Память сердца

07-05-2022, 13:09 | Общество, Память

День Победы в этом году, думаю, для всех россиян по-особенному волнителен. Сегодня этот праздник действительно, как говорится в песне, порохом пропах. Для меня же значимость 9 Мая еще более возрастает от того, что почти 80 лет назад мои прадеды в боях с фашизмом также, как и сегодняшние российские солдаты, освобождали Украину от нацизма, и двое из них погибли под Харьковом и Киевом. Всего же в годы Великой Отечественной тысячи воинов-калмыков воевали с оккупантами на украинской земле: в действующей армии и партизанских отрядах. На примере одной калмыцкой семьи хочу рассказать, как это было, чтобы память предков, отдавших свои жизни за свободу Отечества, помогла нам всем стать еще более сплоченными и едиными.

В музее Яшкульской многопрофильной гимназии хранятся бесценные реликвии: 100 фронтовых писем военного разведчика Дорджи Корнашевича Лиджиева. Письма с фронта, написанные в минуты затишья, он адресовал своей маме, Чооли Ликшиковой, и сестре, а еще двоюродным братьям Баде, Тюмиду и Босче Кичиковым, также защищавшим Отечество.

Учитель по профессии Дорджи Лиджиев до войны еще и переводил классиков русской литературы на калмыцкий язык, а на фронте стал оперуполномоченным военной контрразведки СМЕРШ. Выполняя специальные задания, лейтенант Д.Лиджиев нередко бывал в различных воинских соединениях. Обо всех встречах с земляками-яшкулянами он сообщал родным, возможно, чтобы односельчане получили хоть какую-нибудь весточку с фронта о своих сыновьях и братьях. Он понимал, что в пылу войны бойцам бывает и не до писем, а матерям и отцам важно хоть что-нибудь знать о них.

«...В третьем батальоне находятся Алляев Пюрвя и Гиндеев Эрдни... Якушкин Санджи работает со мной... Бембеев Зурган едет в военно-политическое училище в Сталинград... Гаря Шалбуров едет на курсы политруков в Ростов... Со своими сельчанами Бадушевым и Гаряевым встречаюсь редко...»
При этом, переходя на особый речевой этикет, Дорджи Корнашевич передавал через своих родственников и трагические сообщения: «Эдгән Галзн, Сарңга Зурһан сумнла харһҗ үкч..», – писал он родным.

В канун 30-летнего юбилея Победы сотрудники военного комиссариата привезли матери героя Чооли Ликшиковой последние два письма сына, не доставленные в годы войны, и рассказали о подробностях боя под деревней Буймер Сумской области Украины, где погиб лейтенант Дорджи Лиджиев.

Редактор газеты «Комсомолец Калмыкии» Анатолий Клёва был на той встрече весной 1975 года. «Редакционное задание было крайне тяжелым, – написал он в своем репортаже. – Оно потребовало от нас всю нашу волю и неимоверных душевных сил. Мы приехали в поселок Олинг Яшкульского района, чтобы поцеловать морщинистые руки 105-летней Чооли Корнашевны, вырастившей сына-патриота. Одинокая мать сидела гордо, в конце встречи она попросила помянуть единственного сына, который в лихую годину выше всего ценил Родину». Позже журналист посвятил памяти героя очерк, опубликованный в центральной газете «Известия». Именем контрразведчика Дорджи Лиджиева назвали одну из улиц поселка Яшкуль.

Судьбу без вести пропавшего в конце 1943 года воина Бады Кичикова в результате долгих поисков удалось установить лишь в 2003-м году: умер от тяжелого ранения, полученного в боях за Киев, 25 января 1944 года.

