Профессор Скандаров: " Я выскочил к вам на минутку!"

04-06-2015, 12:30 | Культура

Театральный сезон закрыт, но театры продолжают работать - они готовятся к новым встречам со зрителями, к новому сезону, который не за горами.
В Республиканском Русском театре стало традицией приглашать на постановки режиссеров со стороны, ведь у каждого - свой творческий почерк, порой и своя школа, а это всегда интересно.
Вот и на этот раз здесь ставит спектакль "Васса Железнова" по пьесе А. Горького известный в театральном мире человек - профессор М.А.Скандаров. Причем в работу взят первый вариант горьковской пьесы, неизвестный широкому кругу зрителей. Что привлекло в нем режиссера?
Об этом и о многом другом в нашем интарвью с заслуженным деятелем искусств России, кандидатом искусствоведения, профессором кафедр режиссуры и актерского мастерства Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Михаилом Скандаровым.
- Михаил Вартанович, уже само перечисление ваших титулов впечатляет. А поскольку за здорово живешь их не дают, расскажите коротко о вашем творческом пути?

- Ну, скажем, в ГИТИСе я прошел все ступени длинной и довольно крутой лестницы от абитуриента до профессора, закончил режиссерский факультет, где было два профилирующих предмета: актерское мастерство и режиссура, учился у Иосифа Михайловича Туманова. У нас был очень хороший, крепкий курс, достаточно сказать, что я учился вместе с Римасом Туминасом, ныне возглавляющим театр имени Вахтангова, Анатолием Дзиваевым - режиссером, актером, заслуженным деятелем искусств России, который снялся в роли Сталина в сериале "Жуков". После института я работал актером в театре имени Ермоловой. И если большую часть своей жизни в профессии я занимался живой практикой - постановкой спектаклей и процентов тридцать актерской практикой, то сейчас процентов семьдесят моей деятельности составляет педагогика: я преподаю в ГИТИСе, Институте театрального искусства, Институте русского театра и все реже занимаюсь живой практикой.
- А как совершился этот переход - от актерства к режиссуре?
- Я много раз пытался поступить на актерский факультет. Но так как у меня акцент, специфическое лицо и природная глухота голоса, то с актерской профессией не заладилось. Притом я все-таки хотел стать режиссером, желая для этого сначала поработать актером, а потом изучать режиссуру. И это получилось: я немало поиграл, особенно в театре имени Ермоловой, где меня называли "пожарником", поскольку я сыграл множество так называемых срочных вводов в авральном, "пожарном", порядке. Это когда исполнитель какой-то роли заболел и надо спасать положение, в спектакль спешно вводят другого актера. За семь лет я переиграл таким образом ролей тридцать пять, точно. И, в общем, переход произошел как бы сам собой. Во время моей учебы в ГИТИСе на режиссерском факультете преподавало поколение непосредственных учеников Станиславского, и нас учили, что главное отличие отечественной школы режиссуры от зарубежной - в умении работать с актером. Сейчас, к сожалению, этот навык постепенно сходит на нет, как шагреневая кожа. Сейчас как? "Здесь говорите эти слова, а отсюда переходите туда", - говорит режиссер актеру. Зачем? Почему? Это неважно, главное, что так велит режиссер. Значит, одно из двух: либо он действительно не знает, что сказать артисту, либо у него нет времени, так как надо быстро сварганить спектакль. А я люблю работать с актером: "разминать" материал, лепить роль, ибо, как говорил Микеланджело, искусство - в подробностях. Подробности этой жизни так важны и красноречивы! И не только в словах дело, а зачастую между слов... Так интересна логика внутреннего поведения персонажа!
Слава Богу, актеры Русского театра восприимчивы, они приняли тот метод работы, который я им предлагаю, им нравится "лепка" роли. Это мне импонирует.
- Михаил Вартанович, почему вы взяли к постановке первый вариант пьесы "Васса Железнова"?
- Он мне показался более современным, нежели второй, общеизвестный, который был написан в 1935 году, и в нем присутствует тема революции, в нем - социальный конфликт поколений. А здесь все по-житейски просто: есть наследство, родственные отношения, узы крови, соединяющие мать и детей. А еще - деньги, капитал... Дележ наследства вдруг убивает в людях чувство родственности. Это очень актуально сейчас, когда нами начинает править капитал. Фактически это другая пьеса. Первая была написана в 1913-1914 годах, перед первой мировой войной, а в годы написания второго варианта в России была уже другая ситуация... Во втором варианте Васса убивает мужа, а здесь он при смерти, и все ждут его кончины, чтобы поделить наследство.
