Между жизнью и смертью – только музыка

28-06-2022, 11:31 | Общество, Память

В детстве я жил в калмыцком хотоне. За крайними домами начиналась степь, невдалеке темнели чабанские стоянки. Пасущиеся отары овец, гурты коров, спешащий по делам всадник, воловьи или верблюжьи повозки, тянувшиеся по проселочным дорогам, были ежедневными приметами окружающего мира.

Летними вечерами кто-то выносил из дома домбру или саратовскую гармошку и улицы хотона погружались в музыку, то веселую, задорную, то грустную, печальную. Возникала песня. Напевные голоса женщин звонко взмывали или тихо стелились над ночным хотоном и уносились в степь. Я лежал во дворе на застеленной кошмой телеге и слушал мелодии, которые казались мне прекрасными. В этих песнях жила мечта далеких по времени, но близких по духу людей.
Я учился в четвертом классе, когда к нам в Комсомольскую школу-интернат устроился музыкантом Намин Сангаджиевич Манджиев, который по сибирской привычке называл себя тогда Алексеем Манджиевичем. Он занимался нашим музыкальным образованием. Вечерами в фойе спального корпуса под его руководством мы часто пели. Запевалой был голосистый приезжий мальчишка, некоторое время учившийся с нами. Репертуар состоял из советских, больше солдатских, песен. Калмыцкие песни, которые Намин Сангаджиевич разучивал с нами, были мне знакомы с детства. И в этом не было ничего удивительного, учитель наш, как и хотонские певуньи, был родом из Цекерты.

Намин Сангаджиевич прекрасно играл на баяне, обладал негромким приятным голосом. Он часто выступал в районном Доме культуры. Однажды, в середине шестидесятых годов, он вышел на сцену вместе с Аркадием, пятилетним сыном, который под аккомпанемент отца исполнил калмыцкую народную песню. Успех мальчик имел невероятный, что, видимо, вкупе с отцовским примером определил весь его дальнейший жизненный путь.
Потом дороги увели меня из поселка. И я долгое время ничего не знал об Аркадии. Встретил его в конце восьмидесятых годов, когда он уже заявил о себе как начинающий музыкант. Рос он стремительно.

В 1992-м году я входил в комиссию по разработке национальных символов республики. Первенство в конкурсе государственного гимна было единогласно отдано мелодии, представленной Аркадием Манджиевым. Владимир Чумудов, глава Черноземелья, вдохновленный музыкой принятого Верховным Советом Калмыкии гимна, вручил его авторам (слова Веры Шуграевой) солидную премию из внебюджетного фонда.

За прошедшие десятилетия музыка гимна вошла в художественное сознание нескольких поколений нашего народа. Автор очень удачно связал в этом произведении лирические линии с патетическими интонациями, благодаря чему удалось создать сочинение редкого эмоционального содержания.
Судьба художника, будь он музыкант, артист или писатель, всегда складывается нелегко, особенно в эпоху перемен, как это произошло в нашей истории. Трудностей хватало и в жизни Аркадия Манджиева. Иной раз тиски безденежья, догадываюсь, едва ли не сводили на нет работу и творчество. Но как бы ни складывались обстоятельства, он не изменил себе и избранному делу. Аркадий продолжал работать, и на наших глазах росло его мастерство, становились ярче и содержательней звуковая палитра сочинений, он смело менял жанровые направления, искал новые источники вдохновения, что в итоге чрезвычайно обогатило его творчество и в целом музыкальную культуру народа. Показательно, что он в поисках культурного единства установил близкие контакты с музыкантами тюрко-монгольского мира.

На церемонии прощания с композитором Борис Манджиев сказал, что его брат за годы творчества написал сто песен. Цифра эта сама по себе вызывает уважение, хотя, конечно, дело не только в ней.

«Музыка имеет самую тесную связь с народом», ‒ говорил Вольфганг Амадей Моцарт. Творческий путь Аркадия Манджиева можно рассматривать как прямую дорогу к сердцу народа. В его сочинениях, отличающихся лирической и сердечной глубиной, живет калмыцкая степь с ее полынным разливом, серебряными солончаками, крутыми песчаными дюнами, живет душа нашего народа, сохраненная сказителями и вознесенная поэтами. Вслушайтесь, какими нежными красками он воспевал калмыцкую девушку, степную красавицу: «Орчлӊ деер хамгин сәәхнь ‒ хальмг күүкн»! Девушка ‒ это художественный образ народа, любовь к которому составляет тему всего творчества композитора. Именно любовь к родной земле, которая буквально била в нем ключом, придала его музыке неповторимое звучание.

Темпераментный, порывистый в движениях, открытый, искренний, он привлекал всеобщее внимание. Музыку писал легко, словно по наитию. Его товарищ из Татарстана рассказывал, что однокурсники, впечатленные сочинениями Аркадия, советовали ему выйти на общероссийскую сцену. «Зачем? У меня есть Калмыкия, которая ждет меня», ‒ отвечал он им. Аркадий знал одну страсть ‒ музыку, которая стала целью и смыслом всей его жизни, почему его творческая судьба сложилась столь счастливо.

Аркадий Манджиев сумел отразить в своих сочинениях музыкальные традиции калмыцкого народа, сложившиеся в конце XIX ‒ начале XX веков. Важную роль здесь сыграли его родители, Намин Сангаджиевич и Нина Кочаевна, которые несли в себе эту музыкальную культуру и, более того, неустанно ее пропагандировали. В этом отношении судьба Аркадия Манджиева по сути повторила судьбу его предшественника, композитора Сангаджи-Гари Дорджина, который в конце 1930-х годов, обобщив народную музыку, поднял ее до уровня профессионального искусства.

Музыкальная деятельность Аркадия Манджиева, как и творчество Сангаджи-Гари Дорджина, получила всенародное признание, стала фактором огромного общественного значения. Его песенные образы находили живой отклик в сердцах зрителей. Молодые люди, слушая сочинения Аркадия, ритмически, интонационно, а значит, и ментально воспринимали национальные коды музыкальной культуры народа, которая в своей основе всегда уникальна.

Этнографы не раз отмечали редкую музыкальность калмыков. «Калмыки не оставляют ни одного случая без того, чтобы не воспеть оного», ‒ отмечал известный исследователь Н. А. Нефедьев. Десятки поколений безымянных для нас сказителей и певцов хранили музыку и вместе с ней мысли и чувства народа, передавая их из уст в уста. Заслуга Аркадия Манджиева заключается в том, что он вобрал в своем творчестве опыт и устремления предшественников и умножил это наследие, сделав его достоянием сегодняшнего времени. Так, слушая его музыку, нельзя не заметить многообразия стилевых приемов и мелодических оборотов, ранее неизвестных нашей национальной музыке. Одаренный музыкант, он обладал чуткой, талантливой душой, полной новаторских идей и исканий.

Аркадий Манджиев был одним из немногих, кто отдавал все силы собиранию нашего народа, не давал нам забыть свои духовные истоки. Его безвременная кончина ‒ это огромная утрата, с которой я не знаю, когда мы можем справиться. Он один закрывал собою целое направление в искусстве. В ближайшее десятилетие я не ожидаю фигуры, музыкальный дар которой был бы сопоставим с талантом и явлением Аркадия Манджиева.

Судьба его свидетельствует, что самобытность в искусстве не менее важна, чем экономическая безопасность и политическая независимость.
Имя и песни Аркадия Манджиева продолжают пребывать с нами. Это был сильный человек. Если бы и захотели, мы не сможем его забыть. Спасибо, Аркадий!
Сарва мангалам ‒ да будут все счастливы!

Василий Церенов