховых компаний по-прежнему остаются в пределах, установленных Банком России. Но границы тарифного коридора расширились. Например, если раньше для легкового автомобиля минимальный базовый тариф начинался от 2746 рублей, а максимальный не превышал 4942 рублей, то теперь тарифы должны находиться в диапазоне от 2471 до 5436 рублей. Чтобы не допустить завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. Итоговая цена полиса складывается по той же формуле, что и раньше: базовую ставку тарифа надо умножить на набор коэффициентов, индивидуальных для каждого водителя (бонус-малус, возраст-стаж и другие).
– Как водитель узнает, какие именно факторы учитывает тот или иной страховщик?
– Страховые компании теперь имеют право устанавливать свой набор факторов: например, взять во внимание образование и семейное положение автовладельца, марку и даже цвет его машины. Факторы обязательно должны быть основаны на статистике страховщика по количеству аварий и размерам выплат для водителей и автомобилей с разными характеристиками. Но при этом страховщики не вправе ставить размер базового тарифа в зависимость от национальности, вероисповедания, политических взглядов и должности автовладельца.
Полные списки факторов, которые влияют на базовую ставку тарифа, страховые компании теперь обязаны размещать на своих сайтах. Также там должны быть онлайн-калькуляторы, с помощью которых водители могут самостоятельно рассчитать цену полиса перед его покупкой.
– Вы упомянули, что для водителей-лихачей ОСАГО может подорожать. А кто такой этот лихач в понимании страховщика? Поясните, пожалуйста.
– Это более рискованные категории водителей. К ним, по статистике, относятся, например, водители с маленьким стажем и те, кто регулярно допускает грубые нарушения правил дорожного движения, например, значительно превышает скорость. Важным фактором является стиль вождения: насколько резко он ускоряется или тормозит, на какой скорости проходят повороты – эти данные могут быть получены с использованием телематических устройств на автомобиле. Однако отмечу, что установка таких устройств – дело исключительно добровольное.
– Как страховщик получит данные о соблюдении или нарушении ПДД водителем? Запросит у ГИБДД?
– Страховщики в лице Российского союза автостраховщиков должны наладить информационный обмен с ГИБДД, сейчас эта работа активно ведется.
– Как именно Банк России будет следить за правильностью расчета тарифов?
– Банк России уже опубликовал проект нормативного акта, устанавливающий перечень факторов, использование которых при расчете недопустимо. А так как списки конкретных факторов будут публиковаться на сайтах страховщиков, у Банка России есть все возможности по контролю за тарифами, как посредством дистанционного надзора, так и в порядке реагирования на обращения граждан.
– Благодарю за беседу.

Подготовила Любовь ШАГДЖИЕВА