Соль земли
Недавно в актовом зале племзавода «Кировский» состоялась церемония, посвященная присвоению старейшему работнику хозяйства Андрею Зулкаевичу Церенову звания «Почетный гражданин Республики Калмыкия». Поздравить ветерана с заслуженной наградой пришли его коллеги знатный механизатор Алексей Мареныч, потомственный животновод Гаджи Сулейманов. Накануне на сайте Яшкульского РМО воспоминаниями об Андрее Зулкаевиче поделился наш земляк Юрий Сенглеев.
Андрея Церенова хорошо знают в Яшкуле. В школьные годы он добился заметных успехов в спорте, был чемпионом района по легкой атлетике, занимал призовые места на республиканских соревнованиях. Трудовую деятельность начинал в бухгалтерии совхоза, но вскоре сказался его армейский опыт шофера (служил в ракетных войсках, сдав экзамен на классность, возил боевые ракеты). И его увлекла живая работа водителя, стал одним из профессиональных и авторитетных работников совхоза. Свидетельством тому – его многочисленные награды, в том числе и орден Трудовой Славы. Директора и специалисты хозяйства в дальние командировки предпочитали ездить с ним, он содержал машину всегда в образцовом состоянии.
В состоявшейся беседе ветераны вспоминали, что в совхозе «Кировский» трудилось несколько поколений яшкулян. Мы сейчас пересматриваем историю нашего хозяйства. В свое время основу будущего совхоза составили поголовье и имущество трех яшкульских колхозов имени Сталина, Буденного и Ворошилова, созданных в конце двадцатых годов ХХ века. Поэтому список ветеранов нашего племзавода возглавляет Басанг Шонхорович Дорджиев, награжденный в 1936 году орденом Ленина, депутат Верховного Совета СССР.
Подлинное становление совхоза произошло после восстановления в 1957 году национальной автономии нашего народа. В хозяйство пришли поколения работников, которые прошли войну, пережили сталинскую ссылку. Они привыкли работать, отдаваясь делу всей полнотой души. Подлинных успехов добились чабанские бригады Саранга Гаряева (средний настриг шерсти по отаре составил 7,6 кг с овцы), Алексея Насунова, Михаила Шургчиева. В 1966 году их наградили соответственно орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Медалью «За трудовое отличие» был отмечен гуртоправ Долан Гюнзиков.
Недавно Лиджи Меджеев, зоотехник-селекционер, говорил, что по сегодняшним стандартам многие работники хозяйства заслуживали самых высоких наград, вплоть до званий Героев Труда. Другое дело, что в советские годы все общественные инициативы носили зарегламентированный характер, разнарядки на награды спускались сверху.
Старший чабан Эрдни Кензеев в 1984 году от 800 маток получил 1024 ягненка. Таких же впечатляющих успехов добивались в те и предыдущие годы другие чабаны Зула Шурбаева, Гюнзик Бухаев, Бадма Мушкиев, Монта Булыков, Бадма Халгаев, Саранг Дживгеев, братья Нух и Рабадан Сулеймановы.
Гуртоправы Шухтня Кирипов, Эдяш Басаев, Кони Делеев в общей сложности ежегодно увеличивали совхозное стадо на 700-800 голов телят.
Труд этих людей, отмеченный орденами и медалями, все таки оставался недооцененным. Ни в палящий зной, ни в стынущий холод они не оставляли животных без внимания. Зарплата же составляла немногим более ста рублей.
Совхоз располагал развитым автопарком в восемьдесят единиц техники. Каждая ферма хозяйства также была обеспечена автомашинами и тракторами. Из года в год ударно трудились шофера Федор Арчибасов, Бова Бодгаев, Александр Бембеев (медалист ВДНХ), Михаил Болдырев, Григорий Кошаев, Сергей Кекеев, механизаторы Санджи-Гаря Меджеев, братья Баатр и Бува Бембеевы, Сангаджи Одгаев, братья Павел и Виктор Маренычи. Ветераны с благодарностью вспоминают заведующего мастерскими Бадму Боваева, бухгалтера автопарка Владимира Исяева. Редкими умельцами были токарь Барка Гашунов, кузнецы Александр Дорохин и Пюрвя Сангаджиев, отдельные изделия которого и сегодня служат яшкулянам.
