«Калмыцкий танец» ансамбля Игоря Моисеева

19-04-2022, 10:49 | Общество

В 2022-м году отмечается 85-летие (1937-2022 гг.) включения «Калмыцкого танца» в репертуар легендарного ансамбля Игоря Моисеева.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что народные танцы – искусство. Это кажется простой истиной, парадокс в том, что до нас такую мысль донес именно Игорь Моисеев. Ведь до него никому не приходилось рассматривать народный танец наравне с танцем классическим. Почему этого не происходило раньше, удивлялся сам маэстро.

«Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу – это подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил обнажить и выявить народный танец как определенную национальную систему, как национальный язык», – говорил Моисеев И.А.

Известно, что выдающийся создатель и руководитель Государственного ансамбля народного танца Моисеев Игорь Александрович (1906-2007 гг.) всегда считал «Калмыцкий танец», входящий в репертуар легендарного коллектива в течение 85-ти лет, жемчужиной творчества своего коллектива. Он часто говорил в своих интервью: «Танец настолько красив, что, когда его смотришь, то чувствуешь запах полыни, дуновение степного ветерка, полёт орла и бег лошадей». Моисеев Игорь Александрович родился 21 января 1906 года. По семейной легенде, балетом стал заниматься по настоянию отца. Однажды тот стал свидетелем драки в подворотне и, когда пришел домой, сказал сыну, что он будет не драться, а заниматься балетом, и немедленно, буквально завтра, пойдет в балетную школу.
Первый в мире профессиональный ансамбль народного танца был создан 14 февраля 1937 года хореографом Игорем Моисеевым. Молодой руководитель исколесил всю огромную Страну Советов в поисках хореографического материала: от гор Памира до белорусских деревень, затерявшихся в сельской глубинке. Коллектив стал визитной карточкой СССР, наряду с первыми космонавтами и балетом. Сегодня гастрольная история ансамбля насчитывает 65 стран, в некоторых из них моисеевцы выступали по 10-15 раз.

История включения «Калмыцкого танца» в ансамбль Игоря Моисеева такова: когда ансамбль лишь зарождался, перед Игорем Моисеевым остро встал вопрос с наполнением репертуара. И тогда он придумал провести осенью 1937 года в Москве Всесоюзный смотр художественной самодеятельности. На смотр от Калмыкии поехал молодой артист недавно созданного Калмыцкого национального театра Бада Лиджиев, родом из п. Цаган-Нур, его сопровождала заведующая литературной частью театра Ева Михоэловна Марголис, жена арестованного в сентябре 1937 года директора театра, поэта Санджи Каляева.

Председателем танцевально-хореографического жюри был сам Игорь Моисеев. Блестяще выступив на конкурсе, Бада Лиджиев занял второе место. Первое место, как и ожидалось, занял представитель Грузии. Игорю Моисееву настолько понравился наш танец, что он попросил парня показать ему элементы других калмыцких народных плясовых, записал и даже зарисовал эти движения. А Ева Марголис, говорившая на калмыцком языке и прекрасно знавшая быт и обычаи калмыков, проконсультировала хореографа об особенностях национального костюма, причёски, сценических образов и психологии степного народа. Танец тут же был включён в репертуар.

Хореография была поставлена Игорем Моисеевым, аккомпанемент танца создал Михаил Дроков. Его премьера состоялась на большом праздничном концерте в честь 20-летия Октябрьской революции 7 ноября 1937 года, на котором присутствовал сам вождь народов Иосиф Сталин, члены политбюро и правительства СССР, иностранные дипломаты. С тех пор Калмыцкий танец стал бессменным «хитом» ансамбля во всех гастрольных выступлениях коллектива и на правительственных концертах.

Когда в декабре 1943 года калмыков выслали в Сибирь, а автономную республику ликвидировали, Моисеева вызвали в «соответствующие органы» и предложили снять номер из концертного репертуара. Но Игорь Александрович проявил свойственную ему принципиальность и сказал чиновникам от культуры, что, если такой номер убрать из репертуара, то тогда надо все номера просто автоматически ликвидировать, а коллектив распустить. Дело дошло до «самых» верхов. В конце концов, нашли компромиссный вариант: номер оставить, но объявлять его под другим названием. Так, «Калмыцкий танец» был спасен и под другими названиями: «Танец западных монголов», «Танец джунгарских чабанов», продолжал жить на сцене.

В 1947-м году после Второй мировой войны во время своей первой зарубежной гастроли в Финляндию этот номер был объявлен как «Джунгарский», а во время гастролей в Китайской Народной республике в 1954-м году как «Торгутский». И вот на гастролях во Франции в 1955-м году на премьере, в присутствии президента Франции Шарля де Голля, иностранного дипломатического корпуса и советского посольства было объявлено: «Калмыцкий танец!». Когда номер закончился, раздался невообразимый гром оваций, артистов несколько раз вызывали на «бис», а, калмыки-белоэмигранты, присутствовавшие на этом концерте, плакали, не скрывая своих слез.

