Как не стать жертвой кибермошенничества
Современные технологии облегчают нашу жизнь и предоставляют множество возможностей, но, к сожалению, не только обычным гражданам, но и злоумышленникам. Что такое кибермошенничество, как защитить себя от киберпреступности и какими методами пользуются злоумышленники, чтобы получить доступ к чужим деньгам...
Об этом и многом другом мы поговорили с заметителем прокурора Республики Калмыкия Арслангом Мухлаевым.
– Новостные ленты средств массовой информации интернет-ресурсов пестрят информациями о фактах «телефонного мошенничества», причем у граждан похищаются порой крупные суммы денежных средств. Арсланг Александрович, расскажите о реальной статистике таких преступлений в республике?
–В последние несколько лет в республике ежегодно фиксируется рост преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, большую часть из которых составляют телефонные мошенничества. За 10 месяцев текущего года на территории республики зарегистрировано 419 фактов телефонных мошенничеств, что на 37 % больше, чем за 10 месяцев прошлого года (305). Данный показатель уже превысил уровень всего прошлого года, когда было зафиксировано 387 преступлений.
В текущем году ущерб от данных преступлений составил более 96 млн рублей, что также больше, чем за весь прошлый год – 58 млнрублей.
– С какого времени в России появился данный вид преступлений? Как «телефонное мошенничество» получило такое распространение?
– Данный вид преступлений появился примерно в 2004 году. Раньше оплата сотовой связи происходила путем приобретения карт оплаты операторов связи на суммы от 100 до 1000 рублей. Мошенники звонили потерпевшим, представляясь радиоведущими, и сообщали, что те выиграли приз, для получения которого необходимо купить карту оплаты на определенную сумму и сообщить им код. После этого мошенникам на телефонный счет поступали деньги, которые они обналичивали в офисах телефонных компаний.
С 2006 года мошенники стали звонить пожилым людям и сообщать о том, что их родственник попал в беду, либо, представляясь сотрудниками правоохранительных органов,сообщали о возможном возбуждении в отношении их родственника уголовного дела и необходимости передать денежные средства для урегулирования конфликта. Примерно с 2012 года, когда уже начали действовать мобильные приложения, карты с бесконтактным кодом, мошенники начали звонить потерпевшим и представляться сотрудниками банков и под различными предлогами получали код CVV (три цифры с оборотной стороны банковской карты), после чего свободно списывали денежные средства на свой счет.
Указанными видами мошенничества ранее в большинстве своем занимались осужденные, отбывающие наказания в исправительных учреждениях. В Калмыкии в 2022 году деятельность такой преступной группы, базировавшейся в исправительной колонии № 2 в п. Яшкуль, была пресечена правоохранительными органами.
В настоящее время «телефонное мошенничество» вышло на новый уровень, действуют целые преступные группы, так называемые колл-центры, занимающиеся обзвонами потерпевших.
– Как известно, предупрежден - значит вооружен. Какие наиболее распространенные схемы используются мошенниками в настоящее время?
– Схемы преступников всегда выглядят очень правдоподобно, потому как они используют самые обсуждаемые новости и события. Чтобы вызвать доверие, они могут обращаться к вам по имени и отчеству. С первых минут разговора мошенники располагают к себе или начинают давить авторитетом и должностью. Расскажу о типичных схемах:
1. Сотрудники пенсионного фонда, социальных служб сообщают о возможности получения дополнительных выплат. Все средства переведут на банковскую карту, достаточно лишь продиктовать ее реквизиты, код с обратной стороны либо код, поступивший на телефон по СМС.
2. Медицинские работники сообщают о том, что у вас плохие анализы, необходимо лечение. Имеется дефицитный препарат, который можно купить/заказать, при этом внести предоплату и подтвердить покупку (перейти по ссылке, сообщить код из СМС).
3. Сотрудник банка с сообщением о том, что по вашей карте замечены подозрительные операции либо пытаются снять деньги. В любом случае итогом будет просьба сообщить информацию по карте или счету, код из СМС.
