Разведчик Итрах Вокунаев
В прошлом году исполнилось 140 лет со дня рождения Харти Бадиевича Канукова, народного учителя, одного из первых главных редакторов газеты «Хальмг унн», участника Первой мировой и Гражданской войн, общественного и политического деятеля Калмыкии, а также разведчика в «Большой игре» на Востоке.
В «Энциклопедии военной разведки. 1918-1945 гг.» под авторством М. Алексеева, А. Колпакиди и В. Кочик, изданной в Москве в 2012 году, на странице 383 повествуется о калмыке-разведчике Канукове Х.Б., который в 1921-1924 гг. действовал под оперативным псевдонимом Итрах Вокунаев.
Термин «Большая игра» означал в XIX – начале ХХ вв. комплекс межгосударственных противоречий, борьбу и соперничество в Центральной Азии, Дальнем и Ближнем Востоке между Россией и Англией с вовлечением Японии, Китая, Турции, Персии и других стран. Участие в этой «игре» на стороне России приняли и представители калмыцкого народа.
Харти Кануков родился 29 ноября (17 – по старому стилю) 1883 года в Зюнгарском аймаке (Иловайская станица) Сальского округа области Войска Донского. Вместе с Нимгиром Манджиевым он считается одним из основоположников современной калмыцкой литературы.
Он окончил Великокняжеское окружное училище и в 1902-1908 гг. работал народным учителем в Денисовской станице, в этот же период был одним из руководителей национал-демократического профессионального союза «Хальмг Таңһчин туг».
С 1909 года Кануков находится на воинской службе в составе 2-го Донского казачьего полка: по окончании курса подготовки в полковой учебной команде он становится младшим урядником, а затем и сотенным вахмистром. После службы Харти Бадиевич продолжил работать народным учителем в Платовской станице.
С началом Первой мировой войны Х. Кануков был мобилизован во 2-й Донской казачий полк, а затем продолжил службу в составе 36-го полка, из которого по болезни в 1915 году уволился в запас. Вернувшись в Сальский округ, стал преподавать в училище Иловайской станицы и работать переводчиком у мировых судей 1-го Донского судебно-мирового округа.
После Февральской революции 1917 года Канукова вновь призвали на военную службу, он был участником Съезда представителей казачьих войск в Петрограде, а также 1-го и 2-го съездов донских калмыков (1917).
С началом Гражданской войны был начальником военного отдела Куберлеевского исполкома, организатором и командиром красногвардейского партизанского отряда, который влился в состав 10-й армии РККА. В этой же армии он с октября 1918-го по июнь 1919-го был военным инструктором 1-го Царицынского кавалерийского полка и заведующим агитационно-просветительским подотделом политотдела.
В сентябре 1919 года Харти Кануков организовал в Саратове издание калмыцкой газеты «Улан хальмг». На ее страницах печатались произведения начинающих калмыцких поэтов и писателей. В начале 1920-х годов Кануков служил помощником начальника штаба, начальником разведотдела штаба 6-й Чонгарской кавдивизии. С весны 1921 года по распоряжению руководства Советской России стал заниматься подбором добровольцев из командного состава калмыцких кавалерийских частей РККА для службы в Монголии.
В состав первой группы инструкторов для интернациональной миссии в Монголии вошли 18 человек: Х. Кануков, И. Теврюков, И. Манджиков, З. Карняев, командиры эскадронов Ц.-М. Очиров и А. Дрючков, помощник командира эскадрона А. Ханхалжинов, адъютант полка Т. Шивидов, его помощник Ц.-Д. Номинханов, командиры взводов К. Лиджиев, М. Манджиев, Д. Мартышкин, Д. Дарминов, Б. Шургучинов, Д. Манжиков, Г. Шапшуков, начальник боепитания П. Иванов, помощник начальника снабжения и знаменосец полка К. Сафонов.
Появление в 1920-х в монгольской армии калмыков было глубоко продуманным шагом, советское руководство прекрасно понимало, что им будет легче адаптироваться среди соплеменников. Их главная задача состояла в оказании помощи командному составу Монгольской народно-революционной армии в формировании воинских частей. Монголия, в свою очередь, оказала посильную помощь Калмыкии в период голода в 1921 году.
Со времени прихода калмыков в Россию в XVII веке взаимоотношения с монголами в основном были связаны с эпизодами, когда калмыки с паломническими целями через Монголию добирались в Тибет. Особо тесные связи начинают развиваться в 1920-е годы. Этот период для обоих народов оказался чрезвычайно сложным и в определенной мере трагическим: на территории Калмыцкой степи только что закончились боевые действия Гражданской войны, а Монголия находилась в «котле» социальных преобразований, когда в прямом смысле решалась судьба страны, ее независимость. В этих непростых условиях калмыки прибыли в Монголию в качестве военных инструкторов для формирования и обучения воинских частей МНРА.
Развитие двусторонних взаимоотношений показало, что при выстраивании отношений советское руководство, прежде всего, исходило из родственных связей между народами, языковой и культурной общности, религиозной идентичности. Военные навыки калмыков (быстрота передвижения, маневренность и внезапность нападений калмыцкой конницы) оставались в фокусе внимания российских властей. Со времени прихода в Россию в середине XVII века калмыки действительно стали реальной военной силой в решении многих военно-политических задач, ни одна военная операция России того времени не обходилась без участия калмыцких воинов, показавших себя надежными союзниками.
Харти Кануков под оперативным псевдонимом Итрах Вокунаев служил военным советником разведывательного отдела (РО) Монгольской Народной Армии (1921-1922) и фактически являлся основателем ее разведки и контрразведки, а после разгрома в Монголии группы войск китайских милитаристов и бандформирований барона Унгерна был первым комендантом города Урги. В последующем он служил в РО и политотделе штаба войск Кобдоского округа МНА, лично участвовал в ряде разведывательных и боевых операций. В 1923-1924 годах он командовал бригадой в Урге, занимался организацией кавалерийских и других воинских частей МНА.
В августе 1921-го в Урге была создана высшая военная школа (по документам из Центрального архива ФСБ России – училище) с четырьмя отделениями: пехотным, кавалерийским, артиллерийским и инженерным. Учеба с учетом местных условий проводилась по программе обучения командирского состава Красной Армии. Руководителями учебного процесса стали советники П. Толпыгин и И. Вокунаев (Х. Кануков).
В 1931 году Харти Кануков был награжден орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики.
По возвращении в 1924 году в Калмыкию Кануков был членом Астраханского областного ЦИКа и председателем Больше-Дербетовского улусного исполкома. В последующем он был председателем ЦИК Калмыцкой автономной области (май 1925 г. - июль 1927 г.), представителем Калмыцкой области при Президиуме ВЦИК (август 1927 г. - май 1928 г.), председателем Государственной контрольной комиссии и рабоче-крестьянской инспекции Калмыцкой АО (май 1927 г. - февраль 1933 г.).
Харти Кануков умер 7 февраля 1933 года в Элисте. Похоронен на территории нынешнего Мемориального комплекса героев Гражданской и Великой Отечественной войн.
Бембя ФЁДОРОВ