Как возродить традиционные женские занятия (на примере современных калмычек)
В прошлом женщины-калмычки выполняли тяжелую домашнюю работу. Они обрабатывали шерсть, кожу, шкуры, меха, шили одежду. Но, к сожалению, с изменением образа жизни исчезли и перечисленные трудовые навыки. Те, кому сейчас за 50 лет, еще видели, как их мамы и ээджи (бабушки) занимались обработкой шерсти. В недалеком прошлом калмычки с малолетства владели традиционными навыками сучения шерстяных ниток, прядения и ткачества. Они пряли овечью и верблюжью шерсть на ручном веретене. Мастерицами делались маленькие мотки, шерсть наматывалась на указательный палец левой руки, а правой, подкручивая веретено, сучили нитку, сматывая в большие клубки. Автора статьи в детстве бабушка приобщала к некоторым видам этих занятий: прясть, работать с веретеном.
В начале 1990-х, когда в стране царил хаос, многим владельцам небольших семейных хозяйств пришлось забивать домашнюю скотину. В условиях, когда перестали действовать заготовительные конторы, в подворьях оставалось много шкур, шерсти. В это время моя мама, Намруева Анна Александровна, выйдя на пенсию, решила вспомнить, как обрабатывали овечью шкуру в ее далеком детстве. В летнее и осеннее время, когда было много молока, она занималась дублением кожи. Обычно шкуру посыпали солью с добавлением песка или глины, потом очищали скребками. Заливали творожной массой и сушили. Затем снимали отработанный слой, мяли шкуру и вновь заливали молочным продуктом. Эту процедуру моя неутомимая мама повторяла несколько раз. Я не помню, что было дальше, какое применение нашли эти шкуры. Но в памяти остался образ мамы, которая не сидела ни минуты, постоянно была занята какой-то работой, на ней держался весь дом и все хозяйство.
Увы, огромное количество шерсти в те годы пропадало в каждой семье, имевшей небольшое количество овец. На наше счастье, деятельная, рачительная мама, чтобы принести пользу своей семье, вспомнила, как готовили в прошлом шерстяные одеяла. Она промывала шерсть, высушивала ее, очищала от сора, теребила, пушила, распределяла ровным слоем на красивой хлопчатобумажной ткани, потом сшивала. Все эти бесконечные операции проделывала вручную. А какое бесчисленное количество шерстяных изделий (носки, следки, жилетки, гетры, варежки, шарфы, шапки, платки) были связаны мамой! Она постоянно в свободные минуты сидела со спицами. Даже собираясь в гости, брала с собой сумочку с вязанием. С тех пор прошло более четверти века, а одеяла эти до сих пор нас согревают, излечивают от простуды, ведь они созданы мамиными руками. А шерстяные гольфы, связанные моей дочери красивыми нитками, храню как память о моей любимой маме.
Традиционными занятиями у женщин-калмычек были шитье, вязание. Но, к сожалению, они тоже постепенно исчезают. Если в прошлом каждая калмычка занималась швейным делом (кройкой, шитьем, вышиванием и т.д.), то в настоящее время немногие могут похвастать этими умениями. Во время одной из командировок узнала, что женщины из одного села ездят в соседнее село, чтобы ушить, подшить, расширить или укоротить одежду. Оказалось, что в большом селе не осталось людей, умеющих выполнять то, что могла сделать раньше каждая калмычка. Такое качество, как «особая склонность к шитью», отмеченная ученой Калмыцкого НЦ РАН Э.П.Бакаевой, уступила унификации одежды, тяге к готовой фабричной продукции. Хотя, безусловно, есть истинные любители, мастера швейного дела. А в прежние времена умение шить было широко распространено.
Историк П. И. Небольсин в 1852-м году подробно описал такие важные трудовые занятия калмыков-кочевников, как процесс доения животных и приготовление различных молочных напитков и продуктов. В 1970-1980-е годы в хозяйстве каждой сельской семьи были коровы. Родители всегда держали четыре и более дойных коров, для большой семьи буренки были нашими кормилицами. Сельские дети активно приобщались к труду. Мы поили, кормили, пасли телят, отбивали их во время доения, встречали коров, ухаживали за ними, отгоняли мух летом, а зимой выгоняли их на поселковый пруд. Старшие дети учились доить, процеживать молоко, разливать их по банкам.
Современные девушки, молодые женщины до 30-ти лет в большинстве своем не знают, с какой стороны следует подходить к корове, не умеют доить, сепарировать молоко, сбивать полученную сметану в масло, из обрата, обезжиренного после сепарирования молока, варить творог. Эти и другие трудовые навыки следует восстанавливать, ибо они составляют бесценный фонд калмыцкой материальной культуры. Этот призыв адресую к землякам старшего поколения, которые могут выполнять эти виды работ.
Общая тенденция современной культуры к унификации, идущая как от культурных взаимодействий, так и от модернизации, промышленного происхождения многих элементов культуры, орудий труда, их стандартизации, приводит к еще большему стиранию специфических этнических свойств. Аналогичная ситуация сложилась в производственной, жизнеобеспечивающей, соционормативной и познавательной областях. Достаточно взглянуть на современное жилище, пищу современных сельчан, которые, утрачивая этническую самобытность, стали стандартными и универсальными. Постепенно теряются навыки сельскохозяйственного труда (уход и содержание домашних животных, прежде всего, коров, овец).
В результате тех процессов, которые переживает республика, как, впрочем, и вся страна, изменяется не только социальный статус селян, в первую очередь, сознание, их поведение, трудовые занятия. Те, кто покинул родные просторы в поисках работы и лучшей судьбы, и те, кто остался на своей земле, отдалились от всего того, что составляло этническую культуру калмыков. А ведь самоидентификация с устойчивой, веками складывающейся этнокультурной общностью выступает опорой, защитой, особенно необходимой в условиях социальных и культурных изменений. Мы считаем, что модернизация этнических общностей должна происходить без радикальной смены социокультурных основ. Сочетание технологического прогресса с сохранением элементов традиционной этнической культуры, не мешающих развитию, должно способствовать поступательному продвижению вперед.
Людмила НАМРУЕВА,
ведущий научный сотрудник
Калмыцкого научного центра РАН