4. Друг, родственник, руководитель сообщает о том, что попал в ДТП, просит перевести денежные средства для покупки лекарств, либо для того, чтобы избежать наказания.
5. Сотрудник правоохранительных органов и органов власти, который сообщает вам о том, что на ваши данные оформлен кредит, указана ваша карта, необходимо уточнить ее реквизиты. Ваш близкий человек совершил преступление и для решения данного вопроса необходимо перевести денежные средства либо за ними приедет курьер.
6. Сотрудник Центрального Банка РФ сообщает, что по вашим счетам/картам наблюдаются сомнительные операции, и для сохранности денег необходимо их перевести на «безопасный» счет в ЦБ РФ.
7. Оператор связи сообщает об истечении срока договора предоставления услуг связи, в целях продления которого необходимо сообщить код из СМС.
8. Фишинговые сайты. С недавних пор широкое распространение получил так называемый фишинг, когда злоумышленники подделывают сайты известных магазинов, маркетплейсов, туристических компаний. Это к примеру, «Госуслуги», «Озон» и т.д., на которых пользователи оставляют свои персональные данные и данные банковских карт. При внимательном рассмотрении можно заметить разницу: в адресной строке наименование сайта всегда отличается от официального. Настоящие сайты в поисковых системах помечены цветным кружком с галочкой.
9. Имели место случаи, когда от имени прокурорских работников мошенники звонили потерпевшим и подтверждали необходимость перевода средств на «безопасные счета». Установлены случаи звонков «прокуроров» индивидуальным предпринимателям и руководителям коммерческих организаций с требованием передать им информацию по банковским счетам.
Хочу пояснить, что данные схемы не являются исчерпывающими, злоумышленниками они постоянно совершенствуются.
– Кто чаще всего становится жертвой телефонных мошенников?
– Примерно одну треть составляют граждане пожилого и нетрудоспособного возраста – пенсионеры и инвалиды, большую часть составляют работоспособные граждане, в основном воспитатели детских садов, учителя, врачи, работники бюджетной и социальной сфер.
В большинстве своем сначала мошенники называют ваши персональные данные, после чего требуют перевести деньги с вашей банковской карты, если же у вас нет денег, мошенники требуют взять в банке кредит с целью пополнения счета, с которого списываются денежные средства.
Несмотря на то, что все знают о данном виде преступлений, люди все равно продолжают попадаться на уловки мошенников. Как правило, после звонка потерпевшие попадают в ступор и под натиском оформляют огромные кредиты, а денежные средства вносят на «безопасные банковские счета». Все это время, с момента начала звонка и до момента перевода денег, мошенники постоянно будут на связи, контролируя каждый шаг потерпевшего.
– Арсланг Александрович, какими же способами можно обезопасить себя от мошенников?
– Существуют общие правила поведения с кибермошенниками, следуя которым, вы сможете себя обезопасить:
- не сообщайте никому личные и финансовые данные (паспорт, ИНН, СНИЛС, номер карты/счета, срок действия и трехзначный код с оборотной стороны карты);
- установите антивирусные программы на все свои гаджеты, постоянно обновляйте антивирусную базу;
- не читайте сообщения и письма от неизвестных адресатов и не перезванивайте по неизвестным номерам;
- не переходите по сомнительным ссылкам в интернете, мессенджерах и социальных сетях, не скачивайте неизвестные файлы и программы.
- если вам позвонили и представились сотрудником банка – не отвечая, положите трубку. Самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на оборотной стороне банковской карты.
- не отвечайте на неизвестный звонок или кладите трубку.
Кроме того, отмечается много случаев взлома «Госуслуг». Неправомерным доступом к компьютерной информации блокируется ваш вход в «Госуслуги». В результате преступники получают все ваши персональные данные, с помощью которых они могут оформить кредит на ваше имя. В случае выявления фактов оформления кредитов не вами, следует незамедлительно обратиться в полицию.
– Какие меры принимаются по установлению лиц, совершивших преступления?
