Крик "Чайки"

03-03-2015, 18:22 | Культура

Однажды в степи я увидел необычную птицу, и я очень удивился, когда мне сказали, что это чайка. Оказывается, иногда они залетают в степь. Красивые птицы, стремительно пролетающие над морскими волнами и издающие какие-то печальные кричащие звуки. Но над степными просторами они не издавали никаких звуков. Вероятно, это была не их стихия.
Пронзительный крик чайки заставил молодую женщину обернуться назад и посмотреть на птицу - и в её глазах появилась надежда.
Эльза, жена рыбака, только что потерявшая мужа, который ушел в море с друзьями. Они всегда возвращались, и, наверное, на этот раз, выходя на байде в море, верили, что вернутся. Но у стихии свои законы, не зря люди у моря говорят: "ОНО всегда берет свою дань". И с этой мыслью они свыклись и с этим живут. Они не вернулись.
Это я говорю о фильме "Чайки", молодого калмыцкого режиссера Эллы Манжеевой, которую показали в рамках Берлинского кинофестиваля в секции "Форум". О картине много написано в Интернете, но увидеть в кинотеатрах ее можно будет осенью этого года. Так что - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Сама режиссер и она же автор сценария считает, что фильм не о рыбаках, здесь это не главное, реальная жизнь героев и даже этнический и буддийский компоненты - фон, который раскрывает нечто другое. На уровне чувств, ощущений. Главная героиня сказала очень мало слов, поэтому в начале фильма никак не понять, где же начало конфликта. Она мечется, как птица: по дому, по улице, несколько раз порывается уйти и уехать из города... Крик ее души, как чайки, скрывался в этом молчании. Потом только это понимаешь. Чайки - предвестники несчастий, а в фильме в титрах проходит несколько раз, что это "души умерших рыбаков".
Невольно вспоминается чеховская пьеса - убитая чайка, как символ несчастья. И в финале, помним, прогремит выстрел.
Здесь же выстрелом треснул лед под ногами рыбаков, собиравшихся выйти в море. Это тоже предвестник беды. Острые кромки льда режут как лезвие ножа борта лодки. Или тонуть, или ждать пока лед замерзнет, чтобы пешком добираться до берега.
Водная полиция гонится за лодкой рыбаков, они прячутся в камышах. Пока прятались, стукнул мороз - и лед быстро стал. Блестящая операторская работа - водная гладь на глазах покрывается льдом. Ощущаешь это почти физически, кожей. И через неделю - застывшие и заиндевевшие лица вышедших в роковую рыбалку людей. Море собрало в том году последнюю "жатву".
Смерть мужа, от которого она хотела уйти, заставила по-иному посмотреть на жизнь саму главную героиню - Эльзу. (Довольно шаблонно я выразился, но именно так.) Теперь ей надо жить, тем более, как оказалось, в ней зародилась другая жизнь, которую она видит в мониторе, когда она приехала к врачу на УЗИ.
Умываясь, она вдруг видит в ведре с водой, резвящихся мальков. Опять символы. Но теперь уже не беды, не смерти, а нарождающейся жизни. Ну как же без символов? Восток - дело тонкое, Элла Манжеева - дочь степей обязана использовать сильные стороны философии своего народа.
Смотреть фильм на калмыцком материале непросто, воспринимать сложно: цепляешься за какие-то ненужные детали, мешают "лишние" знания предмета. Еще хуже, когда видишь знакомые лица.
Ну, а с другой стороны, как приятно смотреть "свой" фильм. И спасибо за это Элле Манжеевой. Она начала свой путь в кинематограф, и даже подумать страшно, добралась до Берлинского кинофестиваля с лентой, снятой крошечным бюджетом. И говорят, что получила хорошие отзывы кинокритиков. Пожелаем ей успехов!
Она открыла калмыков другому зрителю - российскому, и не только. В кинозалах будут всматриваться в наши лица, услышат наш говор (там часто звучит калмыцкая речь).
Наилучший пример для изучения родного языка. Увидят наш скромный быт, нашу природу... Но всё это фон, на великолепном фоне которого оживает жизнь, со всеми чувствами, характерами героев. Фильм Эллы Манжеевой о Калмыкии, но предназначен для широкого зрителя.
Очень хочется надеяться, что он выйдет в широкий прокат. Хотя, понимаю, что это не блокбастер, жанр фильма иной - драма. Душу народа легче понять через тяжелые страницы истории. Печальные мелодии армянского дудука, протяжные русские народные песни, звонкие песни горцев под стремительные звуки пандура, грохочущие колеса вагонов, уносящих целый народ в морозные края - все эти звуки-символы, и они о чём-то говорят. Крик чайки - это из такого символического ряда.
В общем, фильм стоит посмотреть. Мне думается, он поможет нам самим посмотреть на себя с другой стороны, другими глазами - мы, оказывается такие, мы уникальные...

Санджи БУТАЕВ