Чтоб государственная полнилась казна...

20-11-2020, 15:39 | Общество

21 ноября Федеральная налоговая служба отмечает 30-летие со дня образования. В свой профессиональный праздник с нами побеседовал исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия Вячеслав Лариев.

– Вячеслав Николаевич, в этом году налоговой службе исполняется 30 лет. Что, на ваш взгляд, изменилось за это время в налоговых органах?
– С момента образования налоговая служба развивалась и совершенствовалась в соответствии с требованиями времени. Так, если в начале развития налоговая, как контрольно-надзорный орган, была нацелена на выполнение только фискальных функций, то сегодня это еще и сервисная служба, призванная создавать условия для комфортного ведения бизнеса.
Создаются и совершенствуются информационные сервисы, позволяющие налогоплательщикам без посещения налогового органа оперативно получать информацию, подавать декларации, заявления и даже открывать свое дело. Это и личные кабинеты налогоплательщиков, сервисы для регистрации бизнеса, налоговый калькулятор; сервисы, позволяющие проверить риски для бизнеса, узнать ИНН, оплатить налоги и пошлины. Все это реализуется в рамках соблюдения принципов клиентоориентированности и сервисности, повышения качества обслуживания налогоплательщиков и создания максимально комфортных условий для исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.
В плане налогового контроля, необходимо отметить, что в организации налоговых проверок уже более 10 лет применяется риск-ориентированный подход с предварительным побуждением налогоплательщика самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства при согласии с доводами налогового органа. Если ранее при организации налоговых проверок с истребованием всех бухгалтерских документов придерживались только необходимостью охвата большего числа налогоплательщиков, стремились увеличивать количество таких проверок, то сейчас выездные налоговые проверки проводятся только тех налогоплательщиков, в деятельности которых установлены обстоятельства, свидетельствующие об умышленном уклонении от уплаты налогов. Такой подход принес определенные положительные результаты в работе налоговых органов: при снижении количества проверок повысилась их эффективность и самое главное – уменьшен уровень административного давления на бизнес. Многие бизнес-сообщества могут подтвердить эти положительные тенденции в последнее десятилетие.
При этом, повторюсь, существенно возросла эффективность работы налоговых органов по выявлению налоговых правонарушений, схем уклонения от уплаты налогов. Появились действенные современные инструменты выявления фактов таких нарушений: это и специальные информационные автоматизированные системы, используемые сотрудниками налоговых органов при анализе деятельности налогоплательщиков, и электронный обмен с другими контролирующими и финансовыми органами.
В эти годы совершенствовалась и нормативная база налоговой системы страны. Если раньше порядок исчисления и уплаты налогов был рассредоточен по отдельным законам, то теперь соответствующие нормы систематизированы в Налоговом кодексе РФ.
Необходимо отметить, что и налоговое законодательство постоянно развивалось и развивается наряду с экономическим развитием в стране, вводились новые налоги, а какие-то налоги упразднялись.
Очень важно здесь отметить, что с совершенствованием налогового законодательства за эти годы существенно расширились права налогоплательщиков. Так, с 2009 года введена возможность обжаловать действие и бездействие налоговых органов в досудебном порядке в вышестоящем налоговом органе, что позволило существенно снизить количество судебных споров.
Такие успехи были бы невозможны без работников налоговых органов, коллектива настоящих профессионалов, которых отличают компетентность, добросовестность и ответственность. Особенно хотелось отметить ветеранов службы и выразить им признательность, многие из них продолжают трудиться, передавая опыт молодым специалистам, а также подавая пример преданности профессии. Говоря о ветеранах, нельзя не вспомнить первого руководителя нового налогового ведомства в Калмыкии Николая Басанговича Аляева, а также его заместителей: Кермен Сумьяновну Сян-Бельгину и Юлию Догановну Манджиеву.
– В канун праздника принято подводить итоги. Какие, на ваш взгляд, наиболее значимые события произошли за эти 30 лет?
– Выделю три глобальных события. Первое – информационно-техническая модернизация налогового администрирования.
