Красная лента бабушки Зины

02-04-2015, 17:12 | Современник

В середине февраля 2015 года мне довелось встретиться с удивительной женщиной -Зинаидой Сергеевной Коваленко, урожденной Мысливцевой. Сегодня ей 85 лет. В 1942 году она была совсем девчонкой, но войну и тот бой за большую переправу у села Белогорье Павловского района Воронежской области, что у реки Дон, хорошо запомнила.
Из рассказа Зинаиды Сергеевны: "Немцы подходили к Белогорью, переправа была разбомблена, река Дон стала красной от крови, изувеченных тел. Через три дня после бомбежки мы с друзьями: Пугачевой Олей, Апанасенко Зоей, Волошенко Анатолием пошли в лес, там было много убитых людей, растерзанных бомбежкой коров, искореженных взрывом машин. И тут мы услышали стон. У куста лежал молодой немецкий солдат, у которого были перебиты обе ноги. На вид ему было около 19-ти лет, мы набросились на него, стали ругать, а он только сильно плакал и показывал знаками, что он не стрелял. Стали совещаться, что делать? Если повезти в село, его там сразу же убьют. И мы решили просить старую бабушку Ульяну, жившую над оврагами, очень добрую и набожную, принять раненого солдата под видом родственника. Она согласилась. Мы соорудили тележку, выстлали ее травой, перенесли раненого немца, на деле он оказался венгром по национальности, мы об этом узнали позже".
Как мы знаем из отечественной истории, Венгрия была сателлитом фашистской Германии, именно этим можно было объяснить участие венгерских и румынских солдат в войне против СССР. "В другом селе жила женщина-костоправ, которая по "кусочкам" собрала раздробленные кости раненого. Помню, как метался он в горячечном бреду, и надо было ему менять повязки и бинты и находить лекарства, которые были только в госпитале, а рассказать все это мы никому не могли". На мой вопрос: "А как звали этого солдата?" Зинаида Сергеевна ответила: "Не помню, забыла".
Зинаида Сергеевна продолжала свой рассказ и, чувствовалось, что все пережитое вновь всколыхнуло ее воспоминания, а меня охватила такая тревога за этих, в сущности, еще несмышленышей двенадцатилетних, за старую бабушку Ульяну и женщину-костоправа, которые посмели в такое время подать руку помощи врагу. Что с ними будет?
Что подумают люди? Что должны были сделать в условиях военного времени люди, облеченные властью? Мне и сейчас думается, что их односельчане сразу поняли, чей это солдат, и то, что он не был родственником бабушки Ульяны.
Объяснение этому может быть только одно: это великое человеческое начало у всех этих людей, вера в Бога и библейская заповедь любви к ближнему и ко всем живым существам у бабушки Ульяны. Это правильное родительское воспитание
мальчишки-юнца и трех его подруг, поступивших в сложнейшей жизненной ситуации по-человечески верно и оказавших помощь человеку, попавшему в беду. О людях, облеченных властью, тоже можно сказать, что война не ожесточила их сердца, рискуя собой, они, по сути, прикрыли подростков от неминуемого наказания. И в этом увиделась мне одна из главных причин нашей Великой Победы - ее ковали люди с теплом в сердце, которых никто никогда не сломит. Людей, рожденных для созидания и творения добра, победить нельзя. Это высший закон справедливости. Великое милосердие - это тоже мощное оружие в борьбе с фашизмом. Помните слова Кузнечика, одного из героев фильма "В бой идут одни старики": "Ведь должны люди, человечество когда-то понять, что ненависть разрушает, а созидает только любовь, только любовь!" Как сказано верно.
А Зинаида Сергеевна продолжала говорить о том, как сожгли форму солдата, как обрили его голову, как он стал приходить в себя и потихоньку передвигаться самостоятельно, как бегал он потом с детьми на реку купаться, научился говорить по-русски. И козу вспомнила, молоком которой отпаивали солдата.
Воспоминания детства настолько сильно врезались в ее память, что она до мельчайших подробностей помнила, как в госпитале ночью в больших баках вываривали окровавленные бинты, чтобы затем их просушить, вновь перемотать и бинтовать раненых. На мой вопрос: "Почему ночью?" - она ответила: "Днем госпиталь мог себя выдать дымом от костра, на котором стояли котлы с бинтами, тогда бомбежка со стороны немцев была бы неизбежной". Вот такой небольшой нюанс о войне. "Нам так были нужны эти бинты, а как попросить у врачей лекарство, чтобы сбить температуру у раненого? Одна из девочек сказалась больной и получила его, и мы были так рады!
В нашем поселке стоял разведывательный батальон, и всех разведчиков мы знали в лицо. А еще мы знали, что реактивные установки "катюши" располагались неподалеку. Так хотелось их увидеть и узнать "яка катюша" просто сил не было. Учились ползать по-пластунски и тайком приближались к запретной зоне, чтобы хотя бы издали увидеть зачехленное орудие. Часовые быстренько брали "бедовых людей" за шиворот и по-доброму отправляли назад, конечно же, они за нами следили.
