Уроки Басана Городовикова

13-11-2020, 15:51 | Общество

Басан Бадьминович Городовиков, будучи выдающимся военачальником и государственным деятелем, с особенной и трогательной любовью относился к детям, подрастающему поколению, проявляя заботу об образовании и воспитании, зная, что молодежь – это будущее нашего народа.
Жители Калмыкии, кому сегодня чуть больше пятидесяти лет, уже со школьных лет знали, кто такой Басан Городовиков, а многие видели и встречались с ним, когда он еще был жив, кому-то посчастливилось работать с ним, поднимать республику после депортации.
У Басана Бадьминовича и Нонны Гаряевны рано умерла вторая дочь Боова, и внучку Лену им пришлось растить и воспитывать одним. С малых лет она жила с ними в квартире по ул. Пионерской, в доме № 15. В те годы элистинцы часто видели, как супруги Городовиковы гуляли со внучкой, провожали ее в школу № 4, которую она окончила. Басан Бадьминович очень любил своих детей, внуков, племянников. Сейчас у их дочери Омульты, сына Басана и внучки Лены уже свои семьи, дети, внуки и правнуки.
В 1990 году улица Пионерская, где они жили, была переименована на улицу имени Б. Б. Городовикова, и на доме установлена мемориальная доска.
В 1965 году я уже дослуживал третий год в ракетных войсках армии в Грузии. Вдруг 13 марта меня вызвали в штаб и сказали: «Пришла телеграмма командующего военным округом. Вам приказано в 24 часа отбыть в распоряжение Калмыцкого обкома партии». Я, конечно, был удивлен и быстро собрался. Прибыл через сутки в Элисту. В обкоме комсомола меня повели к Басану Бадьминовичу Городовикову. Я волновался, поскольку до этого всего один раз видел его издалека в театре Советской Армии в Москве, а здесь предстояла личная встреча. Он расспросил меня о службе, кто командует Закавказским военным округом. Я ответил, что командующий генерал Стученко. Кстати, он недавно написал книгу «Завидная наша судьба» и тепло вспоминает о Вас. Ваши с ним полки во время обороны Москвы находились рядом на линии фронта. В конце разговора Басан Бадьминович сказал: «Поезжайте в ЦК ВЛКСМ, мы направляем Вас и рекомендуем на работу секретарем обкома комсомола».
После этого я 10 лет проработал секретарем обкома комсомола. Поэтому мне хорошо известно, как много внимания Басан Бадьминович уделял воспитанию молодежи.
Б. Городовиков особенно активно поддерживал движение молодежи 60-х – 70-х годов по шефству над овцеводством. В эти годы сотни молодых людей шли работать в животноводство. В каждом хозяйстве были молодежные чабанские бригады. Большую помощь животноводам оказывала молодежь, особенно студенты КГУ и средних учебных заведений в период окотной кампании. В те годы в хозяйствах республики получали ежегодно около миллиона ягнят.
В начале 70-х годов Басан Бадьминович часто выезжал в передовые молодежные бригады чабанов и гуртоправов. Было это, как правило, под Новый год, начиная с 25 декабря. Он поручал мне составить график маршрутов посещения таких бригад по районам на 4-5 дней. Каждому молодому парню и девушке он лично вручал новогоднюю поздравительную открытку и по калмыцкому обычаю подарок: носовой платок и конфеты. По-отечески интересовался их здоровьем, как обеспечены питанием, одеждой, куда и по какой специальности они поедут учиться в будущем.
Приезжая на фермы, встречаясь с семьями, он всегда спрашивал, сколько у них детей. И когда слышал в ответ, что трое или более детей, говорил с ободрением: «Сян, сян, молодцы!»
