Радость открытия

К 50-летию педагогической деятельности Анатолия Харкебенова, учителя физической культуры Нарын-Худукской средней школы
Анатолий Харкебенов принадлежит к людям, которые никогда не успокаиваются достигнутым результатом. В этом отношении он, как педагог, представляет для учащихся прекрасный пример постоянно растущего человека. Таким качеством обладают немногие личности. Ведь многие, в том числе и люди творческих профессий, на каком-то этапе жизни перестают работать над собой, расти, искать новое, удовлетворяясь достигнутым или не желая ломать устоявшиеся рамки быта.
Анатолий Боктаевич ‒ не из их числа, он смело расстается с привычным, отказывается от старого, ищет новое, что отвечает требованиям и вызовам времени. За эти годы, периодически бывая в Нарын-Худуке, я видел, как совершенствовалось, оттачиваясь, его педагогическое мастерство, развивались представления о преподавании физической культуры.
Благодаря его деятельности на базе Нарын-Худукской школы не раз проводились республиканские семинары, за педагогическим опытом приезжали коллеги из других регионов. И это при том, что школа не относилась к числу учреждений, обремененных званиями или оснащенных современным оборудованием.
Педагогическая деятельность Анатолия Харкебенова свидетельствует о том, что успех в любом деле прежде всего зависит от человека, его организованности, творческих способностей, верности избранному делу.
Как педагог и спортивный наставник Анатолий Боктаевич точно знает, как построить работу, чтобы добиться нужного результата. Он так ясно излагает этапы и особенности предстоящей работы, цель и суть спортивных тренировок, что учащиеся нередко занимаются самостоятельно, следуя его методическим советам и указаниям. Он не боится совершать неожиданные поступки, более того, стимулирует не только учащихся, но и коллег на такие решения, утверждая, что инструкции и стандарты не могут предусмотреть всех жизненных реалий.
Анатолий Боктаевич ‒ сильный, волевой человек. Этими качествами он отличался с детства. В 1960-е годы жизнь школьников в поселке Комсомольском крутилась вокруг спортивных площадок, расположенных рядом со школьными корпусами.
Беговая дорожка шла вокруг прекрасного парка, разбитого между зданиями средней школы и школы-интерната. Рядом с баскетбольной площадкой, никогда не пустовавшей, высилось деревянное сооружение со спортивными кольцами и тяжелым канатом, вверх вела крепкая лестница. Имелся турник, установленный с учетом правил безопасности, неподалеку – гимнастическое бревно. На этих снарядах школьники постоянно оттачивали свою сноровку. Кто-то пробовал себя в прыжковой яме, наполненной мягкими опилками. Все это было сделано своими руками, мастерски, любовно, под руководством учителей физкультуры: средней школы – Виктора Петровича Никишкина и школы-интерната – Виктора Сергеевича Дёмина, немногим позже ‒ Тельмана Имановича Джавадова и Адольфа Кузьмича Хромова.
По левую сторону учебного здания интерната располагалась волейбольная площадка, на которой вечерами сражалась вся молодежь поселка. Мы, мальчишки, наблюдая за их схватками, подмечали удачные комбинации и приемы игроков. К слову, азартом и техникой выделялся будущий известный хирург Иван Канкаев.
В те годы не было телевидения, школьники и молодежь поселка все свободное время отдавали спорту. Не помню мальчишеских или молодежных разборок. Авторитетом пользовались те, кто выделялся в спорте. Николай Сатуев, Владимир Инджиляев, Борис и Максим Атякаевы удачно занимались футболом, Сергей Алтынов и Лева Мукабенов ‒ боксом и волейболом, Николай Сангаджиев ‒ настольным теннисом, Павел Шаракаев ‒ штангой и гиревым спортом. За Юрием Деевым закрепилась слава ведущего баскетболиста. Проводились районные спартакиады по легкой атлетике, на которые собирался весь поселок. Состязались жарко и бескомпромиссно.
Рядом со школой жил Павел Очкаевич Годаев. Сам он преподавал физику в средней школе, жена, Светлана Лиджиевна, ‒ в интернате. Павел Очкаевич был великолепным гимнастом. Мы с восторгом наблюдали, как он на турнике крутит «солнце», нас поражала амплитуда оборотов, легкость, с которой он делал «подъем переворотом», «подъем силой», «подъем с разгибом». Собрал вокруг себя группу учеников, в которую включил и Харкебенова. Вскоре на зависть ровесникам Анатолий стал столь же легко, как и его учитель, крутить «солнце». На него, мускулистого, быстрого и ловкого в движениях, было приятно смотреть.
