Как писатель Юрий Бондарев гостил у Яшкуловых

14-08-2021, 15:06 | Культура

Пожалуй, нет в нашей республике человека, кто не знал бы Валерия Борисовича Яшкулова, заслуженного деятеля искусств РФ и РК. О нем неоднократно писали как о талантливом художнике и профессиональном работнике театра. Выпускник постановочного факультета Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТе СССР им. М.Горького, за свой многолетний творческий стаж осуществил художественное оформление спектаклей и создал костюмы свыше 150-ти постановок различного жанра.Как писатель Юрий Бондарев гостил у Яшкуловых
С его творчеством знакомы театры многих республик нашей страны: у художника Валерия Яшкулова есть спектакли по пьесам калмыцких авторов и отечественной, а также зарубежной драматургии. Многие из его постановок удостоены дипломов и памятных медалей различных российских и международных фестивалей. Валерий Яшкулов был одним из организаторов в Калмыкии театра для детей и юношества. Долгие годы он проработал там главным художником, а затем и возглавил его. В этом театре по-настоящему раскрылся его талант художника и драматурга. Последние несколько лет Валерий Яшкулов живет в Татарстане, но время от времени приезжает домой. А свою трудовую деятельность он начал в 16 лет, в 1970-м году работал художником – декоратором в Калмыцком государственном драматическом театре им. Б.Басангова. В 1973 – 1978 годы учился в Школе-студии МХАТ, по окончании этого вуза работал художником-постановщиком в Национальном драмтеатре, через два года стал главным художником. Свыше 30 лет он проработал в калмыцких театрах.
Бесценный опыт в кино...
Мало кто знает, что у нашего земляка есть опыт съемки в кино. Летом 2019 года в Элисте прошла выставка картин именитого земляка, приуроченная к его 65-летнему юбилею. Мне удалось познакомиться с Валерием Борисовичем, узнать о его ролях в кино и о том, что связывает его семью и писателя Юрия Васильевича Бондарева.
Как вспоминает Валерий Яшкулов, в годы студенчества его случайно заметил второй режиссер фильма «Это мы не проходили»(1975 г.) Илья Фрез на Горьковской киностудии в столице страны. С Валерием Яшкуловым было снято достаточно много дублей, в этом фильме снимался также известный на тот момент актер Борис Токарев. Сюжет в фильме достаточно прост, главные герои – студенты педагогического вуза, те, кому через год-два предстоит нести знания школьникам, а пока у них практика. Персонаж Яшкулова – молодой человек, с длинными волосами, в джинсовом костюме и темных очках. С гитарой в руках ходит по перрону и поет различные песенки. По сюжету юноша приставал к девушкам-студенткам, которые отправлялись на практику. Потом был эпизод разговора с персонажем Бориса Токарева в тамбуре, в конце концов они подружились и в купе уже дружно пели песню композитора Яна Френкеля. Изначально Валерий Яшкулов должен был сам исполнять эту песню, он разучивал её вместе с композитором и даже была сделана запись. «Пусть все сидят с тобой в одном купе и радуются собственной судьбе, купе такое тесное, четырехместное, мы это испытали на себе», – говорил композитор. Персонаж Валерия Яшкулова должен был петь на гитаре, а остальные подпевать. К сожалению, потом сцену изменили, и эту песню исполняла Аида Ведищева, а эпизод с участием нашего земляка все же вошел в фильм.
Тогда Валерий Борисович сильно не расстроился: он молод, и вся жизнь была впереди. За участие в съемках по тем временам неплохо платили, и он получил дополнительные финансовые средства, чему был крайне рад. В конце 1970-х годов снимался первый четырёхсерийный блокбастер «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976 г.) по роману Юлиана Семёнова «Бомба для председателя». В главной роли снялся популярный в советское время актер из Литвы Донатас Банионис, он играл советского резидента в Гонконге. Валерию Яшкулову достался небольшой эпизод, действие которого происходило в ресторане Гонконга. Он играл роль Хуа, китайского снайпера-диверсанта, и с оптической винтовки он стреляет в пришедшего на встречу английского резидента, который по сюжету вел двойную игру, и в результате был убит персонажем Яшкулова. В те годы у СССР были натянутые отношения с КНР, но на этот раз эпизод с нашим земляком вошел в фильм.