На протяжении последних лет качественно изменен подход к информационному взаимодействию с основными поставщиками сведений: органами, регистрирующими акты гражданского состояния, физических лиц по месту жительства, выдающими документы, удостоверяющие личность; органами, регистрирующими объекты недвижимости (Росреестр), транспортные средства (МВД России). С большинством из них мы перешли на информационный обмен по системе межведомственного взаимодействия.
Второе событие: переход на автоматизированную информационную систему «Налог-3». Эта программа представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности службы по всем выполняемым функциям. Система объединяет все разрозненные электронные сервисы и программы ФНС России, многие государственные базы данных и реестры. Она призвана упростить взаимодействие граждан с налоговым органом, создать единый информационный массив о налогах, налогоплательщиках и денежных потоках в РФ и обеспечить контроль за налоговой деятельностью каждого гражданина: какие налоги были уплачены, сколько и за что следует еще уплатить и т. д.
«АИС «Налог-3» – это одна из крупнейших баз данных в мире (705 Тбайт), и ее объем постоянно растет. Она позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг.
Третье событие: внедрение клиентоориентированного подхода к взаимодействию с налогоплательщиками. Флагманом такого взаимодействия является онлайн-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» с полнофункциональным режимом обработки обращений по любым вопросам.
Еще нужно отметить внедрение способов «коммуникации» по вопросам налогообложения имущества через МФЦ, с помощью единого контакт-центра, других многочисленных сервисов на сайте ФНС России.
– «Нигде в мире налоговиков не любят». Как вы относитесь к этому тезису?
– Как говорила Екатерина Великая, «налоги для государства — то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его».
Переводя ее слова на язык закона, Налоговый кодекс объясняет важность уплаты налогов необходимостью финансово обеспечить деятельность государства и муниципальных образований.
И здесь нельзя обойти стороной значимость налогового просвещения населения. С этой целью сотрудники налоговых органов республики время от времени проводят лекции в школах, вузах, объясняя подрастающему поколению роль налогов в поддержании жизнедеятельности государства и реализации им своих обязательств перед населением.
А категория «любит–не любит» к налоговой службе неприменима.
– Многие считают, что налоговый инспектор в основном занимается тем, что взыскивает долги с налогоплательщиков. Это, наверное, один из самых распространенных штампов. Насколько актуально это направление деятельности налоговых органов сегодня?
– Спасибо за хороший вопрос. Мы не устаем повторять, что наша работа заключается не только во взыскании налогов. Сегодня налоговая служба – это не карательный орган образца 90-х годов прошлого века, а сервисная компания, обеспечивающая стабильность формирования бюджета как экономической основы нашего государства.
Да, бывают неприятные случаи, когда при неуплате налога запускается механизм принудительного взыскания. Но почему бы не вспомнить о том, что налоговое законодательство предусматривает колоссальную систему вычетов: это и имущественные налоговые вычеты, и социальные вычеты, вычеты по НДС и многое другое.
– Есть два взгляда на природу налоговой службы. Одни считают, что она должна быть сервисной, то есть помогать правильно уплачивать налоги. Другие видят ее, скорее, налоговой полицией, задача которой – максимально наполнить бюджет. Какая точка зрения вам ближе?
– Я бы не назвал это двумя разными взглядами на налоговую службу. Это, скорее, два глобальных этапа исторического развития механизма пополнения государственной казны за счет налогов. Раньше налоговые подати взимались в достаточно суровой и безальтернативной манере. Не было никакого диалога между сборщиками налога и налогоплательщиками, и Соляные бунты тому подтверждение.
Сегодня миссия налоговой службы – это высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса.
Служба открыта для общения с налогоплательщиками. Они могут обратиться в налоговые органы с любым возникшим вопросом. А при наличии жалобы, повторюсь, плательщики могут воспользоваться механизмом досудебного урегулирования налоговых споров.
– Каковы особенности вашей работы в этом году?
– Особенности работы службы в текущем году обусловлены теми мерами поддержки, которые были реализованы правительством РФ и по его поручению налоговыми органами в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Со второй половины марта 2020 года в отношении всех налогоплательщиков мы не применяли меры взыскания, не приостанавливали операции по счетам, не подавали заявления о банкротстве.
