Первые студенты и выпускники

Исполнилось 55 лет со дня открытия Калмыцкого государственного университета. Полвека назад я была в числе первых студентов филологического факультета калмыцкого отделения.
Тогда, в 1970 году, поступление в вуз было огромным событием не только для самого абитуриента, но и для целого села. Я, старшая из восьми детей, уезжала учиться в университет в Элисту, и вся наша большая семья была очень взволнована. Особенно радовался отец, для которого люди с высшим образованием были образцом интеллигентности, определенной статусности в обществе. Он всегда говорил: «Сурhульта күн олн-әмтнд туста болдмн» (образованный человек бывает полезен людям). Очень радовался и наш аава, который обещал мне отправлять деньги из своей пенсии. Мама украдкой смахивала слезы. Младшие сестренки внимательно следили, как я укладывала в сумку вещи, и радовались, что им что-то остается донашивать «по наследству». А братишки обещали помогать родителям по хозяйству...
В тот год в Элисте стояла теплая и красивая осень. На улицах было многолюдно и спокойно. Первый звонок, встречи с однокурсниками, преподавателями – все это было необычным и очень волнительным. Лекции были настоящим погружением в мир знаний. На первых порах думалось, что мы будем изучать только то, что напрямую относится к калмыцкому и русскому языкам, литературе. Однако учебная программа предполагала изучение многих дисциплин, и мне казалось, что не под силу столько выучить и понять. Поэтому старательно все записывали и запоминали. Именно в студенческие годы по-настоящему понимаешь значение учебного труда, благодаря которому можно получить действительно хорошее образование.
Хочу отметить, что в первый год нашего обучения шло активное формирование университетской библиотеки. Для нас заказывали учебные пособия через всесоюзную межбиблиотечную сеть. Ректорат и педколлектив прилагали огромные усилия для создания учебно-материальной базы первого вуза. В тот год было много интересных встреч с поэтами, писателями, художниками, артистами и ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концлагерей. Невозможно забыть приезд группы телевидения ГДР, которая снимала фильм о нашем университете. Мы даже попали в кадр!
Студентов приобщали к театральному искусству, приобретали для нас билеты. Мы восхищались игрой актеров, прекрасно владевших калмыцким языком. Некоторые программки спектаклей я храню до сих пор. Помню, как завороженно смотрела на красивую супружескую пару среди зрителей – это были Басан Бадьминович и Нонна Санджи-Гаряевна Городовиковы. Они часто посещали театральные спектакли...
Прошло полвека, за плечами уже целая жизнь со своими успехами, неудачами, трудностями, связанными с разрушением Советского Союза, экономическим кризисом, зарождением новых государственных форм управления. Все это пришлось пережить нашему поколению. Для меня навсегда ярким примером патриотизма, огромного человеколюбия, жизнестойкости и высокого профессионализма останутся наши университетские преподаватели. Это были настоящие интеллигенты, которые очень хорошо понимали свою задачу: вырастить элиту родной республики, сберечь для будущих поколений калмыцкий язык и литературу, нашу уникальную культуру. А самое главное – возродить все ценности, которые пребывали в забвении 13 долгих лет депортации.
Проводя семинарские занятия по изучению героического эпоса «Джангар», народный поэт Калмыкии Санджи Каляев говорил не только о богатырских песнях, но и том, как важно для народа иметь свою республику, свой вуз, свой язык, рассказывал о тех испытаниях, которые люди перенесли, когда калмыцкая автономия была упразднена: «Ходили с опущенной головой, глаз не поднимали с земли. Поэтому я вам наказываю беречь и умножать силу своей республики. Альхн чигә Таңhчан зүркндән хадhлтн! Олн-әмтнәннь төлә чидлән бичә әрвлтн!» («Республику свою «с ладошку» храните в сердце, для нее не жалейте своих сил!»). Слова эти актуальны и сегодня.
Дорджи Антонович Павлов, научный руководитель моей дипломной работы, был человеком с огромной позитивной энергетикой, хорошим организатором, видным ученым, автором многих публикаций и учебников. Он всегда находил слова поддержки в нужный момент, шутил.
