"Необходимо повышать численность населения"

21-05-2015, 09:51 | Культура

- Достопочтимый геше Джампа Тинлей, на протяжении всей жизни вы всячески способствуете возрождению и развитию буддизма не только в Бурятии, Калмыкии и Туве, но и по всему миру. Вами создано много буддийских центров. Но сегодня мы хотели бы с вами поговорить не только как с учителем буддизма, но и спросить совета: как разрешить наши проблемы? Сейчас одна из основных проблем калмыцкого народа состоит в том, что мы теряем наш родной язык, и это происходит стремительно. И вместе с тем в Калмыкии с каждым годом рождается все меньше детей. Раньше в школе одного калмыцкого поселка училось 300 учеников, сегодня в ней обучается 28 человек. Это страшная цифра. Большинство калмыков почитают Будду как несомненный авторитет, может в нашем учении таится подсказка, которая позволит нам избежать исчезновения как этноса?
- Что касается уменьшения численности калмыцкого населения, то я хотел бы сказать, что сейчас очень важно, чтобы само население проявляло инициативу, потому что территория Калмыкии достаточно большая, а людей живет мало. В наши дни многие боятся заводить много детей, но такого страха не должно быть. Родить еще одного человека своей национальности - это вклад в свой народ, свою нацию. Например, в Китае люди очень хотят, чтобы в семье было два-три ребенка, но правительство запрещает им иметь более одного ребенка. Некоторые китайцы идут на риск и заводят двоих или троих детей. Они могут потерять работу, понести всяческие наказания, но они все равно нарушают "политику одного ребенка" и рожают больше детей. Однако следует учитывать, что в Китае живет много людей, и у них нет такой необходимости заводить больше детей. Но если мы говорим о такой небольшой нации, как калмыки, то это обязательно нужно.
Аналогичная ситуация в Тибете. Населения становится все меньше и меньше, и это неправильно. Мы не делаем достаточного упора на укрепление семьи, и это тоже неверно. Чтобы наш род и население продолжали жить, очень важно заводить детей, чтобы сохранялось буддийское учение. Если у нас не будет детей, то кто же сохранит его? Итак, для вашей собственной семьи очень важны дети, для калмыцкого народа очень важны дети, для сохранения буддийского учения очень важны дети.
Это три хороших основания для того, чтобы заводить больше детей. Существует притча, согласно которой однажды в Индии женщина специально родила двоих детей, чтобы сохранить буддийское учение. Несмотря на то, что эта женщина не была замужем, она завела двоих детей, одного - по линии брахманов, а другого - по линии царя. Эти два ребенка были Асанга и Васу-бандху, два великих учителя буддизма. Когда они родились, она сказала, что вы появились в этом мире не для того, чтобы просто жить и получать удовольствие, а для сохранения Учения Будды, поэтому вам следует изучать буддизм, учиться и сохранить это учение. Отсюда следует, что заводить больше детей для сохранения Учения Будды не противоречит буддизму. Также Его Святейшество Далай-лама XIV говорит, что очень важно увеличивать число тибетцев и заводить больше детей, поэтому у нас одинаковые проблемы. И в то же время, говорит Его Святейшество, слишком большое количество монахов и монахинь - тоже нехорошо для численности населения.
- Можно сказать, что много детей - это благое дело? Не хочется однажды в храме оглянуться и увидеть, что калмыков становится все меньше...
- Это зависит от мотивации. Я говорю о том, что если это делать с хорошей мотивацией, чтобы они поддерживали сохранение
дхармы, то это будет позитивной кармой. Вы даете хороший шанс одному живому существу родиться в вашей семье, в таком месте, дать высшее образование, сделать человеком, это тоже очень хороший вклад. Думайте так, это тоже полезно.
Не нужно бояться, проявляйте больше инициативы и заводите больше детей. Необходимо повышать численность населения.
