Развивать фермерский бизнес в регионе

21-01-2021, 15:35 | Общество

С помощью телефонного опроса, проведенного в рамках проекта «Сельские лаборатории», исследователи хотели понять, есть ли среди жителей те, кто по-настоящему обеспокоен судьбой села и делает конкретные действия по его развитию. Как активные селяне смотрят на жизнь, оценивают будущее сельских территорий республики, в чём видят перспективы их развития, где черпают поддержку, каких ресурсов им недостает, откуда они получают информацию. Знакомы ли им различные проекты развития села в их регионе.

Социально-демографические характеристики респондентов-практиков развития села следующие: примерно поровну женщин и мужчин (49% и 51%). Среди опрошенных чаще встречаются селяне старше 50-ти лет. Подавляющее большинство респондентов имеют высшее или неоконченное высшее образование (89 %). Около трети – предприниматели и самозанятые. Небольшой процент составляют работающие в частном секторе экономики. 12 % – пенсионеры или те, кто нетрудоустроен по разным причинам. Основной костяк интервьюируемых – представители бюджетной сферы: работники школ и детских садов, музеев, Домов культуры, сельских администраций. Самому младшему респонденту – 25 лет.
Около половины респондентов родились в том же селе, развитием которого занимаются, либо переехали жить в эту местность 10 и более лет назад. Только всего 10 респондентов из 100 живут на нынешней территории менее 10 лет.
На вопрос об удовлетворенности своей жизнью, большинство, 75 % опрошенных, признались, что вполне удовлетворены или скорее удовлетворены. 9 % считают, что очень счастливы и 80 % – скорее счастливы. Представители и среднего, и старшего возрастов, которые постоянно живут в селе, непритязательны, они довольствуются в большинстве своем тем, что имеют.
Несмотря на высокий показатель личного оптимизма, экономическое положение своих населённых пунктов около половины информантов оценивают как среднее, а порядка 30% – как плохое. На улучшение ситуации через год рассчитывают только 14% респондентов из Калмыкии. А на ухудшение – 23%. Большая часть говорит, что экономическое положение односельчан через год не изменится. При этом почти треть опрошенных довольна таким положением дел (34%).
Участники телефонного опроса в основном полагаются на меры государственной поддержки в виде льгот и субсидий (42%), использование государственных грантов (36%). Как видим, патерналистские ожидания глубоко укоренились в сознании сельских жителей среднего и старшего возрастов, становление многих из них пришлось на советские времена. Тогда все было плановым, ожидаемым. Традиционно у калмыков сильны родственные, поселенческие связи: так, жители надеются на взаимопомощь внутри села (38%), а в особенности – на помощь родственников внутри села (39 %).
Важную роль в циркуляции информации о практиках развития села и ресурсах играет Интернет, социальные сети и мессенджеры. Так, в Калмыкии 63% опрошенных используют для получения информации сайты организаций, 85% – социальные сети и 63% – группы в мессенджерах.
На наш взгляд, это свидетельствует о том, что население республики активно использует современные информационные технологии, которые им помогают и в жизни, и в работе. Несмотря на это, актуальность «сарафанного радио» никто не отменял, поэтому 16 % селян полагаются на различные слухи, прежде всего, полезные. Такой оффлайновый канал коммуникации, как сельский сход, используют только порядка 10 % опрошенных. Думаю, это показывает, что сельское население разрозненно. Во многих селах нет таких лидеров, которые могли бы сплотить людей ради важных жизненных целей.
Большинство опрошенных (72 %) считают, что наилучшим направлением развития их территорий будут фермерские хозяйства. 45% респондентов видят будущее своего села в качестве места притяжения туристов, желающих ознакомиться с этнокультурными, историческими, природными достопримечательностями степного региона. Более половины респондентов (52 %) считают село местом сохранения национальной культуры.

Людмила НАМРУЕВА,
ведущий научный сотрудник КалмНЦ РАН