Скрипка полковника Тепкина

26-08-2015, 16:46 | Культура

Там, где слова бессильны,
является во всеоружии своём
более красноречивый язык - музыка.

Гавриил Эрднеевич Тепкин (кости хо меркит) родился в 1891 году в Богшургакинском аймаке (Денисовская станица) Сальского округа. Образование Гавриил Тепкин вначале получил в аймачной школе, потом продолжил учёбу в Калмыцком окружном училище в Чепраке (станица Великокняжеская, ныне г. Пролетарск), был очень музыкален. В это время он начал заниматься игрой на скрипке.
В 1914 году Г.Тепкин после окончания реального училища в г.Новочеркасске поступил в Новочеркасское казачье училище, откуда выпущен в чине хорунжего в распоряжение Донских казачьих полков действующей армии. За боевую службу во время первой мировой войны Г.Э.Тепкин награждён многими наградами, в том числе орденом Св.Георгия ГУстепени, орденом Св.Владимира IV степени, золотым наградным оружием. Между боями в свободные минуты он музицировал на скрипке, радуя своих сослуживцев (как говорит главный герой в фильме "В бой идут одни старики": - после боя сердце просит музыки вдвойне).
Во время гражданской войны Г.Э.Тепкин принимал активное участие в военных действиях в борьбе против большевиков, участвовал в "Степном походе", был старшим адъютантом штаба дивизии, начальником штаба бригады, с января 1920 года командовал 80-м Зюнгарским калмыцким полком. Скончался Г.Тепкин в Крыму от брюшного тифа и 29 июля 1920 года, близ Мелитополя, был похоронен.
После смерти полковника его скрипка хранилась у одного из зюнгарцев, уроженца Цевднякинского аймака (Граббевская станица), затем вместе с ним была эвакуирована в Турцию, потом Болгарию, а в 1923 году вернулась в Калмыцкие степи.

Бембя ФЁДОРОВ

Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны весёлых лет
И в одежду жизни одевают
Всё, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.