Одна из проблем в России и Калмыкии в частности, состоит в том, что мужчины и женщины не стремятся заводить детей. Также иногда с духовной стороны говорят, что без брака заводить детей - это плохо, но в буддизме об этом ничего не говорится. Нет крайней необходимости жениться для того, чтобы родить детей. Заводить детей можно и без брака. Думать, что это плохо, неправильно. Даже если нет хорошего мужа, то у женщины есть природное право иметь детей. Вот убивать детей до рождения, то есть делать аборты - это плохо. То, что количество абортов в нынешнее время возрастает -это большая ошибка. Поэтому я не рекомендую аборты. Только в критических ситуациях, например, когда роды грозят женщине смертью, тогда это допустимо. Но в остальных ситуациях этого делать нельзя, потому завести ребенка - это нечто особенное. Старайтесь не делать аборты, это мой совет. Например, если вы однажды сделаете аборт и в будущем захотите завести ребенка, то это иногда бывает невозможно. Однажды ко мне подходила одна женщина с мужем. У нее есть ребенок от предыдущего брака, но в новой семье она не могла забеременеть, потому что в прошлом сделала аборт. Я вижу, что после абортов женщины теряют способность рожать детей. Возможно, это еще одна причина, из-за которой мы не можем увеличить население в Калмыкии.
- Геше, вы по-прежнему сеете семена Дхармы по всему миру, расскажите, пожалуйста, об этой части своей жизни? Она же у вас и главная.
- Что касается моей деятельности, то я посещаю Калмыкию более 20-ти лет. Меня сюда направил Его Святейшество Далай-лама для сохранения богатых буддийских культур и традиций Бурятии, Калмыкии и Тувы. Итак, я начал эту деятельность более 20-ти лет назад. Невозможно сохранить буддийскую культуру и традиции благодаря лишь одному строительству красивых храмов. Этого недостаточно. Необходимо построить храм в сердце каждого человека. Если буддизм обретет крепкий корень, тогда такой красивый храм будет построен в сердце каждого человека. Как буддизм может обрести корень в Калмыкии? Это возможно при условии, если каждый отдельный человек будет обретать более глубокое понимание Учения. Если многие люди приобретут хорошее понимание буддийского
учения, тогда теоретическое учение обретет крепкий корень. Когда они начнут медитировать и достигать реализации, тогда второй вид учения - учение реализации, также обретет крепкий корень в Калмыкии. Нет какого-то третьего вида учения, есть лишь два - это теоретическое учение и учение реализации. Без теоретического учения второе невозможно. Поэтому Васубандху всегда говорил, что существуют лишь два этих учения. Я стараюсь насколько возможно помочь тому, чтобы буддизм обрел крепкий корень в Калмыкии. Эти буддийские центры предназначены для того, чтобы Будда обрел глубокий корень, здесь люди учатся, в дальнейшем они будут медитировать и достигнут реализации. Это та работа, которой я занимался и которую я продолжу делать.
Я езжу по всей России. После Элисты я поеду в Ростов, потом в Сочи, Уфу, Санкт-Петербург, Омск, Новосибирск, Туву, Красноярск, Улан-Удэ. Во всех этих городах есть инициативные люди, которые интересуются буддизмом. Моя главная цель - это буддийские республики Бурятия, Калмыкия и Тува. Но поскольку в других городах есть интересующиеся люди, которые просят меня о даровании им буддийского учения, я передаю им это учение. В России люди находят учение Будды очень полезным и практичным в своей жизни. И это не догма, а именно учение о том, как прожить свою жизнь так, чтобы это была полная жизнь, как сделать ее значимой. Множество других образовательных систем не учат нас тому, как сделать нашу жизнь значимой и осмысленной. Большинство из этих образовательных систем направлены на то, как заработать больше денег. Но один лишь заработок денег не является смыслом жизни. Если вы спросите у этих людей: "В чем смысл жизни?" Они не смогут ответить на этот вопрос. Вот еще одна притча: Однажды один человек лежал на пляже под банановым деревом, отдыхал, ел банан, и к нему подошел один бизнесмен и сказал: "Чем ты занимаешься, ты впустую теряешь свою жизнь. Это не смысл жизни". А тот, в свою очередь, спросил: "Тогда в чем же смысл моей жизни? Что мне нужно делать?". Бизнесмен ответил: "Вокруг так много бананов. Собери их и продай". Отдыхающий спросил: "И что будет дальше?" "А дальше, - говорит бизнесмен, -ты сможешь заработать денег, нанять людей, собрать больше бананов, продать больше и заработать больше денег". "И что дальше?" -повторился он. "Ну и в конце ты можешь спокойно лежать под банановым деревом, есть бананы и отдыхать". А отдыхающий сказал: "Но это то, что я делаю сейчас".
