«МНЕ ВЕЗЛО НА ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ!»

11-06-2024, 15:03 | ---

13 июня моему давнему другу, сослуживцу по Центральной группе советских войск в Чехословакии, сокурснику по университету и соседу по комнате в общежитии Павлу Санджиевичу АНТОНОВУ исполняется 70 лет. Накануне ему присвоено звание «Почетный гражданин Целинного района». На днях он побывал у нас в редакции газеты.

– Павел Санджиевич, поздравляю тебя с присвоением почетного звания и с наступающим юбилеем! Что ты можешь сказать, оглядываясь на прожитую жизнь?
– Спасибо. А сказать могу, что я счастливый человек. Потому что в моей жизни всегда были хорошие люди, которые мне помогали и меня учили. Когда пошел в школу, мне повезло с моим классом. Представляешь, с тех пор, как мы окончили школу, прошло больше 50 лет, но до сих пор мы общаемся друг с другом.
После школы меня приняли в ПМК, где работал в строительной бригаде каменщиком. И у нас была очень сплоченная бригада. Бригадиром был Антон Иванович Васькин, который являлся для меня примером для подражания. Он многому меня научил, и навыки, которые я перенял у него, пригодились в дальнейшей жизни. На стройке я проработал год и три месяца, вплоть до ухода в армию.
В армии проходил службу гранатометчиком в мотострелковых войсках в Чехословакии. Существует расхожее мнение, что в этих войсках, где служат много нацменов, царит беспредел. Честно скажу, в нашей роте такого не было, потому что у нас были хорошие командиры. За два года моей службы у нас было два командира роты. Один из них – старший лейтенант Призов. Когда я прослужил полгода, он хотел меня зачислить в престижное зенитное отделение, куда отбирались грамотные бойцы. Однажды во время построения роты начальник артиллерийского полка сказал нашему ротному: «Призов, у тебя зенитчик уходит в запас. Есть у тебя подходящая кандидатура для смены?» И ротный показал на меня, предпоследнего в строю: «Вон орел стоит». А этот орел всего-то 164 см ростом (смеется). Но этот идиот во всеуслышание ответил: «Зачем мне нужен этот нерусский? Я пришлю тебе своего».
Мне было так обидно. Командир заметил и после построения вызвал меня в свою канцелярию, сказал: «Павлик, ты не обижайся на те слова. Люди бывают разные». Он год прослужил и ушел на повышение. Ему на смену пришел капитан Мазураш. Он был настоящий солдат, который прошел в армии все ступени, начиная с суворовской школы. Эти офицеры поддерживали в подразделении такую атмосферу, что ни о каком беспределе в роте не могло быть и речи.
– Далее твоя судьба мне более-менее известна. Помнишь, как мы с тобой встретились на дивизионных учениях на полигоне «Либава»? Как вечером, когда все под открытым небом смотрели фильм, мы с тобой лежали на земле, постелив плащ-палатку, и вспоминали, как познакомились в 1972 году в Троицком? И там же на учениях решили после армии поступать в КалмГУ?
– Я все это хорошо помню. Вернувшись из армии, подал документы на подготовительное отделение КалмГУ. Но тогда я был вообще неподготовленным. Не знал, что такое имя существительное, что такое омоним, синоним и антоним... Ничего не знал. На собеседовании в каждом предложении допускал несколько ошибок. На подотделении учеба длилась 6 месяцев: с декабря 1974-го по май 1975-го. И первые два месяца я стабильно писал диктанты на двойки. Но у меня было огромное желание стать хорошим учащимся, а потому постоянно просил у преподавателя Кермен Намысовны Букаевой дополнительные занятия. И спасибо, что она откликалась на мои просьбы. Как она, бедная, намучилась со мной! И где-то на четвертом-пятом месяце меня прорезало. Я уже стал вникать. А в мае, уже на выпуске, единственный в группе написал диктант на пятерку. Кермен Намысовна, помню, сообщила: «А сегодня по диктанту «пять» получил Павлик. Какой ты, Паша, молодец!» И заплакала.
– Ну а затем мы встретились в одной академической группе.