На пресс-конференции после концерта корреспондент парижской газеты «Фигаро» задал вопрос руководителю ансамбля: «Месье Моисеев, вы не боитесь, что после возвращения в Советский Союз вас расстреляют? Ведь вы пропагандируете искусство народа, высланного в Сибирь и обреченного на уничтожение!». Нависла гробовая тишина. После небольшой паузы Моисеев ответил: «Народ, который создал такой танец, по определению не может быть плохим! И тем более он не заслуживает уничтожения!». «Калмыцкий танец» и по сей день является неувядающим «хитом» в репертуаре легендарного ансамбля имени И.А.Моисеева, отметившего 14 февраля 2022 года свое 85-летие, радуя зрителей всего мира удивительным танцевальным искусством нашего маленького народа.
Впечатления зрителей от просмотра «Калмыцкого танца» ансамбля Игоря Моисеева разнообразны, вот, к примеру, высказывания Юлии Вячеславовны Андреевой: «Обожаю этот танец с детства. И, когда родители меня спрашивали, хочу ли я на концерт ансамбля, то первым был вопрос, который я задавала: «А будет ли «Калмыцкий танец?». И отвечала, что, конечно, хочу! Как приятно теперь слышать такой же вопрос от моего сына!».

По словам директора коллектива Елены Щербаковой, «Калмыцкий танец» занимает достойное место в уникальной программе «Классика Игоря Моисеева», наряду с русскими танцами «Лето» и «Полянка», молдавской сюитой «Жок», танцем бессарабских цыган, «Памирским танцем», «Сицилийской тарантеллой» и флотской сюитой «Яблочко». Их моисеевцы с успехом исполняют не только в России, но и за рубежом.

«Выступлениям коллектива не нужны ни аннотации, ни переводчик: хореография Игоря Моиссева понятна для всех народов планеты – языком красоты, мира, добра», – подчёркивает Е. Щербакова.

К 75-летию ансамбля в 2012-м году ЮНЕСКО наградила коллектив медалью «Пять континентов». В 2015-м году указом Президента России Владимира Путина ансамбль признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Интервью с исполнителем «Калмыцкого танца» ансамбля Игоря Моисеева Рамилем Мехдиевым: «Очень сложный танец, требует больших физических усилий, работают практически все мышцы тела. Динамика движений разнообразна, и всё надо делать на скорости и синхронно. Много полуприседаний, в балете – это плие называется. Большое напряжение испытывают мышцы ног. От «калмыцкого хода» в танце буквально стираются ногти на ногах. Поэтому «Калмыцкий танец» стоит в программе вторым номером, в конце концерта его трудно исполнять. И это мой коронный номер, я люблю «наш» «Калмыцкий танец». Тряску в танце «Чичрдг» учил два года».

Вот как пишут об артистах ансамбля Игоря Моисеева: «Их культура танца просто невероятно завораживает! Такие четкие линии, движения. Каждый их шаг – целое искусство, которого добиваются долгими тренировками и постоянными репетициями. Смотреть на выступления балета Игоря Моисеева можно вечно. Ансамбль составляют артисты, которые прошли строгий отбор, множество школ, учились везде, где только можно, и наконец оказались в таком прекрасном месте. Талант каждого из них уникален, он не поддаётся даже объяснению. Если вы хотя бы раз были на концерте этого прекрасного ансамбля, то точно понимаете, о чем речь! Они настолько талантливы, харизматичны и уникальны, что невозможно оторвать глаз. Их танцы – как что-то невообразимое. Самого Игоря Моисеева уже нет с нами, но его дело продолжают лучшие ученики, которые стали выдающимися хореографами».

Ансамбль Игоря Моисеева до сих пор ценится на российской и мировой сцене. До сих пор, чтобы в него попасть, нужно буквально пройти «огонь, воду и медные трубы». Для обычного человека наблюдать за танцорами – настоящая услада для глаз. Зрители успевают одновременно восхищаться, удивляться и восторгаться тем, что происходит на сцене.

Балет Моисеева имеет особый дар передавать красоту народного танца. Они танцуют почти все исторические танцы и делают это виртуозно! Здесь особая благодарность хореографам, которые работают с коллективом, чтобы талантливые танцоры показали все, что умеют, и сделали это так, как могут в балете Моисеева, нужно приложить бесконечное количество труда!

Имя Игоря Моисеева давно стало не просто известным, а брендом выдающихся достижений нашей страны. Легендарный балетмейстер создал ансамбль, исполняющий народные танцы, доведенные до совершенства рукой мастера.

Интересную интерпретацию реинкарнации высказывал в своё время Моисеев И.А., говоря о создателях «Калмыцкого танца», что душа бессмертна, и во всякой новой жизни она воплощается в новое живое существо. Он считал, что талант – это знание, накопленное душой в предыдущей жизни. «Духовное богатство, полученное через искусство и культуру, – это то единственное, что мы можем унести с собой, то, что питает душу. После смерти человек не теряет это, и в следующий раз рождается с тем нажитым духовным богатством, которое он приобрел раньше», – говорил маэстро.

Бембя ФЕДОРОВ