Олег Ефремов спас от
отчисления
«К сожалению, а может, и к лучшему, вылазки на съёмочную площадку чуть не стали для меня роковыми. В школе-студии МХАТ, где три факультета: режиссёрский, актерский и постановочный, действовало табу: до окончания института – никаких киносъёмок, так как считалось, что это ослабляло творческую натуру: мы все были ориентированы на театр, а не на кино. В кинотеатр «Октябрь» на Арбате премьеру фильма посетил ректор нашего института Вениамин Захарович Радомысленский. Хотя я довольно хорошо был загримирован, но в китайском снайпере он меня узнал. Я был вызван к нему вместе с деканом факультета Эрвенем Петровичем Фрезе для объяснений. Меня собирались отчислить за нарушение положения в институте. Но, к счастью, за меня заступился и спас от отчисления Олег Николаевич Ефремов, советский и российский актёр, режиссёр театра и кино. Он в тот момент сидел в кабинете у ректора, был главным режиссером МХАТа и преподавал у нас режиссуру. Олег Николаевич сказал: «Он ведь не с актерского факультета и даже не с режиссерского, поэтому винить его не в чем, он постановщик, и в будущем не связывает свою жизнь с актерской или режиссерской деятельностью, так ведь?». И я утвердительно сказал, что хочу быть сценографом. «Ну, тем более, давайте его простим в первый раз», – попросил О.Ефремов. Так я остался учиться дальше», – вспоминает Валерий Борисович.
Во время съемок в кино он познакомился со многими актерами и режиссёрами, к примеру, с Ильей Фрезом. Он поставил много детских и юношеских фильмов с режиссером Анатолием Бобровским. А тот, в свою очередь, познакомил с Донатосом Банионисом. Валерий Борисович был удивлен, что у него был очень сильный литовский акцент, хотя до этого в фильмах актер говорил на чистом русском языке. Впоследствии он узнал, что его дублировал на русский язык Александр Демьяненко. Безусловно, он вспоминает, что в те годы этот опыт был полезным. Попасть на съёмочную площадку и узнать, как снимаются фильмы, было престижно. В будущем этот опыт помог ориентироваться в работе, особенно во время сотрудничества с Калмыцким телевидением: Валерий Яшкулов делал раскадровки для съемок видеоклипов.

Семейная реликвия
В 1970-м году из печати вышел в свет роман «Горячий снег» известного писателя Юрия Бондарева, члена Союза писателей СССР. Писать автор начал в конце 1960-х годов. В романе показаны реальные исторические события, разворачивавшиеся под Сталинградом в декабре 1942 года: попытки немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию Паулюса. Сражение, описанное в романе, решило исход всей Сталинградской битвы. Режиссёром Гавриилом Егиазаровым через два года по роману был поставлен одноимённый фильм, который был посвящен памяти «Солдатам Великой Отечественной войны». В книге, а затем и в фильме была отражена история семьи Яшкуловых, в частности отца Валерия, Бориса Кокуевича.
В этом году – 80-летие начала Великой Отечественной войны. Отец Валерия, Борис Кокуевич, был участником войны и защитником Сталинграда. До войны он был создателем организации «Союз художников Калмыкии», строил кинотеатр «Родина» и был его первым директором. После войны и ссылки восстанавливал киносеть в Калмыкии. Яшкуловы по возвращении из Сибири жили на Комсомольском переулке, доме №13, в г. Элисте, в котором до сих пор живут родные Валерия Борисовича. Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов в те годы жил с Яшкуловыми на одной улице. В 1965-м году праздновали 100-летие со дня образования города Элисты. На одно из мероприятий приехал советский писатель Юрий Бондарев. Он много писал о войне и был её участником. Однажды вместе со своим другом Давидом Кугультиновым он пришел в дом к Яшкуловым, познакомиться с главой семейства. Маленький Валера помнит, что они сидели за столом, отец рассказывал о Сталинградской битве. А у Юрия Бондарева было с собой много общих тетрадей, в одну из них он записывал рассказ Бориса Яшкулова об участии в Сталинградской битве.