– Для своевременной организации принятия мер по раскрытию преступления «по горячим следам», по обнаружению несанкционированного списания с вашей карты денежных средств необходимо немедленно заблокировать карту, сообщить о ее хищении, позвонив в контактный центр или обратившись в отделение банка, а также написать заявление в полицию. От безотлагательности действий потерпевшего зависит и эффективность принятия мер по наложению ареста на счет, куда были переведены денежные средства, чтобы пресечь распоряжение ими преступниками и вернуть их.
После того, как потерпевший обратился с заявлением о преступлении, принимается решение о возбуждении уголовного дела; в ходе расследования проводится комплекс следственных действий по установлению виновного лица. В связи с тем, что преступления данного вида характеризуются применением информационных технологий, важное значение имеет использование современных возможностей по раскрытию преступлений.
Если говорить о «телефонных мошенничествах», то чаще всего преступниками являются жители других регионов, действующие зачастую в составе преступной группы.
К примеру, так называемые «дропперы» - это пособники телефонных мошенников, которые в целях совершения преступлений предоставляют данные своих банковских счетов для поступления на них переводов денежных средств, полученных обманным путем. Принимаемыми мерами удается устанавливать «дропперов», в отношении которых судами выносятся обвинительные приговоры, а потерпевшим – возмещать причиненный ущерб.
– Арсланг Александрович, какие меры принимаются прокуратурой по борьбе с преступностью данного вида?
– В настоящее время борьба с преступлениями в сфере информационно-коммуникационных технологий относится к числу приоритетных в деятельности органов прокуратуры республики. Прокурорами принимается комплекс мер в данной сфере и реализуются полномочия сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, что предусматривает проверку законности принятых решений органами следствия и дознания. Соответственно, если принятое решение является незаконным, прокурор его отменяет.
Прокурор принимает меры реагирования, если следствие затягивается и допускается волокита, если не принимаются обеспечительные меры в виде наложения ареста на имущество подозреваемого или по установлению лица, совершившего преступление. Главная задача, чтобы преступник был предан суду и получил справедливое наказание, а права потерпевшего были восстановлены.
Следующее направление – это исковая работа прокурора. В целях защиты прав потерпевших от преступлений по возмещению ущерба прокурором осуществляется подготовка исковых заявлений в суд в интересах социально незащищенной категории населения (пенсионеров, инвалидов), то есть граждан, которые не могут самостоятельно защитить свои права. Ответчиком по таким делам выступают владельцы банковских счетов, куда поступили похищенные денежные средства. Предмет иска – неосновательное обогащение, которое подлежит взысканию в пользу пострадавшего.
Граждане, не относящиеся к данной категории, также могут обратиться в прокуратуру для получения консультации и образца такого искового заявления. Образец иска также направляется в органы предварительного расследования, поэтому потерпевшие могут его получить у следователя, в чьем производстве находится уголовное дело.
Еще одним видом исковой работы является предъявление исков по оспариванию кредитных договоров, заключенных под влиянием обмана жертвами,введенными в заблуждение телефонными мошенниками.
Важнейшее направление деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью – это координационная деятельность правоохранительных органов. Прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую информацию, проводит анализ преступности, разрабатывает меры по повышению эффективности работы по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений различных видов, контролирует их реализацию в правоприменительной деятельности.
Прокуроры проводят и профилактическую работу. Правовое просвещение – это проведение среди населения профилактических мероприятий в виде лекций, бесед, донесения информации до граждан в целях предупреждения преступлений, повышения бдительности и внимательности при использовании информационно-телекоммуникационных технологий. Прокуроры выступают в школах, университетах, в трудовых коллективах, в организациях, распространяют памятки и брошюры, публикуют статьи в газетах, дают интервью на радио и телевидении.
Подытоживая нашу беседу, хотелось бы еще раз обратиться ко всем читателям: «Пожалуйста, будьте бдительными, не действуйте поспешно, в случае сомнений при взаимодействии с незнакомыми абонентами сначала проконсультируйтесь с родственниками, знакомыми и представителями правоохранительных органов! Предупредите своих близких, друзей и знакомых о существующих профилактических мерах, чтобы не стать жертвой мошенников!»
Подготовила Любовь ШАГДЖИЕВА