Летом 1972 года Басан Бадьминович, поддержав инициативу обкома комсомола, попросил секретаря ЦК ВЛКСМ приехать к нам, посмотреть на месте и решить вопрос о возможности объявить строительство рисовых инженерных систем в Калмыцкой АССР Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Через несколько дней секретарь ЦК комсомола прибыл в Калмыкию. Мы ознакомили его с опытом организации заготовки кормов на орошаемых участках Яшкульского района, побывали на рисовых чеках совхозов «Восход», «Большой Царын» и Чограйском водохранилище.
При встрече с ним Басан Бадьминович рассказывал о первых успехах рисоводов и кормодобытчиков, о трудностях, нехватке кадров и техники. Говорил о своей юности и о том, что новое и трудное дело по плечу только молодым и энергичным. В итоге вышло решение ЦК ВЛКСМ: объявить строительство рисовых и инженерных систем КАССР Всесоюзной ударной стройкой. Молодежь республики встретила это решение с большим воодушевлением.
Особое значение Басан Бадьминович придавал военно-патриотическому воспитанию молодежи, развитию физической культуры и спорта. В своих выступлениях перед молодежью он говорил, что молодым надо изучать историю Отечественной войны, знать, как и за что воевали их деды и отцы. Он с одобрением поддерживал походы молодежи по местам боевой и трудовой славы отцов и 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, военную игру школьников «Зарница», службу ребят на корабле «Комсомолец Калмыкии».
В конце октября 1968 года в Элисту приехал писатель Константин Симонов для встречи с Басаном Бадьминовичем. В это время Симонов работал над третьей книгой «Последнее лето» своего романа «Живые и мертвые». И вот, узнав, что дивизия под командованием Городовикова первой вышла на границу СССР, решил услышать, как это было из первых уст. А мы, земляки Басана Бадьминовича, до этого времени и не знали об этом. Настолько он был скромен.
В честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Центральный Комитет ВЛКСМ организовал фотографирование молодежи у святыни советского народа – Знамени Победы за большие успехи в труде, учебе и научно-техническом творчестве. По этому примеру весной 1975 года я предложил Басану Бадьминовичу организовать фотографирование лучших комсомольцев на фоне знамени 110-й ОККД.
Через несколько дней я зашел к Басану Бадьминовичу и доложил: «Боевые знамена 110-й ОККД и 184-й стрелковой Духовщинской орденов Суворова и Невского доставлены в Элисту. Разрешите внести». Он был приятно удивлен и, разволновавшись, по-военному преклонив колено, поцеловал родное Знамя.
Басан Бадьминович очень чутко и бережно относился к творческой интеллигенции. Высоко ценил ее труд и значение в духовном развитии общества. При нем были учреждены звания «Народный артист», «Заслуженный деятель искусств», «Заслуженный работник культуры», государственная премия имени О. И. Городовикова и премия комсомола Калмыкии имени Э. Деликова.
Талант и профессиональное мастерство многих писателей, художников, артистов и работников культуры отмечены наградами и званиями России и Калмыкии. Успешно проводились Дни литературы и искусства в Москве и других городах России. В годы его работы укрепилась материально-техническая база учреждений культуры и искусства республики, были построены Дворец культуры в Элисте, Дома культуры в Городовиковске, Комсомольском, Яшкуле, Кетченерах и Приютном, новое здание музыкального училища.
Басан Бадьминович с Нонной Гаряевной не пропускали ни одной премьеры спектакля драмтеатра, любили посещать концерты ансамбля «Тюльпан». В хорошем настроении на народных празднествах Басан Бадьминович мог и сам исполнить калмыцкий танец, особенно «Чичердык».
В августе 1975 года ансамбль «Тюльпан» выезжал на гастроли в Чехословакию. Басан Бадьминович попросил меня собрать перед вылетом из Элисты в холле 2-го этажа здания аэропорта артистов и тепло напутствовал их, чтобы они с честью представляли Россию за границей. Оказывается, в этот же день он позвонил в Прагу послу СССР Казакову и попросил его оказать внимание нашему коллективу. Конечно, его звонок во многом способствовал успешному выступлению ансамбля и нам, как говорят дипломаты, была создана теплая и дружеская обстановка в течение всего месяца работы.
