Искусство народного танца вечно

10-06-2015, 20:54 | Культура

(Глава из книги "Танец длиною в жизнь")
Изучая танцевальную культуру разных народов планеты, задумывались ли мы, что общего может быть между ними? На первый взгляд танец - ну, танец - разные движения разных народов. Но прислушайтесь к названиям танцев балканских народов... "Хора". Молдавские и румынские танцы - это "Хоро", бразильский народный танец "Хоропа", аджарский - "Хоруми", бурятский танец "Йохор" и, наконец, русский танец "Хоровод". Итак, общий корень названий танцев народов, находящихся в тысячах километров друг от друга - "Хоро". И это таинственное общее объединяющее слово означает с латинского "Круг". А это, в свою очередь, означает, что народы на заре человечества, вечерами, становясь в круг и взявшись за руки, танцевали вокруг костра, выплёскивая свои эмоции и чувства. Таким образом, напрашивается закономерный вывод, что круговые танцы есть самые древние танцы разных народов планеты. К этому их подвигла сама природа человека, наделённого Творцом эмоциями, чувствами и мыслительным творческим началом. Круговые танцы любого народа в мире в своей основе есть культовый обряд, прославляющий силы природы, солнца, огня, ветра т.д. Зачастую они сопровождались песнопениями в сопровождении звуков барабана.
Вообще, барабан - это самый древний музыкальный инструмент, изобретённый человеком. Во-первых, появившемуся на земле хомо сапиенсу надо было охотиться, чтобы прокормить себя и выделывать шкуру дикого животного - чтобы одеться. Шкуру для дальнейшего использования надо было выделывать, растягивая его на растяжках. И однажды, ударяя руками о натянутую кожу, он услышал необычные звуки, исходящие из этой странной конструкции. Звуки эти в определённой ритмической композиции заставили его сделать одно из первых открытий. Так родился первый музыкальный инструмент - барабан. С появлением барабана круговые, зачастую медленные танцы, заметно оживляются и становятся быстрыми, динамичными и ярко эмоциональными. Барабан обнаружил значение ритма, движения стали подчиняться звуковому сопровождению и породили народный танец, который стал одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры.
Можно продолжать приводить примеры и свидетельства о ранних проявлениях творчества человека в области танцевальной и музыкальной культуры. Но сегодня хочется поговорить о древней родоплеменной танцевальной культуре, которая предположительно зародилась у некоторых народов на заре человечества. Почему я говорю "у некоторых". Да потому, что чем богаче и ярче танцевальная культура народа, тем больше убеждаешься о присутствии в танцах родоплеменного начала. Таким образом, напрашивается вопрос ПОЧЕМУ? Да потому, что присутствие родоплеменных танцев предполагает соревновательность родов или племён в танцевальном творчестве. На примере калмыцких танцев можем видеть следующее: мы, багуты, танцуем так, мы, эркетены, делаем так, мы, чоносы, отличаемся вот такими движениями, а мы в Ики-Буруле танцуем вот так... Далее цатаны, торгуды, бузавы, дёрвюды и т.д. Напрашивается вывод, что именно родоплеменные танцы, в виду их соревновательности, стали истинным двигателем развития народного танцевального творчества этноса в целом. У некоторых народов, не имеющих танцевальных традиций, таких как казахи, киргизы, туркмены и другие, его отсутствие компенсируется виртуозностью игры на музыкальных инструментах: домбре, комузе, дутаре... Но и здесь присутствует родоплеменная соревновательность. Пример тому Государственный академический домбровый оркестр им. Курмангазы Казахстана, музыкальное творчество выдающегося туркменского композитора Нуры Халмамедова... Здесь искусство доведено до совершенства.
Касаясь нас, калмыков, повторюсь, что родоплеменные танцы и музыка есть плод постоянной, вековой соревновательности калмыцкого народа, приведшей к богатому танцевальному наследию - яркому и неповторимому искусству современной калмыцкой народной хореографии.
Впервые о существовании родоплеменных танцев в Калмыкии я услышал в 1963-1964 годах от замечательного уникального гармониста Буджы Эрдниева. Он говорил о "Цаатна би" и тут проигрывал мелодию, говорил о "Багуда би" и тут же звучала соответствующая музыка. "Эрктня би", "Ик буурла би" и т.д. Сегодня, благодаря звукорежиссёру Савру Манджиеву, в музыкальном архиве радио классифицированы и бережно сохранены все родовые танцевальные мелодии в исполнении Буджы Эрдниева.
Позже, о том, что у калмыков существовали народные танцы, привязанные к определённому роду или местности, я узнал от своих старших товарищей, неравнодушных к истории народа. Один из них Батр Шалхаков, бывший солист Госансамбля песни и танца КАССР, взрывной, честный и непримиримый борец за справедливость. Кстати, в начале 60-х годов прошедшего столетия он проявил себя как незаурядный и очень талантливый хореограф. Запомнилась его хореографическая постановка, посвященная первому полёту человека в космос. Суть постановки такова. Шёл большой праздничный концерт на стадионе. По сценарию - от одной осветительной вышки до другой по диагонали был протянут металлический трос. В какой-то момент от вышки отделился серебряный шар и под звуки космической мелодии он поплыл по воздуху и приземлился на сцену. Шар раскрылся и превратился в лотос. Из него выбежали три пары пионеров-космонавтов, путешествующие в межпланетном пространстве и прибывшие на праздник в нашу столицу. Они станцевали пионерский танец, затем сели обратно в капсулу-шар и под космическую музыку улетели к другой планете. Какова мысль? А? И это в начале 60-х! Сколько лет пролетело, а я до сих пор под впечатлением. Несомненно, Батр Шалхаков был выдающейся творческой личностью. Печально, что его жизнь оказалась столь коротка. Другой незаурядной личностью проявил себя Болд Пюрвеев, восстановивший танец "Ик-Буурла би", к сожалению утерянный для нас, так как не был в своё время зафиксирован специалистами.
Об истории возникновения танца и процессе развития его до наших времён написано много серьёзных трактатов, но неизменно одно - у этноса, который передавал и развивал его из поколения в поколение, сформировалась замечательная танцевальная культура, являющаяся сегодня гордостью нашего народа.
Впервые в начале 70-х годов прошедшего века факт существования у калмыков родоплеменных и иных народных танцев зафиксирован учёным-хореографом кандидатом искусствоведения Тамарой Бадмаевой.
Искусство хореографии Калмыкии и сегодня не обделено талантами. Я недавно стал очевидцем свежей интерпретации народного танца "Торгуда тавшур". Автором композиции оказался молодой постановщик Очир Тербатаев. Танец в прочтении этого талантливого молодого человека поразил высоким профессионализмом и знанием предмета. Запомните это имя.
Родоплеменная соревновательность народа и подвижничество личностей в искусстве, несомненно, является вечным двигателем развития народного танцевального творчества. Благодаря истинным патриотам народного танцевального искусства, таких как Буджа Эрдниев, Батр Шалхаков, Болд Пюрвеев, Тамара Бадмаева, а также всем сегодняшним профессиональным деятелям хореографии народный калмыцкий танец будет жить, развиваться и радовать нас и все последующие поколения...
Искусство народного танца вечно.

Анатолий ОЧИРОВ, председатель Правления Союза деятелей хореографии РК,
заслуженный артист КАССР, почётный профессор Китайской Академии искусств, хореограф