Нужно сказать, что и его одноклассники выделялись спортивными способностями. Футболиста Владимира Баяева приглашали в «Уралан», Александр Бадма-Халгаев играл в этой команде. Игорь Нимгиров славился своими закрученными ударами, позже он окончил Московский кооперативный институт. Татьяна Амалаева была признанным мастером по настольному теннису. Александр Темержанов снискал известность как легкоатлет. Анатолий Харкебенов, кроме гимнастики, увлекся акробатикой. Тельман Джавадов, руководитель секции, уделял ему особое внимание.
После окончания школы вопрос с выбором будущей профессии перед Анатолием не стоял. Сначала он намеревался поступить в Волгоградский институт физической культуры. Признанные спортсмены Владимир Шкаленко и Николай Деев удержали его от этого шага ‒ институт готовил тренеров по узкому виду спорта. «Поступай на спортивное отделение Калмыцкого педучилища, будешь работать в школе и одновременно заниматься спортом», ‒ посоветовали они.
Анатолий так и поступил, позже он окончил спортивный факультет Ставропольского педагогического института. На всю жизнь сохранил благодарное чувство к своим наставникам: Николаю Убушаевичу Замбаеву (известному гимнасту), Константину Лагаевичу Эрдниеву (футболисту), Владимиру Ивановичу Гончаренко (баскетболисту), Виктору Петровичу Хугаеву (специалисту по легкой атлетике). Это они укрепили его в выборе профессии, познакомили с азами педагогики и помогли в спортивном становлении. Имена этих людей и сегодня у него на устах.
Свою педагогическую деятельность Анатолий Харкебенов начал в 1972-м году в Комсомольской школе-интернате. Через два года заведующий районным отделом образования Мацак Убушаевич Михайлов порекомендовал ему наладить физкультуру и спортивное дело в Нарын-Худукской школе. Это предложение поддержал Михаил Эрдни-Горяев, председатель местного спортивного общества «Урожай».
Спортивный зал в школе стоял закрытым, а двери завязаны проволокой. Внутри ничего не было, даже обычных скамеек. Невольно закралась мысль: куда я приехал, во что ввязался? – вспоминает Анатолий Боктаевич. И здесь он получил поддержку у нового руководителя районного отдела образования Бориса Секенова, который заехал в Нарын-Худук, чтобы познакомиться со школой, педагогическим коллективом и учащимися. Он сказал Анатолию Боктаевичу: «В течение недели установите в спортзале баскетбольные щиты, приеду, проверю».
В дирекции совхоза «Улан Туг» школьного учителя поддержал главный инженер Геннадий Кюкеев, который выделил ему рабочих и сварщика. Из старых кроватных угольников они сварили металлический каркас, пробили шлямбуром стены и закрепили два щита с кольцами и сетками. Штукатуры привели в порядок стены, покрасили полы, нанесли разметку. Прошла неделя, Секенов не приехал. Анатолий Боктаевич сам поехал к нему. Тот улыбнулся: «Я так сказал, чтобы подтолкнуть тебя».
Это был важный урок. Начиная с этого времени, Анатолий Боктаевич стал строить у школы спортивный городок. Сначала построил «муравейник», чтобы учащимся младших классов было чем заняться на уроках и переменах: их ждали разные качели, всевозможные горки, разновысокие брусья, полоса препятствий, гимнастическое бревно, оборудование из бывших автомобильных шин (около 300 скатов). Дети уже не слонялись без дела, каждый находил себе занятие.
Затем настала очередь футбольного поля, волейбольной площадки, прыжковой ямы, беговой дорожки. Закупили различный спортивный инвентарь, многое сделали своими руками.
Наши предки говорили, что птица в полете повторяет то, что птенцом видела в гнезде. Все то, что Анатолий наблюдал в Комсомольском мальчиком, что постарались вложить в него наставники, все это он претворил в своей работе в Нарын-Худуке. Труд и опыт его учителей не пропали втуне.
В то время в Нарын-Худукской школе училось свыше 200 ребят. На районных соревнованиях по игровым видам спорта учащиеся школы наравне конкурировали со сверстниками из Комсомольской средней школы (учитель физкультуры Симбай Кабаканов) и других школ: Адыковской (Сергей Мергульчиев), Артезианской (Борис Аджигаров), Черноземельской (Анатолий Калусов).
