Чтобы память не меркла. Штрихи к портрету легендарного кавалериста

25-01-2022, 13:18 | История, Память

Московская битва вошла в историю как крупнейшее сражение Второй мировой войны. 80 лет назад Красная Армия нанесла германскому вермахту первое крупное поражение, опрокинувшее миф о его непобедимости. Важнейшим этапом этой эпопеи явилось контрнаступлении советских войск под Москвой против гитлеровских захватчиков в период с 5 декабря 1941 года по 8 января 1942 года, в котором вместе с общевойсковыми армиями действовали 25 кавалерийских дивизий, составившие не менее четверти всех участвовавших в нём стрелковых соединений Красной Армии.

Пожалуй, после Московской битвы подобной концентрации соединений советской кавалерии больше не было ни в одной последующей оборонительной или наступательной операции Красной Армии.

Большую роль в формировании и подготовке кавалерийских соединений сыграл генерал-инспектор кавалерии генерал-полковник Ока Иванович Городовиков.
Он родился 1 октября 1879 года на хуторе Мокрая Ельмута Ростовской области (хутор Мокрая Эльмута, станица Платовская Сальского округа Области войска Донского). Трудовую деятельность начал с 8-ми лет, работая пастухом, табунщиком, позднее – рабочим на шахте. В 1903 – 1907-х годах служил в 9-м Донском казачьем полку, считался в полку лучшим наездником. Уволен в запас в чине старшего урядника.

Во время Первой мировой войны, в декабре 1915 года, вторично призван на службу в 43-й Донской казачий полк на должность командира взвода. После февральских событий 1917 года на проходившем в Новочеркасске съезде казачьих и солдатских депутатов избран членом Платовского объединённого исполкома Советов. Сформировал красный калмыцкий полуэскадрон, впоследствии вошедший в состав эскадрона в партизанском отряде станицы Платовская. В апреле 1918 года добровольно вступил в Красную Армию, командовал эскадроном в отряде Думенко-Будённого.

В годы Гражданской войны прошёл путь от командира кавалерийского полка до командующего 2-й Конной армии. 4-я кавалерийская дивизия 1-й Конной армии, под командованием О.И. Городовикова в 1919-м году отличилась в боях против войск Деникина. Дивизии первой было вручено Красное знамя ВЦИКа. Летом 1920 года в боях против Русской белой армии генерала Врангеля в Серной Таврии командовал 2-й Конной армией.

После окончания Гражданской войны Ока Иванович постоянно повышал и совершенствовал свой профессиональный уровень. В ноябре 1922 года окончил 9-месячные Высшие командирские курсы в Москве, в декабре 1927 года – 2-х месячные курсы Усовершенствования Высшего командного состава РККА при академии им. М.В. Фрунзе, в феврале 1930 года – Высшие курсы единоначальников при военно-политической академии им. В.И. Ленина. В августе 1932 года окончил Особый факультет военной академии РККА им. М.В. Фрунзе.

В 1924-м году назначен инспектором кавалерии и ремонта Северо-Кавказского военного округа. В октябре 1925 года – командир 1-го конного корпуса Червоного казачества на Украине. В 1932-м году – помощник командующего войсками Средне-Азиатского военного округа, с ноября 1934 года – член Военного совета НКО СССР. В декабре 1934 года назначен заместителем командующего войсками САВО. В ноябре 1935 года произведён в комкоры. В феврале 1938 года назначен на должность инспектора кавалерии РККА. В феврале 1939 года произведён в командармы II ранга, в июне 1940 года О.И.Городовикову присвоено воинское звание генерал-полковник.

С началом Великой Отечественной войны он занимал должность генерал-инспектора кавалерии Красной Армии, в июне 1941 года, временно исполняя обязанности командующего 8-й армией на Северо-Западном фронте, организовал оборону на рубеже реки Северная Двина.

В первых числах июля 1941 года О.И. Городовиков, по указанию Ставки ВГК, приступил к формированию лёгких кавалерийских дивизий.
Из личных записей О.И. Городовикова: «Я был вызван к товарищу Сталину, который лично поставил мне задачу по вопросам развёртывания кавалерии и её задачам в этот период Отечественной войны. Товарищ Сталин здесь же напомнил, «что конница должна показать свою доблесть и в этой войне, в грозный час нависшей опасности над нашим Отечеством. Я надеюсь, что конница оправдает себя и выполнит возлагаемые на неё задачи».

Генерал-полковник О.И. Городовиков проявил недюжинные способности в практическом решении поставленных перед ним Верховным Главнокомандующим задач. В середине июля, в невероятно тяжёлых условиях, Инспекция кавалерии Красной Армии смогла сформировать первые 25 кавалерийских дивизий «лёгкого типа». К осени 1941 года кавалерия насчитывала уже 40 кавалерийских дивизий.

