Народные ремесла: сможем ли возродить?

25-06-2024, 16:41 | Письма

Республика Калмыкия – один из лидеров по производству грубой и тонкорунной шерсти в стране. В советское время степная республика вырабатывала ее ежегодно более 13 тыс. тонн. Жители республики с гордостью заявляли, что каждый третий костюм в Советском Союзе сшит из шерсти калмыцкой овцы. Но с наступлением рыночных времен многое кардинально изменилось, в том числе и состояние овцеводческой отрасли. Современная Калмыкия производит около 600 тонн тонкорунной шерсти в год.

В этом материале не анализирую объемы получаемой шерсти или скоротечную деятельность столь необходимых республике перерабатывающих предприятий, а хочу поднять тему сохранения традиционных трудовых занятий. В начале 1990-х, когда в стране царил хаос, многим владельцам крупных и небольших хозяйств пришлось забивать скотину. В условиях, когда перестали действовать заготовительные конторы, в хозяйствах оставалось много шкур, шерсти, которые постепенно приходили в негодность. А ведь переработка кожевенного сырья, шерсти была исконным трудовым занятием калмыцкого этноса в прежние времена. Дублением кожи наши предки занимались в летне-осеннее время, когда было много молока. Обычно шкуру посыпали солью с добавлением песка или глины, потом очищали скребками. Заливали творожной массой и сушили. Затем снимали отработанный слой, мяли шкуру и вновь заливали молочным продуктом. Эту процедуру повторяли несколько раз.
С середины 1990-х в Элисте действовали завод по переработке кожевенного сырья «Арсчи» и шерстомойная фабрика «Элми». Их строительство было с большим воодушевлением воспринято жителями региона: крупное промышленное предприятие потребляло бы продукцию, которая была в избытке, предлагало бы рабочие места, платило бы налоги в местную казну. К сожалению, эти предприятия из-за множества причин лопнули как мыльный пузырь.
Калмыцкая шерсть – потенциальная золотая жила, для которой необходимы светлые честные головы деловых людей и руки, умеющие делать из шерсти предметы одежды, сувениры, детские игрушки. К сожалению, остались единицы умельцев, способных передать бесценный опыт поколений. Доктор искусствоведения Светлана Батырева, много лет занимавшаяся изучением войлока и опубликовавшая ряд научных работ, считает, что «необходимо интегрировать художественный войлок в социокультурную практику в виде продукта туриндустрии, предлагающего познакомиться с традиционной культурой сообщества. С этой целью проводить мастер-классы по созданию ремесленных изделий традиционного быта с непосредственным участием туристов в технологических процессах народного промысла».
У Светланы Гарриевны есть опыт проведения таких мероприятий. В 2017 году она пригласила Екатерину Адьяеву, мастерицу-предпринимателя, в Музей традиционной культуры им. Зая-Пандиты КалмНЦ РАН, где был организован замечательный мастер-класс по войлоковалянию для всех желающих приобщиться к культурному наследию народа.
Известна в республике Мария Эльдерова, кандидат педагогических наук, мастер вышивки, макетирования, ковроткачества. Она щедро делится своими умениями с детьми, студентами КалмГУ. По ее признанию, главной ее страстью является войлоковаляние, которое она освоила еще на родине, в Дагестане. Известный педагог-подвижник отмечает: «Всего три средства нужно, чтобы свалять шерсть: мыло, вода и скалка. Потом надо высушить получившийся материал». По мнению Марии Эльдеровой, «механический вариант валяния шерсти станет еще одной ступенью к распространению этого вида народных промыслов».
В настоящее время возрождение традиций часто происходит посредством той информации, которая содержится в научных трудах – статьях, монографиях, учебниках. Стали распространенными случаи, когда учащиеся, узнав о какой-либо традиции, ремесле или обряде на занятиях в школе или учебном заведении, потом рассказывают о них своим родителям.
В связи с развитием туристической отрасли в республике необходима постоянная поддержка тех жителей, кто готов многое делать и реально делает для сохранения и развития богатых этнических традиций, уникального культурного наследия прошлого. Особым спросом у гостей, туристов пользуются сувениры в виде животных, обитающих в калмыцких степях, – верблюдов, лошадей, коров, овец и сайгаков. Предприниматели, занимающиеся мебелью, могли бы использовать вместо искусственных наполнителей, неудобных в наших широтах с жарким климатом, натуральный войлок, который комфортен и в холод, и в зной.
Летом люди изнывают еще и оттого, что диваны, матрасы, изготовленные из синтепона и потому не пропускающие воздух, усиливают температуру тела и потовыделение. Войлок прекрасно решит эти проблемы, так как он обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух в теплое время года. А в осеннюю промозглую погоду одежда из войлока спасала бы от пронизывающего до костей ветра. Такие характеристики хорошо свалянного войлока как легкость, прочность, влагонепроницаемость, теплоустойчивость могли бы быть использованы модельерами, создателями удобной и практичной одежды. А экологичность и безопасность – те качества, о которых постоянно мечтает современный человек.

Людмила НАМРУЕВА
Мнение

Алла, 63 года:
– Благодаря своей маме я научилась прясть шерсть, козий пух и вязать разные вещи спицами и крючком. Особенно нравилось прясть (иигәр) (ручным веретеном – Авт). Я охотно пряду. Правда, никто из моих племянниц, детей не проявил интереса к этим занятиям.
Любовь, 52 года:
– Моя мама пряла шерсть и пух, вязала шикарные вещи. Также она собирала пух гусей, уток, кур и шила подушки, одеяла и даже пуховики. Помню, в лихие 90-е она сшила мне настоящий пуховик. Она еще мне сшила шапку-обманку из шкурки норки, выращенной в Ульдючинах. В то время это был просто писк моды! Мои однокурсники думали, что в Калмыкии можно «достать» абсолютно все! Благодаря маминым золотым рукам я была супермодной девушкой.
Тамара, 74 года:
– По воспоминаниям моей мамы, дубить овечьи шкуры могла ээджа. Многие сибиряки выбрасывали шкуры, из этих шкур мама сшила мне шубку, которая спасала в суровую зиму. Так в тяжелые времена пригождались народные исконно кочевые ремесла – шить вручную, дубить кожу, прясть с помощью веретена, позже появилась прялка.
Светлана, 70 лет:
– Наши мамы могли, пожалуй, все: шить, вязать, разводить домашних птиц, животных. Мудрые женщины, они и нас, детей, учили всему, что умели делать сами. И это помогало в жизни.
Светлана, 67 лет:
– Женщины поколения наших мам были мастерицами на все руки. Швейные машинки, ручное ветерено были в каждой семье. В тяжёлые времена эти умения спасали. Моя ээджа в Сибири обшивала местных, ей платили продуктами. Многие, кто вывез с собой швейные машинки, спасли детей от голода. Светлая память нашим бабушкам, мамам!
Людмила, 67 лет:
– Как хорошо, что ученые зафиксировали в книгах, научных статьях, как работали наши бабушки, прабабушки с шерстью. Это дорогого стоит, это наследие не должно исчезнуть. Надо передавать знания молодежи.