ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЖКХ

В середине февраля этого года указом Главы Калмыкии исполняющим обязанности начальника Инспекции государственного жилищного надзора РК назначен Константин Климентьев. До этого он работал руководителем управы района Южное Медведково в Северо-Восточном административном округе Москвы. За свою карьеру К. Климентьев управлял различными муниципальными учреждениями, включая многофункциональные центры предоставления государственных услуг, кроме того, работал в управе Пресненского района и в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
– Константин Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о себе.
– Родился 4 января 1985 года в Лесосибирске Красноярского края. Окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Имею значительный опыт работы в жилищной сфере. Женат, воспитываю двоих детей.
– В чем особенности работы вашей инспекции?
– Инспекция – это орган исполнительной власти Калмыкии, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, функции по оказанию госуслуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Основными направлениями нашей работы является рассмотрение жалоб жителей. Люди часто обращаются к нам с проблемами, и мы их решаем.
– С какими проблемами чаще всего к вам обращаются?
– Их много. Это плохое качество предоставляемых коммунальных услуг, неправильные начисления за коммунальные услуги и т.д. Инспекция разбирает такие ситуации и помогает восстановить справедливость и законность. Например, при поступлении жалоб на деятельность управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и других организаций, обслуживающих многоквартирные дома, инспекторами в соответствии с действующим законодательством проводятся проверки этих организаций. Они смотрят, правильно ли содержатся подъезды, дворы, крыши и инженерные системы зданий, вовремя ли проводятся ремонт и уборка. Чтобы предотвратить нарушения, инспекция организует разъяснительные встречи, а также публикует материалы на официальных интернет-ресурсах, разъясняет людям их права и обязанности.
Таким образом, главная задача инспекции – защищать интересы граждан в жилищно-коммунальной сфере.
– Последние два года мы много слышим о цифровизации, в частности, в сфере ЖКХ. Какие решения в этой сфере позволят решать в республике повседневные бытовые задачи?
– В настоящее время нами ведется комплексная работа по цифровому преобразованию сферы ЖКХ для улучшения качества предоставления коммунальных услуг. Минстрой России совместно с Минцифры внедряют мобильное приложение «Госуслуги.Дом», работающее на основе данных государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ, упрощая взаимодействие граждан с управляющими компаниями и органами власти, предоставляя доступ ко всем основным услугам в одном месте. С декабря 2023 года в нашем регионе приложение скачали уже около 8 тысяч человек.
Приложение активно используется собственниками жилья для передачи показаний счетчиков, оплаты коммунальных услуг и подачи заявок в управляющие организации. Внедрение данного приложения способствует повышению прозрачности работы управляющих компаний, упрощению решения жилищно-коммунальных вопросов и улучшению качества обслуживания граждан.
– Давайте расскажем читателям о том, чем еще выгодно для них использование данного приложения.
– С помощью приложения можно не только передавать в управляющие компании показания счетчиков, но и отправлять туда заявки, оплачивать ЖКУ без комиссии, просматривать отчеты УК о расходах и работах, узнавать об их планах, авариях и капремонте, голосовать на общедомовых собраниях собственников жилья, да и просто общаться с соседями в чате. В ГИС ЖКХ по закону все управляющие и ресурсоснабжающие организации должны вносить данные обо всем, что связано с жилой недвижимостью. В том числе информацию о способах управления домом, проведенных общедомовых собраниях собственников, их протоколы, о приборах учета, сроках проведения проверок, видах предоставляемых коммунальных услуг, тарифах и многом другом. За всем этим инспекция ведет контроль.
– Это приложение актуально для собственников жилья в многоквартирных домах? А что делать, если снимаешь квартиру или хочешь сдать показания, оплатить счета за близкого человека?
– Приложение уже доступно не только собственникам квартир, есть возможность давать гостевой доступ близким и арендаторам. Это означает, что теперь собственник может делегировать другому человеку передачу показаний, оплату счетов, отправку заявок в управляющую организацию. Для выдачи гостевого доступа требуется телефон гостя, связанный с его аккаунтом на Госуслугах, а также установка приложения на телефонах собственника и гостя. После подтверждения собственником гостевого доступа гость получает уведомление, и в приложении у него автоматически появляется новый объект с обозначением «Гостевой доступ». Это значит, что теперь он может им пользоваться.
– Могут ли пользоваться приложением владельцы частных домов?
– Да, они тоже, в том числе и владельцы блокированной застройки. Здесь важно отметить, что информацию в приложении увидит только тот, на кого оформлено право собственности, и данные о доме внесены администрациями населенных пунктов и городских округов в ГИС ЖКХ.
Таким образом, польза приложения очевидна, так как оно позволяет решать все вопросы ЖКХ в одном окне. Причем только это цифровое решение позволяет оформить официальное обращение к УК сразу от нескольких собственников. Кстати, с сентября 2024 года в приложении работает коллективная заявка. Она дает возможность сформировать запрос в управляющую организацию и получить поддержку соседей, сделав всего несколько нажатий в смартфоне. Если хотя бы один сосед поддержит такую заявку, ее можно направлять в УК.
– В последнее время участились случаи мошенничества в сфере ЖКХ. Жильцам подкидывают ненастоящие квитанции или размещают объявления с приглашением в фейковый домовой чат. Может ли переход в цифру помочь гражданам избежать негативных последствий в таких ситуациях?
– Ущерба от мошеннических действий можно избежать, если проверять информацию в достоверных источниках, например, в приложении «Госуслуги.Дом». В нем данные, которые по закону обязаны вносить отраслевые организации, являются наиболее точными. При получении квитанции стоит перепроверить начисления и реквизиты в приложении в своем смартфоне. В нем же отражается дата поверки счетчиков. Из приложения также можно перейти в официальный чат дома в VK, где общаются только собственники квартир. Посторонние лица не могут получить доступ к чату. На портале ГИС ЖКХ можно найти данные о деятельности своей УК или ресурсоснабжающей организации. Так можно перепроверить информацию, когда, например, кто-то под видом работников ЖКХ пытается попасть в квартиру, предлагает скачать неизвестный файл или перейти по ссылке.
– По какому адресу к вам обращаться, куда отправлять письменные обращения?
– Подать жалобу в инспекцию граждане могут разными способами. Для этого надо отправить заявление через личный кабинет мобильного приложения “Госуслуги.Дом”. Также можно воспользоваться порталом ГИС ЖКХ, авторизовавшись через ЕСИА. Имеются также наши аккаунты в социальных сетях:
Телеграм:https://t/me/gosjilnadzor08
VK:https://vk.com/id557282509
Одноклассники:https://ok.ru/group/55761655824496
Оф.сайт: http://gjn.kalmregion.ru
Можно прислать письмо почтой по адресу: г. Элиста,
ул. В. Дармаева, д. 21. Кроме того, можете позвонить
по номеру 3-23-42 или на горячую линию: 8905 484 1727.
– Какие главные задачи стоят сейчас перед инспекцией?
– В числе наших приоритетов – усиление контроля за деятельностью управляющих компаний, обеспечение выполнения ими обязательств перед жильцами, а также надзор за состоянием многоквартирных домов и качеством предоставляемых коммунальных услуг. Кроме того, мы будем заниматься вопросами соблюдения законодательства в сфере ЖКХ.
Беседовал Василий ШАКУЕВ