Подготовка дипломной работе для меня не была трудной, но все же, как говорится, не хватило одного дня, из-за состояния здоровья, чтобы напечатать ее и проверить, так как я уже ожидала ребенка. Как только пришла на кафедру, Дорджи Антонович почти закричал: «Я обязан закрыть дверь и отправить тебя в больницу, тебя разыскивает скорая из роддома!». Услышав мой отказ, он в приказном порядке отправил меня отдыхать со словами: «А твою дипломную работу отпечатаем на кафедре, ее проверят наши преподаватели». Все эти годы я никогда не забывала этот урок доброты и человеческого участия.
Однажды, находясь в командировке, Павлов заехал проведать меня в поселке, где я уже после окончания университета работала учителем калмыцкого языка и литературы. Перед приездом Дорджи Антоновича всю ночь шел дождь, крыша учительского дома протекала во многих местах, и на пол капала вода. Ветром были сорваны электрические провода, не были подвезены газовые баллоны. Так что у меня не было даже возможности угостить его чашкой горячего чая. Увидев трудности быта молодого сельского учителя, Дорджи Антонович сказал: «Я же тебя оставлял работать в Элисте, и министр образования обещал обеспечить тебя квартирой в течение года, а ты уехала». Позже, зная положение дел сельских учителей, прибывших в районы работать по распределению, он на многих республиканских совещаниях поднимал вопрос обеспечения их соответствующими условиями жизни и быта. Столько лет прошло, а в моем сердце жива благодарность к моему учителю с больщой буквы.
Уташ Улазганович Очиров привил нам любовь к грамматике калмыцкого языка; он видел все наши ошибки: фонетические, грамматические, синтаксические. Это был настоящий ученый, с аналитическим умом и обширными знаниями. Со студентами он был строгим и... добрым. Однажды мы сбежали с лекции ректора Н.П. Красавченко, и от декана Уташа Улазгановича последовало наказание в виде приказа: «беглецов» выселить из общежития в пионерский лагерь, за город. Все расстроились. Но, конечно, мы осознавали свою вину, и я, староста группы, пришла спросить, когда нам выселяться. Очиров ответил с определенной долей юмора: «Вас выселяй, потом заселяй... Как вы не поймете: приказ висит пока только для ректора, но попробуйте еще раз уйти – выселю по-настоящему». И мы больше никогда не подводили этого по-отечески заботливого человека...
Невозможно не вспомнить Ивана Мацаковича Мацакова, преподававшего нам историю калмыцкой литературы. В этом человеке сочетались внешняя красота и спокойствие с огромным интеллектуальным потенциалом. Поэтому наше обучение методам литературного анализа под его руководством шло легко и просто.
В небольшой статье не назовешь всех преподавателей, которые щедро давали знания первым выпускникам КалмГУ. Помню, как проводила семинарские занятия по калмыцкому языку Полина Бораевна Федорова, ее речь всегда звучала душевно и мелодично, как песня. Очень хотелось бы слышать такое звучание нашего родного языка на улицах республики...
А как много знаний по русскому языку и о нем мы получили на лекциях Данары Аксеновны Сусеевой, Нины Очировны Бакбушевой, Ирины Улановны Илишкиной. А с Ниной Овшиновной Кокшаевой я еще раз занялась бы изучением монгольского языка, которого мне очень не хватает. Записывала бы слово в слово интересные лекции Николая Николаевича Полякова. Благодаря Долорес Аксеновне Сусеевой через всю свою жизнь пронесла любовь к стихам. Огромный интерес к литературе народов СССР привила нам Данара Басанговна Дорджиева. О трагедии калмыцкого народа узнали на семинарских занятиях Владимира Бадахаевича Убушаева, ведь наши родители ничего не рассказывали о том времени. В новогоднюю ночь в общежитие приезжал ректор Николай Прокофьевич Красавченко, заходил в каждую комнату и поздравлял с Новым годом. А потом молодые преподаватели водили с нами веселый хоровод по всем этажам. Рада, что все это было в нашей жизни!