Генерал-полковник О.И. Городовиков, как генерал-инспектор кавалерии (командующий кавалерией Красной Армии), особое внимание уделял организации кавалерийских рейдов по тылам немецко-фашистских захватчиков. В качестве представителя Ставки ВГК он непосредственно руководил действиями этих войск.
Под его прямым руководством был подготовлен первый рейд по тылам врага кавалерийской группы Бацкалевича в составе трёх кавалерийских дивизий: 32-й (командир полковник А.И. Бацкалевич), 43-й кубанской (комбриг И.К. Кузьмин) и 47-й кубанской (генерал-майор А.А. Сидельников), из района Василевичей в направлении Глуск – Старые Дороги, проведённый в конце июля – начале августа 1941 года.

В Московской битве широко применялись кавалерийские соединения: дивизии и корпуса, решавшие различные боевые задачи самостоятельно и в составе смешанных подвижных конно-стрелковых, конно-танковых и конно-механизированных групп, выполнявших как задачи оперативного плана, так и стратегические в рамках одного или группы фронтов.

Без преувеличения можно сказать, что советская кавалерия, принимавшая активное участие в разгроме мото-механизированных и подвижных войск противника, подрыве морального и наступательного духа врага, сыграла в этой битве важную роль. И не надо это замалчивать! Это тоже надо изучать.
Рейды конных групп Бацкалевича, Белова, Горина, Доватора, Иванова, Камкова, Кулиева, Чанчибадзе, Якунина и других наносили большой урон тылам немцев, нарушали связь и линии снабжения войск врага.

С началом контрнаступления под Москвой на флангах Западного фронта активно действовали кавалерийские корпуса генерала Белова – на левом фланге и генерала Доватора – на правом, генерала Крюченкина – на правом фланге Юго-Западного фронта, полковника Горина – на Калининском фронте.
Наличие лесных массивов благоприятствовало действиям советских кавалеристов, так как обеспечивало ее укрытие от воздействия авиации и танков противника. Её боевая работа за период контрнаступления подтвердила возможность применения крупных конных масс при благоприятной оперативной обстановке даже на направлениях, насыщенных войсками противника.

Практика совместных действий конницы с пехотой показала, что усиление кавалерийского корпуса (дивизии) одной-двумя танковыми бригадами и стрелковой дивизией (на автомашинах) дает возможность развернуть активные действия на флангах и в тылу противника.

Конные подвижные группы, проникая в тыл противника, отвлекали на себя максимум сил и средств неприятеля, сдерживая стремительность его наступления. Своими действиями лёгкие кавалерийские дивизии внесли существенный вклад в срыв планов наступления немецко-фашистских войск на Москву.
Удары конно-механизированных корпусов под Каширой, Солнечногорском, Ельцом опрокинули наступающие войска фашистских захватчиков и способствовали успешному контрнаступлению под Москвой в декабре 1941 – начале января 1942 года и общему наступлению Красной Армии зимой 1942 года.
На полях московских сражений родилась советская конная гвардия. Приказом Ставки ВГК от 26 ноября 1941 года «за проявленную отвагу в боях, за стойкость, мужество и героизм личного состава, кавалерийские корпуса П.А. Белова и Л.М. Доватора, действовавшие в составе Юго-Западного и Западного фронтов, преобразованы в 1-й и 2-й гвардейские».

1-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-лейтенанта П.А. Белова остановил под Каширой части 17-й танковой дивизии 2-й танковой группы генерала Г. Гудериана и 27 ноября 1941 года нанёс сильный контрудар, заставив противника попятиться назад, а потом вынудил его к отступлению.
В ходе контрнаступления советских войск 13 декабря фронт противника в 10 км юго-западнее Звенигорода был прорван. 2-й гвардейский кавалерийский корпус Доватора на стыке 19-й и 329-й стрелковых дивизий перешел через фронт наших частей и по глухому лесному участку, без путей, преодолевая глубокий снежный покров и сопротивление противника, начал развивать наступление на северо-запад в направлении на оз. Тростенское в тыл войскам противника, оборонявшимся западнее Звенигорода.

Прорыв 2-го гвардейского кавалерийского корпуса поставил под удар 57-й моторизованный корпус противника, не подвергавшийся атакам в первые дни нашего контрнаступления, и исключил его использование.

В результате Елецкой операции (Елецко-Ливненская наступательная операция 6 – 16 декабря 1941 года) наши войска нанесли крупное поражение немецкой 2-й армии, продвинулись на запад на 80-100 км, освободили более 400 населенных пунктов, в том числе города Елец и Ефремов. Юго-Западный фронт не только обеспечил фланг наступления войск Западного фронта в Тульской операции, но и пробил в построении немецких войск брешь, которую требовалось закрывать за счет войск на тульском направлении.

