Музыковед – профессия редкая, творческая...

02-11-2021, 00:00 | Культура

Имя Гиляны Тюмбеевой достаточно широко известно в Калмыкии. В творческой музыкальной среде Элисты оно пользуется авторитетом: уже более четверти века Г.Э. Тюмбеева является преподавателем колледжа искусств им. П. О. Чонкушова. Её выпускники работают в музыкальных учреждениях республики и за её пределами, обучая своих воспитанников теории и истории музыкальной культуры.

Специалист, разбирающийся в музыке, обладает знаниями о различных стилях и жанрах, строении музыкальных произведений, жизни и творчестве композиторов и музыкантов. Музыковед – это скромный учитель сольфеджио в школе, блистательный и высокообразованный телеведущий на канале «Культура», изощренный музыкальный критик, а также учёный, расшифровывающий манускрипты нотных записей. Разнообразны компетенции музыковеда, ими обладает наша героиня: опытный, чуткий педагог, практикующий журналист, постоянная ведущая «Музыкальной гостиной» колледжа искусств, исследователь калмыцкой музыки.

Блестяще прошла защита кандидатской диссертации Гиляны Тюмбеевой «Этномузыкальная картина мира в творчестве калмыцких композиторов» в Саратовской государственной консерватории им. Собинова Л. В. В стенах музыкального образовательного и научного центра южного региона России ярко прозвучали идеи калмыцкого музыковеда о национальной музыке, поддержанные научной элитой. Музыкальная культура этноса формирует творчество композитора. Раскрытие закономерностей её отображения в наследии авторов – одна из актуальных проблем современного музыковедения, в последние десятилетия активно обращающегося к национальной специфике музыкальной культуры народов России. Диссертация Г. Э. Тюмбеевой посвящена музыке калмыцких композиторов П. О. Чонкушова и А. Н. Манджиева, где рассматриваются стилевые особенности трактовки музыкальных образов, интерпретация тем и сюжетов –интегрированными в «этномузыкальной картине мира». Это понятие в исследовании определяется национальной концептосферой культуры, выдвинутой искусствоведом Г.Э. Тюмбеевой. Самобытное своеобразие народной картины мира вобрало наиболее типичные этнические концепты, обусловленные географическими, историческими, религиозными, социальными и иными детерминантами формирования калмыцкой культуры.

Исследования музыкального достояния Калмыкии связаны с именами предшественников Г.Тюмбеевой: В. Шивляновой (музыкальные аспекты изучения эпоса «Джангар»), Л. Сафаровой (творчество П. Чонкушова и других деятелей), Г. Дорджиевой (протяжная калмыцкая песня), Г. Бадмаевой (традиционная музыка калмыков в контексте культур Азии), К. Кутушовой (евразийский ренессанс музыкальной культуры Калмыкии), Ван Гао Чао (сравнительный анализ песенных традиций ойратов и калмыков). Вместе с тем в труде Г. Тюмбеевой впервые затронут современный авторский пласт калмыцкой профессиональной музыки, проанализировано этническое своеобразие молодой композиторской школы республики. Издание монографии на материале данного исследования явилось бы следующим шагом в популяризации творчества калмыцких авторов.

Начало этому направлению было положено в процессе сотрудничества с газетой «Хальмг үнн». Искусствоведом был опубликован ряд статей о музыкальных событиях города и республики, очерки, интервью, репортажи о современной музыке. В обзорах и аннотациях ею освещались яркие премьеры последних лет: опера-мюзикл А. Манджиева «Калмычка», концертная сюита С. Катаева «Бумбин орн», новые концертные программы и фестивальные хроники «Пентатоники». На основе этих зарисовок можно живо представить разнообразную панораму современной музыкальной жизни степной республики.

В обучении студентов-теоретиков своей специальности, неотъемлемой частью которой является лекционная и концертная практика, музыковед Г. Тюмбеева приобщает молодое поколение к культурному наследию. В колледже искусств им. П. О. Чонкушова она является постоянной ведущей и одним из организаторов «Музыкальной гостиной». Здесь на занятиях («География в музыке», «Литература в музыке», «История в музыке») учащиеся изучают проблему синтеза искусств («Музыка и живопись», «Музыка и хореография», «Музыка и театр»), приобщаются к своему национальному наследию. Это происходит на концертах проекта «Калмыки: национальная картина мира», представляющих темы: «Бумбин орн»; «Сиврин салькнд…»; «Мини тег – мини төрскн»; «Мини зүркм – хальмг һазрт».
В выборе своей нелёгкой, но увлекательной профессии музыковед Гиляна Тюмбеева обязана педагогам О. Б. Шалбуровой, Н. А. Шаповаловой, Б. В. Кирюхаевой,
Л. Г. Сафаровой, Л. А. Чилдановой, профессорам Астраханской государственной консерватории Л. В. Саввиной и М. Г. Хрущевой. Каждому из них она признательна за знания и приобщение к волшебному таинству музыкального искусства. Гиляна Эрдмтаевна выражает надежду, что и её ученики в будущем продолжат преемственность национальной школы, внесут свой вклад в её дальнейшее развитие.

Музыковед – профессия редкая, но очень интересная! Творчество – это не только писать романы и сочинять музыку, рисовать картины и создавать хореографические и театральные композиции, выступать на сцене и в кино. Созиданием наполнено постижение художественного процесса в появлении оригинальной концепции музыкального искусства Калмыкии. Пожелаем искусствоведу Гиляне Тюмбеевой успешного участия в дальнейшем развитии национальной музыки, ярко и зримо воплощающей этническую картину Мира.