Строительную часть совхоза много лет возглавлял Николай Шинокаев, плотниками работали Эрдни Боваев, Григорий Корчиков, Владимир Джангаев, Николай Бондаренко, Николай Штепин. Их руками возведены десятки животноводческих стоянок и жилых домов, благополучно выдержавшие испытание временем.
В семидесятые годы поголовье овец в нашем хозяйстве достигало 50–70 тысяч голов. В окотную и стригальную кампании, кроме штатных рабочих (всего около 500 человек), пользовались услугами многих жителей Яшкуля, включая школьников. Людей привлекала аккордная оплата. За сезон совхоз сдавал государству около 200 тонн качественной шерсти.
Юрий Сенглеев рассказывает, что познакомился с Андреем Цереновым именно на стрижке овец, через трудовую школу которой в те годы прошли многие подростки Яшкуля. Школьников определяли на легкие работы, обычно им, как 14-летнему Юре Сенглееву, поручали маркировку тюков с шерстью. Чаще других руководителем стригального пункта назначался Долда Церенов, агрегаторным цехом заведовал Иван Ганжа. Точильщиками ножей работали Яков Гашунов, Григорий Убушаев, резчиком проволоки – Иван Доляев. За классификацию шерсти отвечали Нимгир Горяев, Василий Калабухов, Дмитрий Ханькаев. Обычно трудились свыше двадцати стригалей. Мастерством отличались яшкулянки Бося (Бугшан) Бембеева и Мария Боктаева (награждена медалью ВДНХ), Евдокия Берикова, Анастасия Хумыкова, Нина Четырева, Галина Шалбурова из Цаган-Усуна, Беевя Босчаева, Екатерина Тюрбеева, Шура Чонаева из Олинга. Среди молодых ребят выделялись Николай Бембеев, Геннадий Мишеев. Лучшие стригали за смену успевали постричь свыше 100 овец. У неоднократной чемпионки районных и республиканских конкурсов стригалей Боси Бембеевой на обработку одной овцы в среднем уходило 3 минуты 45 секунд.
Андрей Церенов вспоминал, что однажды застал Евдокию Берикову плачущей. Причиной слез стала вышедшая из строя стригальная машинка, которую инженер не смог починить, в результате ей удалось остричь только 70 голов овец. «Смена пропала», – горевала она.
За эти десятилетия в совхозе сменилось около десятка директоров, каждый из которых остался в памяти людей. Михаил Землянский разместил в конторе на отдельном стенде фотографии чабанских детей, отличников школьной учебы. Бадма Озаев, бывший офицер, наладил в хозяйстве трудовую дисциплину. Не терпел пьяниц. И люди подтянулись, никто не хотел терять в зарплате.
Коренных успехов в экономической деятельности совхоза добился Борис Сенглеев. На совещаниях и собраниях объяснял, что будущее – за племенными животными, оснастил ферму племенных животных современной научной аппаратурой. Развил искусственное осеменение животных, начало которому положил ветеринар Юрий Книжников. Работники прошли обучение на специальных курсах. Семенную жидкость приобретали в лучших племенных хозяйствах страны. Своей идеей увлек специалистов и рабочих, которых не могли не радовать наглядные успехи начинания.
При нем во все чабанские стоянки провели электрический свет, холодильники и телевизоры, газовые плиты (газ доставляли в баллонах) стали у животноводов бытовой обыденностью. Открыли детский сад для детей рабочих совхоза.
Также он перестроил всю работу по заготовке кормов для животных. До него рабочие совхоза заготавливали сено для хозяйства не только в соседних краях, но и в дальних регионах, вплоть до Одесской области.
По его инициативе создали поливные участки в 1000 с лишним гектаров. Юрий Босхомджиев, тогда молодой агроном, выехал в город Энгельс, откуда отгрузил в Элисту 33 километра магистральных труб для поливальных установок «Волжанка».
Борис Сенглеев разыскал в Ростове Михаила Землянского и попросил помочь с доставкой качественных семян кормовых культур, назначил его экспедитором совхоза. По словам Андрея Церенова, Михаил Михайлович был тронут вниманием, он жил на краю города в мазанке, обставленной более чем скромно.