Елецкая операция также является примером эффективного использования кавалерии. 5-й кавалерийский корпус В.Д. Крюченкина был использован как подвижное соединение против ослабленного фланга противника и добился в этом качестве больших успехов. Военная операция осуществлялась в относительно высоких темпах, в трудных условиях зимы.

26 декабря 1941 года Верховный Главнокомандующий подписал приказ о присвоении 5-му кавалерийскому корпусу (командир корпуса генерал-майор В.Д. Крюченкин) почётного наименования «гвардейский» и преобразовании его в 3-й гвардейский кавалерийский корпус. 3-ю и 14-ю кавалерийские дивизии (командиры дивизий генерал-майор М.Ф. Малеев и полковник А.И. Белогорский) – в 5-ю и 6-ю гвардейские кавалерийские дивизии соответственно».
Главком Юго-Западного направления Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко поздравил командиров корпуса и дивизий. В своем приветствии он писал: «Мы уверены, что новыми подвигами вы умножите славу доблестной советской конницы и покажете пример непоколебимой воли: истребить фашистских захватчиков всех до единого. Слава вам, богатыри конногвардейцы! Вперёд, на полное истребление врага!»

Генерал-инспектор кавалерии О.И. Городовиков высоко оценил боевые действия конников в Елецко-Ливненской операции. В журнале «Октябрь» за май – июнь 1942 года он писал: «В начале декабря (6 декабря 1941 года) 3-й гвардейский кавалерийский корпус из района южнее Ельца нанес удар на север, разгромил во встречном бою 95-ю немецкую пехотную дивизию и вышел в район Россошное на коммуникации 45-й дивизии противника.

Конногвардейцы сомкнули кольцо окружения немецкой группировки с конниками сводного кавалерийского корпуса полковника Кулиева, наступавшими из района Телегино, и, взаимодействуя с нашими стрелковыми частями и танками, совершенно уничтожили 45-ю, 95-ю и 134-ю немецкие пехотные дивизии, которые потеряли 12000 человек убитыми и ранеными и оставили 226 орудий, 319 пулеметов, 190 автомашин и массу прочего военного имущества».
За заслуги в Московской битве О.И. Городовиков в феврале 1942 года был награждён четвёртым орденом «Боевого Красного Знамени», в июне 1944 года «за выполнение заданий Ставки по формированию кавалерийских соединений, запасных частей и кавалерийских училищ» – орденом «Отечественной войны» I степени, в июле 1944 года – медалью «За оборону Москвы».

С января 1943 года О.И.Городовиков – заместитель главнокомандующего кавалерией РККА Маршала Советского Союза С.М. Будённого. Генерал-полковник О.И. Городовиков сделал всё возможное для того, чтобы советская кавалерия успешно выполняла свои боевые задачи.
В 1943-м году Главнокомандующий кавалерией Советской Армии Маршал Советского Союза С.М. Будённый написал представление о присвоении О.И. Городовикову звания генерала-армии и награждении его орденом Кутузова I степени. Оба представления, по известным причинам, утверждены не были (тогда шла депортация ряда народов с мест их постоянного проживания, включая калмыков).

В 1945-м году в боях по освобождению Европы от немецко-фашистских поработителей активно действовали в составе конно-механизированных групп семь гвардейских кавалерийских корпусов. И в этом очень большая заслуга генерал-полковника О.И. Городовикова.

В 1947-м году он награждён юбилейной медалью «800 лет Москвы». Постоянно проживал в Москве с февраля 1938 года по февраль 1960 года, не считая лет обучения на курсах и специальном факультете академии им. М.В. Фрунзе.

В марте 1958 года О.И. Городовикову «за выдающиеся заслуги в создании Вооружённых Сил СССР и защите советского государства от врагов нашей Родины и проявленный при этом героизм» присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён тремя орденами Ленина, шестью орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями: знаком отличия Героя Советского Союза, «XX лет РККА», «За оборону Москвы», « За оборону Сталинграда», « За победу над Германией», « За победу над Японией», « 800 лет Москвы», « 30 лет Советской Армии и Военно-Морского флота».

Вошёл в число 46-ти военачальников, награждённых шестью орденами Боевого Красного Знамени. В апреле 1947 года был уволен в отставку по возрасту. Скончался 26 февраля 1960 года, похоронен в г.Москве на Новодевичьем кладбище.

В связи с 80-летием Московской битвы Герой Советского Союза генерал-полковник О.И. Городовиков своей службой нашей Родине и активным участием в обороне Москвы достоин увековечения его памяти в названии одной из улиц Новой Москвы.

Юрий АКВИЛЯНОВ
полковник в отставке,
член Союза писателей РФ