Басан Бадьминович знал, как нелегко работать в отрасли культуры и искусства, особенно руководителю.
Большое внимание Басан Бадьминович уделял преемственности кадров руководителей, требовал от руководителей при подготовке кадров умело сочетать опыт старших и энергию молодых. Если он замечал перспективных молодых специалистов, то прежде чем выдвигать на большую работу, их всесторонне готовили к этому. Басан Бадьминович лично беседовал с каждым при направлении его на новую руководящую должность, чтобы он прочувствовал, какое высокое доверие и ответственность на него возлагается. И любил подчеркнуть при этом: «У нас в армии всегда соблюдали правило: прежде чем стать командиром полка, нужно научиться командовать батальоном, ротой. Это означало, прежде чем стать руководителем той или иной отрасли народного хозяйства республики, нужно обязательно пройти школу директора совхоза или предприятия, председателя райисполкома или секретаря райкома партии. Именно такую школу Городовикова прошли многие молодые люди Калмыкии в 60-х-70-х годах прошлого века и стали министрами, председателями комитетов и правительства республики. Среди них Владимир Дорджиев, Александр Очиров, Лаг Бадмахалгаев, Ким Катушов, Илья Бугдаев, Батыр Михайлов, Иван Мантаев, Алексей Банинов, Борис Муев и другие.
Работать под непосредственным руководством Б. Б. Городовикова было нелегко. Стиль его работы отличали приверженность к четкой исполнительской дисциплине, к какой он привык за многие годы военной службы, умение ставить стратегические задачи и определять тактику их решения, оперативно оценивать обстановку и не менее быстро отдавать указания, напоминающие военный приказ, назначать наиболее подходящего исполнителя, успевая проконтролировать его работу. Причем Городовиков требовал не бездумного подчинения, а творческого подхода к порученному делу, с учетом конкретной ситуации, обстоятельств и времени, наличия средств и ресурсов. Басан Бадьминович терпеть не мог расхлябанности. Всем своим поведением, отношением к делу он подавал личный пример, как бы говоря: делай, как я, делай лучше меня.
Басан Бадьминович сыграл решающую роль и в моей личной судьбе, в становлении и формировании характера, дальнейшем росте и продвижении в трудовой и общественной деятельности.
В дни юбилея Басана Бадьминовича я, как и многие другие, кому посчастливилось работать под его руководством, думаю об огромной роли его личности в деле возрождения экономики и культуры Калмыкии. А ведь немногие знают, что эти годы Басан Бадьминович мог спокойно прожить на генеральской пенсии. Он отказался от нее, заявив, что будет жить на заработанное. Калмыки, чей свободолюбивый национальный дух был скован комендантским надзором в холодной Сибири, страдали и верили в справедливость. И какая была радость, когда после возвращения в родные степи вместе с нами строил и заново возрождал республику мана йоста хальмг – Басан Городовиков.
И на войне, и в мирные дни Басан Бадьминович был всегда настоящим патриотом. Он не жалел себя, был всегда впереди, гордый и скромный, честный и красивый – таким и останется он в памяти народа, ярким примером для молодежи многих поколений.
Свою книгу «Советская Калмыкия на подъеме», вышедшую в свет после его смерти, Басан Бадьминович завершает с чувством исполненного долга и сыновней любви словами, которые звучат как завещание потомкам:
«Цвети, моя родная Калмыкия! Настало время, когда ты имеешь все. Главное – породный, высокопродуктивный скот. Твои степи вдоль и поперек пересекают высоковольтные линии электропередачи, телевизионные ретрансляторы, шоссейные и железные дороги. В недрах твоих - нефть и газ. Ты обеспечиваешь все отрасли хозяйства собственными кадрами.
Шагай, родная, твердой поступью вместе со всеми народами своей многонациональной Родины».

Иван БАСАНГОВ,
заслуженный работник культуры РК