Тюмид Кичиков в марте 1940 года, став начальником политотдела, строил первую в республике шоссейную дорогу Элиста – Дивное. А осенью 1941-го Тюмида Ликшиковича назначили начальником политотдела строительства железной дороги Астрахань – Кизляр. Это была специальная стройка № 1 того времени, потому что только такая магистраль могла обеспечить нефтью и ГСМ всю страну: в те годы углеводородное сырье в больших объемах добывалось только в Баку и на Кавказе. А ведь строительство нефтяной «дороги жизни» велось в прифронтовой полосе, под бомбежками и артобстрелами. Строители справились с важнейшим заданием, и только с августа по октябрь 1942 года в Сталинград было отправлено более 16 тысяч цистерн с горючим.

Сам же Тюмид Кичиков после многочисленных обращений был направлен ротным политруком на Южный фронт, затем участвовал в боях под Москвой. После тяжелого ранения и контузии офицер вернулся домой 26 декабря 1943 года…

Следователь прокуратуры Босча Ликшикович Кичиков ушел на фронт добровольцем в июле 1941 г. За ним вскоре последовала и супруга Дербен Мацаковна, став вместе с десятками других девушек Калмыкии после ускоренных курсов зенитчицей.

Зимой 1943-1944 годов зенитный полк Дербен Кичиковой охранял мост стратегического значения через левый приток Днепра — реку Сож, протекающую из Белоруссии в Украину. Фашисты не хотели сдавать город, и бои на линии фронта были ожесточенными. В одной из воздушных атак девушки не допустили вражеские бомбардировщики к охраняемому объекту и расположенному неподалеку военному аэродрому, за что были представлены к награждению медалью «За отвагу». Однако награду Дербен Мацаковне, как и ее землячкам, так и не вручили: по-видимому, по национальному признаку. Вскоре их полк направили в Новосибирск, а зенитчиц-калмычек отозвали с фронта и направили в ссылку.

Уже в ссылке Дербен Мацаковна и Босча Ликшикович Кичиковы, спустя долгих четыре года войны, нашли друг друга. Еще в 1942-м году в ходе обороны Ростова-на-Дону Б.Л.Кичикова в качестве военного следователя направили с эвакуируемым заводом на Урал.

Сумел найти в Сибири своих родных и еще один мой прадед Кенз Ликшиков, воевавший в 1942-1943 годах в составе 28-й Армии, освобождавшей от фашистов Яшкуль и Элисту. После 28 декабря его, как и многих фронтовиков-калмыков, отозвали и отправили в Широклаг.

…Как рассказывала супруга Тюмида Ликшиковича, Моглцыг Цевяевна, в годы ссылки односельчане-сибиряки, уважавшие мужа, просили его изменить имя на Демид Леонидович, чтобы легче было звать-величать. На что Тюмид Кичиков всегда отвечал: «Я калмык, пусть у меня отняли родину, но имя свое сохраню до конца жизни».

Поэтому праздник 9 Мая для нашей семьи – особенный день. В годы войны, во время ссылки, по возвращении из Сибири старшее поколение нашей семьи в чистоте оберегали родовые святыни, сохраняли честь и достоинство древнего зюнгарского рода. И главное, сумели передать лучшие качества своим детям и внукам.

Все мои дяди и тети, родители чтут и уважают семейные традиции, имя свое несут с гордостью и достоинством. Известный в республике врач, в прошлом Председатель Народного Хурала (Парламента) Калмыкии Игорь Владимирович Кичиков; член правительства Москвы, начальник Мосжилинспекции Олег Владимирович Кичиков, в свое время возглавлявший кабинет министров республики; кандидат медицинских наук, эндокринолог Жанна Дорджиевна Кичикова; уже более четверти века работающая участковым терапевтом в Яшалтинской районной больнице Кермен Батаевна Кичикова; почетный работник образования России, заслуженный учитель Калмыкии Байрта Дорджиевна Кичикова и многие-многие мои старшие родственники бережно сохраняют семейные традиции и память о наших героических предках. Это память наших сердец, кровными узами связанная с прошлым нашего рода и военной историей нашего Отечества.


Дорджи КИЧИКОВ