- Вы с этим творческим коллективом встречались прежде?
- Да, все началось с фестиваля. Мы с Владиславом Георгиевичем Константиновым, худруком Русского театра, знакомы давно, и вдруг так случилось, что Национальный и Русский театры из Калмыкии приехали в прошлом году на фестиваль "Верю!", который проходил в Астрахани. А я был приглашен как член жюри. И я посмотрел спектакль Русского театра "Детектор лжи", мне очень понравилось, как актеры работают, увидел интересные актерские индивидуальности. Я отметил про себя культуру театра, его возможности, как он выглядит с точки зрения оформления и понял, что это настоящий театр. К сожалению, я не успел посмотреть Национальный театр, потому что на день опоздал. Но я этот коллектив тоже знаю, и очень хорошо.
- Как так?
- А очень просто: в Национальном театре работают Виталий Надбитов, Павел Челбанов, Сережа Гаданов, Барангова Наташа (теперь она Гаданова), Санджи Каджиев и другие. Это национальная студия, курс Владимира Наумовича Левертова, а ваш покорный слуга преподавал им актерское мастерство. У меня о калмыцких студентах остались очень теплые воспоминания.
В 1992 году театр заказал детскую сказку, и я с ними, студентами, ставил "Снежную королеву", которую ребята привезли в Калмыкию и играли. А еще были поставлены "Провинциальные анекдоты" Вампилова, и Виталий Надбитов показал себя как замечательный артист. Хотелось бы сейчас посмотреть его в работе, но вот я приехал, а театральный сезон закрыт...
- Получается, что с Калмыкией у вас довольно тесные связи...
- (Смеется). Куда уж теснее: у меня с народным художником России, членом Российской академии художеств Дмитрием Никитичем Санджиевым общая внучка: его дочь замужем за моим сыном.
- Нет, мир определенно тесен!..
- Но вернемся к событиям в Астрахани: даже трудно теперь сказать, кто первым тогда сказал "а": речь зашла о постановке в театре. И мы договорились, что весной 2015-го я приеду и начну ставить спектакль, а осенью будет премьера. Я приехал, посмотрел идущие спектакли, познакомился с актерами, мы сделали распределение ролей, уточнили даты, и вот я здесь и работаю (беседа состоялась 20 мая - авт.). Работается хорошо.
- Говорят, что с сегодняшним студентом работать нелегко, он ничем не интересуется, учиться не хочет, ленив. Что скажет профессор Скандаров?
- Учиться актерской или режиссерской профессиям люди идут с осознанным желанием этим заниматься. Они проходят такой жесткий конкурс, что учатся с радостью. Конечно, попадаются оболтусы, не без этого. Но мы от них избавляемся. Основоположник современной методологии нашей кафедры ученик Станиславского Раевский (я его мельком застал - он умер в начале 70-х годов) говаривал, что преподаватель должен обладать тремя качествами: первое - терпение, второе - терпение и третье - терпение. Я это усвоил. И если мне удается "взять" актеров, то именно терпением. Стараюсь торопиться не спеша.
- В Элисте вы, получается, второй раз - каковы ваши впечатления?
- Впечатляет буддийский храм, и очень нравятся люди, с которыми сталкиваюсь: зашел в столовую, в магазин, что-то спросил - и все откликнулись. Спокойные, отзывчивые люди, на улицах не висит в воздухе агрессия. Поэтому жаль, что город не очень ухоженный...
- Михаил Вартанович, вам часто приходится выезжать из Москвы?
- В последнее время езжу по стране в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии: побывал в Кемерово, Краснодаре. Кстати, диплом выпускницы Краснодарского университета культуры и искусства Ирочки Бабаян, которая играет в "Вассе Железновой", подписан мной. Меня также часто приглашают провести мастер-классы.
- Вы и здесь проведете мастер-класс?
- Так ведь вся молодежь театра занята у меня в спектакле - вот вам и мастер-класс. На основе горьковских ролей только и учиться!
- А что вас ждет в Москве?
- На "носу" сессия - у меня студенты, третий курс, который выпустил уже два дипломных спектакля и на выпуске - третий. Еще у меня куча аспирантов - буду принимать у них экзамен по кандидатскому минимуму. Работы очень много - я буквально "выскочил на минутку".
- Михаил Вартанович, благодарю за то, что вы выкроили время для нашей беседы. Будем ждать осени - ждать премьеры.

Лилия ЩЕГЛОВА