А в середине 1945 года пришли люди из сельсовета и "забрали" солдата. Зинаида Сергеевна рассказывала, как все плакали, думали, что уведут человека на расстрел. "А еще через три года нас всех вызвали в сельсовет, мы так испугались, полагая, что посадят за укрывательство врага в тюрьму. Но вышло все совсем наоборот. Всем объявили благодарность за спасение человека. Когда умерла бабушка Ульяна, ее похоронили с почестями. И чуть позже стали нам приходить из-за границы подарки, которые в знак глубочайшей признательности за спасение жизни отправлял своим воронежским девочкам, спасительницам венгр, имени которого так и не вспомнила Зинаида Сергеевна.
И вновь мне подумалось, что, быть может, это один из знаменитых разведчиков из "Красной капеллы" (была такая глубоко законспирированная антифашистская группа разведчиков во главе с Шандором Радо - венгром по национальности), которая так помогла своими сведениями советским войскам о планах наступления немцев в 1942-1943 г.г. К великому сожалению, опровергнуть или подтвердить этот факт не представляется возможным. Но хочется думать именно так! Ведь не зря благодарили подростков за акт высочайшего гражданского мужества.
Бабушка Зина прервалась ненадолго и продолжила свой рассказ. "Нам сообщили, что готовится большое наступление и ночью всех вывезли за 100 километров от села. Пережили зиму, а по весне стали возвращаться назад. Нашу старенькую бабулю везли на тележке, в которую впряглась моя мама. Эту картину увидел мужчина, он дал лошадь, и мы благополучно добрались домой. Помню, еще перед отъездом мы закопали два мешка картошки, немного зерна, все тщательно замаскировали и набросали сверху хозяйственный мусор. А когда вернулись, все это благополучно извлекли в целости и сохранности, и как же это помогло нам выжить! Мама и бабушка разделили эти два мешка картошки на всю улицу, приговаривая при этом: "Нужно, чтобы все посадили её понемножку". И такой богатый урожай у всех получился!" Слушая Зинаиду Сергеевну, тихо восторгалась душевной человеческой мощью и глубинной мудростью простых женщин, не пожалевших последней картофелины ради спасения людей. Согласитесь, ведь это сродни героизму, когда люди были спасены от голода, а даже одна спасенная жизнь - это уже подвиг. Вот еще почему мы выстояли в этой тяжелой войне. Можно сравнять с землей гусеничными траками "тигров, пантер, фердинандов", все живое вокруг, но сломить волю и дух такого народа невозможно! Гуманизм, человечность - это стальная броня, перед которой бессильно всякое оружие.
В истории Великой Отечественной войны можно привести огромное множество подобных примеров. Это - известный всему миру советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года и ставший прототипом монумента "Воин-освободитель" в берлинском Трептов-парке. Памятник стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне и освобождения народов Европы от фашизма. Но прежде всего - это памятник человеколюбию, когда пройдя через такое горнило войны, кровь и жестокость, люди сумели сохранить в себе самое главное человеческое естество.
Зинаида Сергеевна неспешно продолжала говорить: "Все работали, кто на лобогрейке, кто носил тяжелые снопы, скирдовал, а зимой молотили эти скирды. И колоски собирали, затем перетирая зерно, мама варила для четверых детей незатейливую кашу. Так и выжили. У меня была роскошная коса, отец мой - Сергей Иванович, когда уходил на фронт, обещал мне красную ленту для неё. Но он пропал без вести, и тогда я отрезала свою косу". Наверное, так взрослели дети военной поры. С косой еще ребенок - единственная любимая дочь среди трех сыновей, а без косы - взрослый человек, осознавший в свои двенадцать лет горечь потери. Но человеческая память желает помнить только хорошее, и Зинаида Сергеевна все вспоминала весеннюю кипень вишневого сада, что рос над балкой у дома бабы Ульяны.
Как много досталось поколению наших родителей: война, голод, репрессии, тяготы послевоенной жизни. И еще подумалось, люди, познавшие лихо, умеют дорожить малым, радоваться чужому счастью и подать руку помощи, не требуя ничего взамен.
Бабушка Зина говорила тепло о людях из своего детства, о доброте человеческой, о том, что никого из сирот не отдали в детский дом.
На вопрос о том, как она оказалась в Калмыкии, ответила: "Приехала с мужем, шофером, который отозвался на призыв Б.Б.Городовикова об оказании помощи в осуществлении работы по мелиорации калмыцких степей". У нее есть сын Владимир Алексеевич, внучка Оксана и правнучка Настя, которой 10 лет, она безумно любит лошадей и не может себе представить жизнь без них.
Зинаиду Сергеевну можно отнести к поколению золотых людей, которые на плечах своих вынесли всю тяжесть войны, не сломленных духом, сохранивших светлую печаль о погибших и неистовую веру в лучшее. А на окраине ее родного села Белогорье, у реки Дон, стоит памятный знак в честь того, что на этом месте 73 года назад был остановлен враг, фашисты так и не смогли одолеть донской рубеж. Да разве можно одолеть таких, как Зинаида Сергеевна! Доброго вам здравия, дорогая бабушка Зина!

Татьяна ДЖАМБИНОВА,
директор БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова",
Анастасия ГУБАРЕВА, студентка 1-го курса педагогического лицея