– Да, все верно. Согласись, что нам повезло с группой. В ней были студенты в основном старшего возраста. Тех, кто поступил в вуз сразу после школы, было двое-трое. У остальных же был опыт работы на производстве, учебы в средне-специальных учебных заведениях, мы вот с тобой отслужили в армии. Словом, люди были серьезные, кое-что повидавшие и пережившие в жизни. А еще нам повезло на куратора – Полину Бораевну Федорову. Она была нам как мама. Она и в общежитие приходила, и на занятиях посещала, интересовалась нашими проблемами, старалась их решить. Это во-первых. Во-вторых, у нас была замечательная староста группы Люба Санджиева. Она прикладывала много сил, чтобы сформировать сплоченный коллектив. Про преподавателей – отдельный разговор. Нам повезло, что нас учили такие выдающиеся преподаватели, как Дорджи Антонович Павлов, Уташ Улазганович Очиров, Анатолий Шалхакович Кичиков, Андрей Васильевич Бадмаев. Они были требовательными, но справедливыми наставниками.
– Учеба – это не только лекции и семинары, но и строительные отряды. Какое место в твоей памяти занимают трудовые семестры?
– Вспоминается, конечно, первый студенческий стройотряд «Джангар», командиром которого был Анатолий Шовгуров – строгий и требовательный наш вожак. Дисциплина была железная. Работали от зари до темна. Строили МТФ в Городовиковском районе. Наш отряд формировался на базе филологического факультета, в котором были историки, студенты романо-германского, русского и калмыцкого отделений. У нас за лучшую работу в 1979 и 1980 годах на отряд из 25 бойцов полагалось по два значка «Ударник стройотряда». Это считалось престижной наградой среди стройотрядовцев. В первый год значками поощрены Эренджен Анджаев и я, а на следующий год – Костя Хаджинов и Володя Церенов, все филологи. Во втором трудовом семестре трудились на строительстве корпусов КалмГУ, командиром ССО был Борис Надбитов.
– После университета ты в школе работал недолго, верно?
– В школе я проработал шесть месяцев, а затем меня избрали первым секретарем Целинного райкома комсомола. В этой должности проработал два с половиной года. То была хорошая школа. На эту работу попал, наверное, благодаря нашим преподавателям. Потому что когда я учился на пятом курсе, меня вызвал Дорджи Антонович Павлов и тоном, не терпящим возражений, велел написать заявление о приеме в партию. Я сказал, что посоветуюсь с мамой. Вечером рассказал ей о разговоре с Дорджи Антоновичем. Она сказала, что отец хотел, так что и ты иди. Получается так: мои преподаватели и определили мою судьбу. Об этом узнал через 15 лет, когда я баллотировался в первый созыв Народного Хурала, а Анатолий Шалхакович Кичиков был моим доверенным лицом. Мы с ним часто ездили по районам и много общались. И как-то он признался, сказав, что они держали меня в поле своего зрения с первого курса. По его словам, он, Павлов и Очиров знали моего отца, но не говорили мне об этом: боялись, что это испортит меня. По словам преподавателя, они хотели, чтобы я стал настоящим человеком. «Ода болхла, чи күүнә бәәдлтәч», – помнится, сказал он мне (сейчас ты похож на человека).
– Чем запомнились тебе руководители, с которыми ты работал в комсомоле, а затем в школе?
– За время работы в комсомоле я получил большой опыт руководства, общения с людьми. Мне опять же повезло на руководителей и наставников. Тогда у нас первым секретарем райкома партии был Борис Доляевич Муев. Он был для меня образцом трудолюбия и ответственности, который говорил нам, молодым: «Что бы вы не делали, все надо записывать, фиксировать, чтобы записи были под рукой».
Затем я ушел в школу. И там мне посчастливилось работать под началом Николая Зулаевича Джальджиреева. Это был очень принципиальный, справедливый директор, который всегда поддерживал новаторские идеи, помогал их претворять в жизнь. Честно говоря, все, чего я добился во время моей педагогической деятельности, это полностью его заслуга. Потому что он меня не только поддерживал, но даже подталкивал.