– Мой отец вспоминал, что со своим полком, а воевал он в 34-м полку 13-й дивизии 62-й армии. Ими командовал генерал-лейтенант Александр Ильич Родимцев, герой обороны Сталинграда. На станции Гумрак в ноябре, почти зимой, они разгружали свои пушки и снаряды, что было необходимо, в это время их интенсивно бомбила немецкая авиация. Задача у них в то время была одна: выдвинуться в степь, не роя капаниры (углубления в земле) для пушек. И вот отец со своей батареей вел непрерывные бои с танками Манштейна. Он рассказывал, когда снаряд разорвался рядом, то потерял сознание, очнувшись, увидел, что расчет его полностью погиб. А он, контуженый, остался один, левая рука у него была перебита осколком. Разозлившись, отец стал ползать по ящикам, но ни одного снаряда не оказалось. Единственный снаряд он нашел у раздавленной пушки, снял шапку-ушанку, завязал концы, взял в зубы, а в шапку засунул снаряд. Так он дополз к своей пушке, загнал снаряд и выстрелил во вражеский танк, и тот загорелся. Но танк, развернувшись, прямым ходом пошел на его пушку. Отец подумал, что все: пришел конец, быстро лег между турелями. Когда танк проехал, то бронеплита накрыла его, там образовалась небольшая ниша. Случился взрыв, и отец потерял сознание. Когда он очнулся, не мог сказать ни слова, так как был обморожен, и в тишине услышал голоса на русском языке. Эта была похоронная команда: собирала трупы солдат, когда отец подал голос, его достали и отправили на лечение. В фронтовую санчасть пришел генерал-лейтенант Родимцев, снял с груди орден Красной Звезды, положил на одеяло и сказал ему: «Все, что могу», – рассказывает Валерий Яшкулов.
Воспоминания Бориса Кокуевича были отражены в романе и показаны в фильме. Правда, фильм заметно отличался от книги. Так, например, в кинокартине Родимцева зовут Пётр Александрович Бессонов, его играл советский актер Георгий Жжёнов. Показана была битва с танками, но в финале в живых остаются шесть человек, и Бессонов раздает ордена Красного Знамени и говорит им эти слова: «Все, что могу». Хотя в реальности от его батареи остался один человек, тяжелораненый отец Валерия Яшкулова.
К сожалению, Борис Кокуевич не увидел ни книгу, ни фильм, он умер в 1966-м году. В семье Яшкуловых хранится как память книга Юрия Бондарева «Горячий снег» с автографом автора на внутренней стороне обложки книги. На первом листе книги было написано: «Уважаемой Ольге Манджиевне, я сожалею о безвременной кончине героя Сталинграда Яшкулова Бориса Кокуевича. Данная книга является памятью о его подвиге. Прошу прощения: в связи с цензурой ОблЛито я был вынужден изменить фамилию и несколько художественно переосмыслить суть. Поэтому прошу меня простить, и пусть земля ему будет пухом». Эта книга хранится у сестры Валерия Яшкулова.
Укрепляя творческие связи
Наш земляк не забывает малую родину, часто приезжает в родительский дом, где проживают его родственники. И, конечно, он дружит со своими коллегами. Валерий Борисович поспособствовал гастрольной поездке в Татарстан коллектива Русского театра драмы и комедии из Элисты. Также он оформлял спектакли в национальных республиках России: Якутии, Бурятии, Горном Алтае, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Марий Эл, Татарстане, Башкортостане. В 2018-м году спектакль «Иблис»(«Дьявол») Г. Джавида Мензелинского Татарского госдрамтеатра им. С. Амутбаева в оформлении Валерия Яшкулова удостоился высшей театральной премии Республики Татарстан – «Тантана»(«Триумф») в номинации «Событие года – 2018». В 2019-м году министерство культуры Татарстана наградило нашего земляка нагрудным знаком «За достижения в культуре и искусстве РТ». В 2020-м году вышла в свет книга «Сценография Татарстана». В эту книгу были включены работы и краткая биография Валерия Борисовича Яшкулова.
Савр БУДЖАЛОВ