Поэтому наше мирское объяснение смысла жизни - это всего лишь детское объяснение. И поэтому дети, смотря на своих родителей, которые так много и усердно учились, и видя то, чего они достигли, понимают, что даже если человек стал профессо-
ром, у него в жизни остаются те же самые проблемы, что и у остальных. Тогда какой смысл слишком много учиться. Многие дети задаются одним вопросом: "В чем смысл жизни?". Вчера, когда я был в средней школе N47 г. Элисты, один из учеников спросил меня о смысле жизни. Что касается смысла жизни, то этот вопрос в учении Будды раскрывается очень подробно. Смысл жизни в том, чтобы сделать свой ум безупречно здоровым. Если ваш ум здоров, то все ваши проблемы будут решены полностью. Ну, а если с больным умом вы лежите под банановым деревом и едите банан, то это пустая трата времени. У нас есть такой золотой шанс сделать свой ум здоровым, а вы просто теряете его впустую. Если сказать вот это такому человеку, то он согласится с правдивостью данных слов. И он постарается сделать свой ум здоровее, потому что в этом смысл его жизни. Шантидэва говорил, что если вы постараетесь всю землю обтянуть кожей, то вам не хватит кожи, чтобы сделать это. Это то, что стараются сделать современные люди. Они стараются покрыть всю землю кожей, чтобы не было проблем. Шантидэва говорил, что вместо этого покройте кожей свои ноги, это будет все равно, что покрыть всю землю кожей. Если вы постараетесь изменить все неблагоприятные условия, то вам не хватит потенциала, чтобы осуществить это. Но, если вы измените образ мышления, сделаете свой ум здоровым, тогда это все равно, что изменить все неблагоприятные условия. Это лучшее решение всех проблем. И, таким образом, вы можете сделать свою жизнь значимой.
- Люди хотели открыть завесу будущего и узнать, что их ждет. А в нынешнее нестабильное время все большей популярностью пользуются гадания, оккультные приемы и обряды. Как это воспринимается в буддизме?
- Будда говорил: "То, кем вы являетесь сегодня, это выбор, который вы сделали в прошлом. Кем вы будете в будущем, зависит от ваших действий в настоящем". Это закон природы. Будда говорил: "Я не создавал этот закон, я открыл его". Поэтому живите с законом кармы - не создавайте негативной кармы, создавайте позитивную карму. Вам не нужно беспокоиться о будущем, и не нужны гадания. Что произойдет в будущем, вы можете понять с помощью теории вероятности. Теории вероятности учил Будда. Это не сугубо научное открытие. То, кем вы будете в будущем, зависит от того, какие причины вы создаете. Если вы создаете больше плохих причин, то есть большая вероятность того, что в будущем дела будут идти плохо. Если вы будете совершать больше позитивных и меньше негативных действий, то нет стопроцентной уверенности, что будущее будет хорошим, но есть большая вероятность того, что в будущем все будет идти хорошо. Здесь нет предопределенности. Будда говорил, что вариантов существует миллионы и все зависит от большого количества причин и условий. Что касается будущего -есть огромное количество возможностей и вариантов, нет жесткой предрешенности. Даже в шахматной игре вы это видите очень ясно. Например, человек делает один ход шахматной фигурой, это влечет за собой множество разных вариантов. Все зависит от того, насколько искусно и умело он сделал этот ход. Поэтому в шахматах нет этой предопределенности. Шахматы являются примером нашей жизни. Что касается тех проблем, которые у вас возникают в середине, это зависит от тех ошибок, которые вы совершили вначале. Поэтому в шахматах говорится: "Не совершайте дебютных ошибок", и Будда говорит: "В жизни не допускайте дебютных ошибок".
- Спасибо, достопочтимый геше Джампа Тинлей!
Менке КОНЕЕВ, Карина БУЕНТАЕВА