По окончании второго квартала, когда стали более ясны реальные, а не предполагаемые экономические последствия для налогоплательщиков, организован переходный период по выходу из данного моратория. Налоговые органы начали выставлять требования с увеличенным в 2,5 раза (до 20 дней) сроком исполнения, а затем поэтапно стали применяться меры взыскания с преференциями в отношении налогоплательщиков, занятых в наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции отраслях, и тех, у которых негативные тенденции в виде снижения более чем на 30 % доходов по сравнению с прошлым годом объективно проявились по итогам 1-го полугодия.
Кроме того, с начала апреля введен мораторий на решения о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также на проведение указанных проверок.
С 1 июля 2020 года проведение контрольных мероприятий налоговыми органами возобновлено (за исключением проверок за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ). При проведении мероприятий, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками, конечно же, строго соблюдаются все необходимые меры защиты.
В условиях пандемии мы научились переносить сроки уплаты для отдельных категорий налогоплательщиков, а также самостоятельно исключать суммы, определенные по конкретным категориям лиц за заданные периоды, из состава налоговых обязательств. Система оказалась способна очень быстро перенастроиться на работу с новыми институтами рассрочки по основаниям, привязанным к экономическим и статистическим маркерам.
– Что ждет налогоплательщиков в следующем году?
– 1 января 2021 года перестанет действовать система налогообложения «Единый налог на вмененный доход» (ЕНВД). А это значит, что определиться с выбором нового режима налогообложения налогоплательщики должны уже сейчас. В качестве альтернативы ЕНВД в настоящее время возможны следующие варианты: для организаций – УСН, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН); для ИП – УСН, ЕСХН, патентная система налогообложения (ПСН), налог на профессиональный доход (НПД).
Если налогоплательщики не выберут до конца 2020 года другой налоговый режим, то с 1 января их автоматически переведут на общую систему налогообложения с уплатой НДС, налога на прибыль или НДФЛ (для ИП).
Проценты по вкладам и остаткам на счетах в банках, которые превысят необлагаемый процентный доход, будут облагать НДФЛ по ставке 13 процентов. Необлагаемый процентный доход рассчитывается как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России, установленной на 1 января соответствующего года. Налог рассчитают инспекции на основании сведений, предоставленных банками.
Изменится декларация по форме 3-НДФЛ. В новую форму включили заявление о зачете (возврате) налога, добавили новое приложение для расчета авансовых платежей ИП, уточнили строки для указания кадастровой стоимости недвижимости.
Также в связи с пандемией в 2021 году служба продолжит активно развивать технологии бесконтактного общения с налогоплательщиками.
Уже сейчас на сайте ФНС во вкладке «Жизненные ситуации» собрано порядка 50 конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются физические лица в процессе взаимоотношений с налоговым органом. Например, как получить налоговый вычет или что делать, если налог исчислен неправильно или исчислен по неверным данным, или как заявить о дополнительном доходе при продаже имущества, а также вопросы постановки и снятия с учета, вопросы, связанные с зарубежными счетами, и многие другие. Налогоплательщик получит не только описание своих действий, но и конкретные пошаговые онлайн-сервисы с заполнением всех нужных форм заявлений и документов для решения своего вопроса. Далее этот тренд будет только наращиваться в рамках других сервисов.
– Что пожелаете своим коллегам?
– В ежедневной суете, в бесконечном потоке налогоплательщиков инспекторы редко слышат слова благодарности. А ведь труд государственного налогового инспектора – гарантия стабильности для тех, кто несет в народ культуру, знания, здоровье, охраняет мир и покой граждан России.
С праздником, уважаемые коллеги! Крепкого здоровья, благополучия, успешной реализации в профессии, удачи и праздничного настроения! Большого вам счастья, неиссякаемой энергии, благополучия в доме и успехов в нашей нелегкой, но такой нужной стране работе!

Записал Санджи АЛЕКСЕЕВ