Размышляя над работой учителя физкультуры, Анатолий Боктаевич пришел к выводу, что в школе не следует делать упор на один вид спорта, как бы он ни был тебе близок. Физическая культура входит в число основных дисциплин школьного образования и не может быть заменена или исключена из учебного плана. Значение уроков физкультуры состоит в том, чтобы помочь ребенку вырасти физически и духовно здоровым, главное, научить детей жизненно важным навыкам: не сдаваться перед обстоятельствами, преодолевать трудности, искать и находить выход из любых ситуаций. И Анатолий Боктаевич во главу угла поставил общую физическую подготовку детей.
Главным в отношениях с детьми и их родителями он считает доверие и сотрудничество, бережное отношение к личности. Важно незаметно помочь ребенку выйти на свой уровень, а потом и превзойти его. По его мнению, если учитель не в силах сделать какое-то упражнение, то он не вправе требовать этого от учащегося.
В своей работе Анатолий Боктаевич широко использует игровой метод. Так, чтобы повысить интенсивность урока и заинтересованность учащихся, ввел занятия по национальным видам спорта, в частности, по метанию аркана, а также использовал нестандартное оборудование и инвентарь. Менял систему упражнений на уроках и условия проведения занятий. В конце каждой четверти практиковал мониторинг всех школьников по восьми нормативам. Анатолий Боктаевич убедился, что такая методика стимулирует творческую самостоятельность учащихся, которые начали вести себя как единая команда.
Он создал в школе клуб «Җаӊһрин ачнр» (название предложила учитель калмыцкого языка Ольга Михайловна Иванова). Надежда Одеякова написала музыкальный гимн. Девизом взяли слова Авиценны: «Человек, систематически занимающийся физическими упражнениями, не нуждается в лечении». Цель ‒ подготовка юношей к службе в армии. Суть занятий составили различные виды гимнастики и тяжелой атлетики.
В 1997-м году состоялись первые республиканские юнармейские игры. Команда нарын-худукских школьников заняла первое место. Игры включали многоборье по следующим видам: строевая и медицинская подготовки, защита от оружия массового поражения, метание гранаты, преодоление полосы препятствий, подтягивание на перекладине, упражнения на брюшной пресс.
На этих играх нарын-худукские школьники становились победителями десять раз, один раз заняли второе и однажды третье места. Харкебенову удалось создать прекрасную команду. Командир отряда Савр Бадма-Халгаев метнул 700-граммовую гранату на 55 м (норматив 38 м). Многократными чемпионами республики по гиревому спорту становились Михаил Крупенич, Андрей Семенов, Саранг Бабаев, Магомед Наврузов, Артем Манджиев. Не отставали и девушки Тегряш Сангаджиева и Зарема Малачмагомедова. Анатолий Боктаевич гордится жизненными успехами своих выпускников, часто вспоминает Хонгора Шургучиева. И они его не забывают.
Он остро переживает нынешнее состояние школы, в которой на сегодня учатся 32 ребенка. Одиннадцатого класса нет. Дети, вслед за родителями, уезжают в Элисту, другие регионы. Ребят, отличающихся спортивными данными, осталось немного. Положение, что говорить, не радует, но Анатолий Боктаевич не унывает и работает по-прежнему интенсивно, не делая скидок ни себе, ни учащимся. И детям по душе такая требовательность.
Недавно он приезжал в Элисту, чтобы заказать медали и призы для победителей школьных соревнований. О профессиональном выгорании в его случае совершенно не приходится говорить. Как все люди, он, наверное, устает, но сникшим я его не видел никогда. Ему по-прежнему интересно жить и работать с детьми. Постоянно думает о том, как их заинтересовать, и, чтобы этот замысел был полезен им, пригодился в жизни. Как правило, находит нужное решение.
Он обладает огромным педагогическим опытом, представляющим бесценное достояние. Таких учителей в республике наперечет, и нужно думать о том, чтобы сберечь и умножить их опыт, не забыв справедливо отметить заслуги.
Пятьдесят лет Анатолий Харкебенов каждое утро спешит в школу, чтобы поделиться с детьми знаниями, всегда несущими радость открытия. Так он строит наше будущее.
Справка:
Анатолий Боктаевич Харкебенов ‒ учитель физкультуры высшей категории, почетный работник общего образования РФ, лауреат премии Президента России «Лучший учитель Российской Федерации», отличник физической культуры и спорта СССР, заслуженный работник физической культуры и спорта РК, почетный гражданин Черноземельского района.
Педагогический стаж его супруги, Зои Ивановны Харкебеновой, отличника народного просвещения РСФСР, составляет более 50 лет.