Мать – величья вашего исток!

В преддверии 9 мая Глава Калмыкии Бату Хасиков вручил медали Эрдни Деликова, первого калмыка – Героя Советского Союза, четырнадцати участникам специальной военной операции. Среди первых награжденных этой государственной наградой РК есть женщина – это медицинская сестра, рентген-лаборант Ангелина Худилова. Медалью Эрдни Деликова она награждена за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в зоне СВО, где Ангелина Владимировна два года спасает жизни защитников Отечества.
Медаль под номером один вручена племяннице Эрдни Деликова – дочери его старшего брата Очира, тоже участника Великой Отечественной войны, ветерану педагогического труда, почетному работнику образования РСФСР Евдокии Очировне Деликовой. Евдокия Очировна, мама 6 детей и бабушка 14 внуков, за многолетнюю трудовую деятельность и за подвиг материнства ранее награждалась медалью «За трудовую доблесть», «Медалью материнства» l и ll степеней. И вот теперь – медаль имени ее дяди, Героя Советского Союза, память о котором она сохраняла многие десятилетия. Вызывает восхищение это решение Главы республики. Как и решение Евдокии Очировны, передавшей в тот же день высокую награду на постоянное экспонирование в Национальный музей им. Н.Н. Пальмова...
Примеры трудовой и воинской доблести этих разных по возрасту, очень красивых, элегантных и одновременно неимоверно мужественных калмыцких женщин вновь и вновь обращают нас к истории народа – его женскому, материнскому началу.
Образ женского начала, в особенности женщины-матери, трепетное отношение к той, кто дает жизнь человеку и воспитывает его, характерны в разной степени, наверное, каждой культуре. Хотим поделиться с читателями газеты «Хальмг үнн» тем, что нам удалось почерпнуть из народной мудрости калмыков об отношении к женщине, матери и свидетельств летописцев и исследователей предшествующих эпох и современных ученых Монголии, России: Рашид ад-Дина, Г.Н. Прозрителева, академика Ш. Биры, Т.С. Есеновой и Г.Б. Есеновой, Б.Б. Дякиевой, Э.П. Бакаевой, Т.И. Шараевой, В.С. Очировой и Э.У. Омакаевой, Л.В. Намруевой, М.С. Уланова и М.Е. Тюмидовой.
«Садта күн – салата модн» (Человек, имеющий родственников, подобен ветвистому дереву) – гласит народная калмыцкая мудрость, подчеркивая значимость родственных уз. Крепка калмыцкая семья своими родственными связями – и в прежние столетия, и сейчас. Эта связь издавна характерна, как писал, Рашид ад-Дин, в целом для монгольских народов: «Много ветвей и племен принадлежит к потомству Алан-гоа. У всех четкое и ясное родословное дерево, ибо обычай монголов таков, что они хранят родословие предков и учат и наставляют в родословии каждого появившегося на свет ребенка». В средневековой монгольской хронике «Шара Туджи» говорится, что «если обыкновенный человек не знает своего происхождения, то подобен обезьяне, заблудившейся в лесу, если не читает письмен, повествующих о родословии своих предков, то подобен ребенку отвергнутому». Поэтому не удивительно, что главной жизненной ценностью в традиционном калмыцком обществе являлись семья и род. Отцовская линия (авһнр) считается родством по кости (ясн), а родня по матери (наһцнр) – родней по крови (цусн). И всегда образ женщины и матери у калмыков являлся национальным и культурным символом, не утратившим и сегодня своего значения. «Төөмдә алдрш уга, тохм тасрш уга (Узел не развяжется, род не прервется)».
Одну из основ традиционных духовных ценностей калмыцкого народа образ матери и женское начало составляют не случайно. Это не только наследие матрилинейности и естественного для монголосферы уважения к Алан-гоа – легендарной прародительнице монгольских, калмыцких и бурятских родов, прародительнице Темуджина (Чингис-кагана). Сам военно-кочевой быт калмыков предопределял исключительную роль женщины. Когда мужчина мог в любой момент погибнуть, либо защищая свою юрту и семью от внезапно напавшего другого номада, либо участвуя в дальних военных походах своего сюзерена для расширения его владений, или же, позднее, обороняя рубежи Российского государства и гоня неприятелей до самых их вражеских парижей – кто воспитает нового мужчину-продолжателя рода, нового воина, нового носителя гена и духа народа? Ответ очевиден. Женщина – жена, мать.