– Какими достижениями в школе ты гордишься?
– В учебном 1986-м году мои ребята 1975 года рождения учились в 5 классе, и я решил создать на основе класса народный ансамбль «Булгун». Хотя все в Троицком знают, что петь и танцевать я никогда не умел. Тем не менее Николай Зулаевич с первых же дней стал меня поддерживать: находил где-то средства, пригласил в помощь хореографов Басановых – Александра Борисовича и Веру Тимофеевну. И получилось так, что через два с половиной года после основания коллектива ему было присвоено звание «Детский народный ансамбль «Булгун». В истории Калмыкии это был всего второй прецедент, когда столь высокое звание присвоили детскому коллективу. И по всем РМО, следуя нашему примеру, стали создавать районные детские ансамбли.
Вообще воспоминания о своем классе вызывают у меня положительные эмоции. В 1992 году, когда выпускал свой класс, у меня 14 человек из одного класса побывали в «Артеке» и «Орленке». Такого случая не было ни до, ни после. Это было поощрение ансамбля «Булгун» районным руководством за победные выступления на конкурсах, за ударную работу во время уборочных кампаний. Кроме того, я возил детей в Волгоград, Ялту...
– Как продолжалась твоя учительская карьера после выпуска твоего класса?
– В 1992 году мои ученики окончили школу, и ансамбль распался. Помнится, Николай Зулаевич вызвал меня и спросил: «Что будешь делать? Будешь набирать ребят для создания нового ансамбля?» Я ответил, что это не входит в мои планы, и поделился новой идеей. Сказал директору, что мне, коренному жителю Троицкого, бывает обидно, что на районных турнирах по футболу наши команды всегда проигрывают командам из других школ. И предложил создать в селе такую команду, которая завоевала бы звание чемпиона района. Вот такой мечтой поделился, несмотря на то, что все в селе знают, что и в футбол я играть не умел.
– Извини, перебью. Почему ты смело брался за дела, которые были не самыми сильными твоими сторонами? Ты уже говорил про ансамбль. А потом решил взяться за футбол...
– А потому, что ансамбль или футбольная команда – это коллективные группы, участие в них сплачивают тех, кто в них входит. Создавая ансамбль, я, помимо прочего, стремился, чтобы наш класс был дружным, чтобы один был за всех и все за одного. Решив создать футбольную команду, тоже преследовал эту цель. Я понимал, что коллектив всегда сплачивается за счет выполнения общего дела. А еще брался за эти проекты потому, что у меня был опыт работы с людьми в комсомольско-партийной деятельности.
– И как развивалась твоя деятельность в роли футбольного наставника?
– После выпуска учащихся 1975 года мне дали класс, который мы оформили как спорткласс. С первого до четвертого класса я вел у них только физкультуру и калмыцкий язык. И когда они перешли в пятый класс, дети за счет моих тренировок окрепли. С этого времени стал целенаправленно обучать их футболу. Это был 1995 год. Тогда мы впервые приняли участие в районных соревнованиях, в них выступали 12 команд. И мои ребята всех обыграли. Это было большой неожиданностью. Наша команда, как и ансамбль, называлась «Булгун». Это калмыцкое название нашего села. С того дня до 2011 года, пока я не уволился, наша школьная футбольная команда доминировала в Целинном районе.
– Подытоживая наш разговор, что бы ты хотел сказать?
– На всех этапах жизни мне встречались замечательные люди, руководители и наставники. Приобретенные от них умения, мудрые советы помогали тогда в работе, помогают и сейчас в различных жизненных ситуациях. Навыки строителя, приобретенные в бригаде Васькина, здорово пригодились в стройотряде, методы руководства командиров, наставления мудрых преподавателей и дальновидного Муева использовал в комсомольско-партийной работе, а также в школе. Все эти люди помогли мне добиваться успеха.
– Спасибо, Павел Санджиевич! Еще раз тебя с прекрасным юбилеем! Желаю тебе крепкого здоровья, счастья, радости и успехов во всем!

Василий ШАКУЕВ
На снимке: Павел Антонов и его ученики. с. Троицкое, 1994 год