Провожая наш выпуск, ректор Красавченко сказал много добрых слов и напутствовал: «Помните, что вы первые выпускники Калмыцкого государственного университета, берегите его честь и приумножайте его славу». Получив дипломы, мы разъехались по школам республики, чтобы преподавать калмыцкий язык и литературу, обучать детей обычаям и традициям калмыцкого народа, собирать и сохранять уникальный фольклор: легенды, песни, пословицы, поговорки. Я с большой уверенностью могу сказать, что каждый из нас был на своем месте – будь то педагог, методист, руководитель – и сделал очень много для сохранения родного языка, литературы и уникальной культуры калмыцкого народа. Вспоминаю имена моих сокурсниц. Это Даваева Галина Лиджиевна, Дангринова Вера Даваевна, Богаева Лидия Федоровна, Батырева Нина Николаевна, Куканова Нина Эрдниевна, Джинцанова Екатерина Абаевна, Бакланова Галина Лиджиевна, Даргинова Нина Илинична, Куберлинова Альбина Даниловна, Кегельтиева Валентина Лиджиевна, Церенов Василий Зулкаевич, Гедеева Дарина Петровна, Наранова Гера Петровна, Цаган-Манджиева Надежда Лиджиевна, Мукабенов Николай Егорович, Настаева Александра Шопшуровна, Васильева Галина Васильевна, Айтаев Виктор Дорджиевич, Оконова Вера Исаевна, Тазаева Александра Галзановна, Лиджиева Ирина Каруевна, Баянова Александра Кюкеновна, Уланкиева Нина Дмитриевна, Бамбарыкова Любовь Михайловна, Поштарикова Татьяна Бадмаевна, Бадаева Лидия Егоровна, Давашкина Татьяна Амуровна и многие другие.
Работая над этой небольшой статьей, невольно вспомнила много интересного из прошедших лет: праздничные демонстрации, мотобольные соревнования, встречи с творческими коллективами из разных союзных республик и турпоездки по городам страны, обеды в студенческих столовых и, конечно, же походы в гастроном «Огонек», где покупали вкуснейшую калмыцкую тушенку, колбасу, горячий хлеб. За свежим молоком спускались в подвальчик кафе «Спутник», где часто в общей очереди стоял Б.Б. Городовиков и всегда с улыбкой смотрел, как мы сдаем пустые бутылки из-под молока и дотошно пересчитываем сдачу. Это все было в нашей студенческой жизни 55 лет назад.
...В 1975 году в объединенном выпуске газет «Комсомолец Калмыкии» и «Комсомолец Каспия» вышла небольшая статья, которая называлась «И каждый день открыт заново», в которой журналист Лия Щеглова рассказала о моей защите дипломной работы. В ней были такие строки: «…Скоро прозвенит первый школьный звонок, и молодой учитель войдет в школу, и ему все будут рады…» Я всегда об этом помнила, спасибо ей за доброе слово, которое было очень ценно в самом начале учительского пути. Сейчас и не сосчитать, сколько школьных звонков прозвучало за 55 лет моей работы в системе образования пионерской вожатой, учителем, методистом, директором школы, завотделом образования, в минобразования и науки РК...
Сегодняшним студентам Калмыцкого государственного университета хочу пожелать успехов в учебе и активного включения в работу во благо России и Калмыкии. У вас есть все необходимое для учебы: современные технические возможности, мощный профессорско-преподавательский и педагогический коллектив во главе с инициативным и заботливым ректором Бадмой Катиновичем Салаевым. Знайте, что мы, первые студенты КалмГУ, всегда интересуемся жизнью нашего опорного вуза, радуемся вашим достижениям. И помните: как бы ни были совершенны цифровые технологии, как бы ни менялся мир – самое главное заложено в самом человеке. Это любовь к своей стране, отзывчивое и доброе сердце!
Екатерина Адьянова, заслуженный учитель РК, отличник народного просвещения РФ, лауреат премии «Общественное признание»