Среди этических ценностей идеальной женщины в монголо-ойратских законах 1640 года «Ик цаажин бичг», которые длительное время регламентировали повседневную жизнь калмыков, исследователи выделяют “строгое следование основополагающим нравственным принципам, религиозность, уважение к старшим, забота о детях и муже», особо подчеркивая, что «женщины, обладавшие добрым характером, нравственной чистотой и целомудрием, не только в делах, но даже в помыслах, всегда высоко ценились в народе». Идеалом жены была женщина, обладавшая девятью добродетелями («экин йисн эрдм»). Совершенная жена, считали калмыки, должна быть «заботливой и любящей матерью», «верной женой и опорой мужу», «учтивой по отношению к родственникам мужа», «чистоплотной и аккуратной хозяйкой», «мастерицей в делах», «находчивой и веселой», «светла душой», «благожелательной к окружающим людям», «почтительной и уважительной к старшим».
В начале ХX века о «калмыцкой женщине, калмычке-жене, калмычке-матери» писали, что у нее неизмеримая «любовь к детям, преданность своей семье, своему очагу, привязанность к мужу... Мораль женщины-калмычки – высокая мораль, и она, как воспитательница, дает детям, безусловно, твердые устои нравственности, идеи добра, верности дому».
«Где мать – там жизнь, радость, свет. Мать – символ добра, она защищает и оберегает». Женщины, пишут исследователи, «в первую очередь, формируют этническую (национальную) идентичность. У калмыков женщина-мать исстари пользуется заслуженным авторитетом, определяет общий духовно-нравственный настрой в семье, именно она является первым и часто главным воспитателем детей». И об этом нам также напоминает народная калмыцкая мудрость «Һарсн үрн экин сурһмҗас, һазрин өвсн чиигин элвгәс» (Воспитание ребенка зависит от матери, травостой – от обилия осадков).
Очень интересны и крайне поучительны своей глубокой смысловой наполненностью и некоторые слова, обозначающие статус женщины у калмыцкого народа. Так, «в языке калмыков сохранилось в качестве редко употребляемого слово высокого стиля окн, обозначающее деву, девушку, в переносном смысле – целомудренную деву». А словом «ээҗ» традиционно именуются и мама, и бабушка. Исстари слово «мама», в значении именно «мама, матушка», тепло и нежно звучало как «ээҗ», а вот «эк» – это более отдаленное, официальное «мать» в документах. В калмыцкой песни «Ээҗин дун» образ матери создается, подчеркивают исследователи, с помощью разных выразительных средств, например эпитетов килмҗтә («заботливая»), буйнта («добродетельная»), нарн болсн («ставшая солнцем»).
Поистине народной мудростью являются дошедшее до нас через столетия выражение «Ээҗин ачиг альхн деерән мах чанҗ өгвчн хәрүлҗ болшго (материнский долг нельзя отплатить, даже сварив мясо в ладонях)». Эти слова, мы уверены – квинтэссенция традиции почитания матери у калмыков.
На протяжении тысячелетий писатели и поэты разных народов воспевают женщину-мать как начало жизни. Президент России Владимир Путин, говоря о предназначении женщины в продолжении рода – этом абсолютно уникальном природном даре, подчеркнул, что “мы все относимся к нему с огромным уважением”.
И обращение к образу женщины-жены, женщины-матери сегодня актуально в особенности. Верность жен своими мужьям – участникам СВО, которым они, жены, стали соратницами; воспитание матерями настоящих героев-защитников Отечества – это настоящие подвиги женщин. Примеров таких подвигов множество. Байр Владимировна, мама Героя России Мингияна Лиджиева, состоит в общественном совете, инициированного Главой Калмыкии Б. Хасиковым регионального проекта поддержки участников СВО «Герои 08», аналога федерального проекта «Время героев». Ветеран боевых действий военный медик, мать троих детей Айдысмаа Монгуш из Республики Тыва сама эвакуировала тело погибшего мужа-штурмовика с передовой в зоне СВО. Ее история потрясла Президента России и всю страну.
Эти и многие другие российские женщины несут на своих хрупких и таких сильных плечах миссию матери, миссию служения Родине. Это о них говорится в калмыцкой народной мудрости “Үрн-садан чаңһ-чиирг өскх, теднд омг өгх күн болһна әрүн керг болх зөвтә» (Забота о потомстве и воспитание в детях сильного духа – святая обязанность каждого человека). И женщиной-матерью эта обязанность исполняется неукоснительно свято.
Виолетта Румянцева, член Союза журналистов России, помощник депутата Народного Хурала (Парламента) РК В.А. Бадмаева, г. Санкт-Петербург; Амина Северцева, член Союза журналистов России, помощник депутата Народного Хурала (Парламента) РК Т.С. Мацаковой, г. Москва