Вскоре на орошаемых участках стали выращивать люцерну, суданскую траву, озимую пшеницу, ячмень, рожь. Из выращенной пшеницы готовили комбинированные корма. Рожь пускали на сено. Начал действовать откормочный цех, которым заведовал Андрей Валетов. Вскоре построили завод по производству гранулированных кормов. Животноводы совхоза, обеспеченные качественными кормами, перестали волноваться перед зимовкой. Овец кормили чистой люцерной. Юрий Босхомджиев не устает вспоминать своих мелиораторов: Алексея Рвачева, Сергея Бадмаева, Семена Гадыкова. К сожалению, в разгар этой работы Борис Сенглеев трагически погиб.
Одним из колоритных специалистов совхоза был агроном Николай Павлович Манжиков. Он был фронтовиком, войну закончил в звании майора. Яшкуляне его помнят: он носил военизированную гимнастерку, галифе и кожаные сапоги. Зимой, отправляясь в командировку за кормами в соседние области, надевал белый полушубок, перехваченный офицерским ремнем. Через плечо был перекинут кожаный планшет. Когда он заходил в контору, все присутствующие невольно вставали. Он кратко и четко излагал суть своего визита. Однажды на совещании секретарь райкома партии упрекнул его, что он иногда увлекается выпивкой. Николай Павлович не замедлил с ответом: вы не можете делать мне замечания, поскольку ниже по воинскому званию.
Зоотехник-селекционер Церен Мучкаев работал творчески. Он до войны учился в Башантинском совхоз-техникуме. В шестидесятые годы по его инициативе при поддержке директора Сакки Бовдаева был создан конский табун в 140 голов (табунщик Намин Бичачиев). Церен Бадмаевич не уставал повторять, что автомашины и трактора не заменят в хозяйстве лошадей. Работу строил на научной основе: завез племенных производителей из Ростова и Ставрополья.
В те же годы приобрели десяток пастушьих собак. Щенок Дымок достался чабану Манджи Мушаеву, который прекрасно его выучил. На всероссийском семинаре в Оренбурге его собака лучше всех справилась с конкурсными заданиями. Чабану выдали премию в 500 рублей, немалые по тем временам деньги.
Рабочие совхоза отличались хорошим чувством юмора. Техника-водителя прозвали Хаммаршельдом, другого – Макнамарой, третьего – Котом в сапогах. Один из директоров совхоза как-то сказал известному трактористу: «Баатр, говорят, вы каждый день пьете». Работник быстро нашелся: «Да что вы говорите, если каждый день пить, сколько денег нужно?» Директор растерялся и замолчал.
Коллектив в совхозе сложился дружный, сплоченный. Однажды зимой, рассказывал Церен Мучкаев, стоянку Андрея Балданникова завалило снегом. На помощь чабану пришли рабочие и служащие совхоза и общими усилиями освободили кошару и животных из-под снега.
Более 50 тружеников хозяйства награждены орденами и медалями. Десятки работников отмечены почетными званиями, ведомственными наградами, медалями ВДНХ. Глава республики Бату Хасиков отметил заслуги ветеранов в благодарственных письмах. Соль земли - говорили раньше о таких людях.
Если говорить о настоящем времени, то хозяйство сегодня располагает 25-тысячным поголовьем овец, 800 головами крупного рогатого скота. Имеется около 700 лошадей и 300 верблюдов. Трудовой коллектив составляет 250 человек.
На базе нашего племзавода с 2007 года культивируется калмыцкая порода лошадей. Это совместный результат ученых и наших специалистов. В работе над разведением национальной породы крупного рогатого скота также придерживаемся научных стандартов. Несколько лет мы работали над выведением породы калмыцкой курдючной овцы (авторы Бадма Гаряев и Эрдни Меджеев). Сегодня заняты разработкой породы калмыцкой мясной козы.
Время вносит в жизнь свои коррективы, но в трудовой и общественной деятельности сегодняшние работники племзавода – чабаны Баатр Боваев, Магомед Алибеков, Али Муртазалиев, табунщик Сергей Болдырев, гуртоправ Санджи Гаряев, верблюжатники Геннадий Дорджиев и Адьяху (монгольский специалист) – стремятся равняться на знаменитых предшественников.
Бадма Гаряев, заслуженный работник сельского хозяйства России
На снимках: 2024 год, Андрей Церенов;
1977 год, Б. Бембеева и М. Боктаева (первая и третья слева)