Доктор Виолетта Бухаева: "Гордость за свой народ всегда живёт во мне и даёт силы"

03-03-2016, 11:46 | Современник

В 2014 году Цаган-Нурская средняя школа им.Н. Санджирова отметила 110-летие. Первой медалисткой этой знаменитой школы была Виолетта Бухаева, выпускница 1958 года. В 2015 году доктор химических наук Виолетта Бухаева приезжала в Калмыкию. Она побывала в родной школе, беседовала с учениками, ознакомилась с экспозицией школьного музея.
Известный ученый и ранее приезжала в республику. Нынешнее ее посещение было плодотворным и богатым на встречи. Виолетта Цереновна повстречалась с друзьями юности, побывала на лекциях геше Тинлея.

- Виолетта Цереновна, вы приезжали на родину в год 70-летия Великой Победы. Это, наверное, не случайно?

- Участником войны был мой отец. Церен Бальчикович Бухаев до войны работал контролером-ревизором по Малодербетовскому улусу. Потом он служил в рядах Советской Армии. Воевал с первых дней войны. Сохранилось его письмо, которое было написано 25. 05. 1942 года. Больше никаких вестей мама не получала.
- А вы вели какие-то поиски?
- Мои обращения в военкомат и в архивы не дали результата. Но я решила начать поиски заново. Снова написала по всем адресам. Мой старший сын помогает в поисках.
- Известно, что ваша мама была учительницей.
- Моя мама, Мария Маминовна Ильина, окончила Астраханский педтехникум, работала в Малодербетовской неполной средней школе. Кроме того, мама была пропагандистом Малодербетовского улускома партии. Позже в годы войны ее направили на работу директором Ики-Бухусовской школы.
- Вы относитесь к детям военного поколения. Что вы помните из сибирских лет?
- 28 декабря 1943 года мы были высланы в Сибирь. Попали с сестрой Бэллой и бабушкой в с.Коробейниково Шипуновского района. Мама, которая ездила за зарплатой учителей, попала отдельно в Минусинский район Алтайского края.
- Виолетта Цереновна, значит, вы пошли в школу в Сибири?
- С 1948 по 1952 год мы с сестрой учились в восьмилетней школе совхоза им. Молотова. Мама позже нашла своего дядю и мы переехали в Новосибирск. Сначала мы учились в школе №23. С 1952 по 1957 год уже училась в Новосибирской 110-й средней школе.
- А интерес к химии появился уже в школьные годы?
- Интерес появился позже. Хочу только сказать, что училась я хорошо: всегда была готова ответить на вопросы учителя. Они удивлялись и интересовались, кто учил меня в начальной школе, чувствовали, что я получила хорошие основы. Из первых школьных лет помню, очень любила рисовать. Почему-то по памяти рисовала лошадей. Все спрашивали, а кто эти всадники. Я говорила, что это Семен Буденный и рядом его правая рука - Ока Городовиков. Об этом рассказывала моя мама. И я в рисунке запечатлела дружбу двух воинов. Теперь - то понимаю, подсознательно я доказывала, что у калмыков есть герои и богатая история. И эта гордость за народ всегда живет во мне и дает мне силы.
- Расскажите, как сложилась ваша судьба после школы?
- Я окончила с серебряной медалью Цаган-Нурскую среднюю школу. В тот год впервые было объявлено приказом министерства образования СССР, что медалистам предоставляются льготы. Но я этого не знала, кроме того, когда поступала, совсем забыла о медали, сдала все вступительные и поступила.
- Почему так произошло?
- Пока шел спор между ведомствами образования Ставропольского края и Калмыцкой автономной области о том, какую медаль мне давать, золотую или серебряную, пора вступительных экзаменов завершилась. Спор был из-за какой-то запятой, но я уже поступила в Ростовский университет, тогда один из сильных вузов в СССР. И с 1958 по 1963 год училась в Ростовском государственном университете, окончила химическое отделение. С 1964 по 1968 год была аспиранткой на том же химическом факультете. В 1970 году защитила диссертацию.
- Еще в студенческие годы вы увлеклись научной деятельностью. Кроме того, в годы учебы встретили свою любовь...
- Мой будущий супруг, араб по национальности, также учился в нашем университете. Он историк. Ныне мы с мужем Фальком Аль Сафаром живем в Германии. У нас трое детей. Есть внуки.
- Виолетта Цереновна, а когда вы уехали на родину мужа?
- В конце 1970 года уехала с семьей в Ирак. Там, будучи профессором, работала как главный ведущий ученый в области органической химии и натуральных соединений.
- Как вам пришлось обживаться в другой стране?
- Безусловно, было непросто. Мне пришлось изучить два языка - арабский и английский, чтобы заниматься своей любимой деятельностью. Тогда была уверена, что советская система образования лучшая. Я и сейчас так считаю. Но там всё совсем по-другому. В стране было много специалистов и ученых, которые получили высшее образование в европейских странах и в Америке. Таким образом, чтобы интегрироваться в это общество, мне пришлось изучить языки.
- Итак, языки вы изучили, что предприняли дальше?
- Следующий мой шаг был такой: поняла, что мне надо иметь научные публикации. Я написала три статьи. Они были напечатаны в газете "Джаммахария".
- Интересно то, что вы сохранили свою фамилию.
- Отвечая на ваш вопрос, скажу, что сохранила свою фамилию, потому что как ученый, доктор в области химии, я была уже известна в научных кругах.
- Насколько успешной была ваша научная деятельность в Ираке?
- С ноября 1973 года стала работать научным сотрудником, потом руководителем отдела химии в научно-исследовательском центре "Финико-фруктовые пальмы и финики". Так называлась научно-исследовательская организация Ирака.
- Ваши разработки имели большое значение для развития народного хозяйства.
- Безусловно, они имели научно-прикладной характер. Многими разработками интересовались, и в 1988 году я была переведена в министерство военной индустрии. Научными исследованиями занималась в университете им. Саддама.
- Встречались ли вы с Саддамом Хусейном?
- Да, несколько раз. Он интересовался научными исследованиями.
- Виолетта Цереновна, можно ли в общих чертах рассказать нам о ваших научных исследованиях.
- Я защитила диссертацию о гетероциклических соединениях, иными словами, об урановых соединениях. В ходе исследований получила фур-фура. Это гетероциклический альдегид, с помощью которого можно расщеплять петрол, то есть нефть. Ведь черное золото в чистом виде не залегает. С помощью этого альдегида можно разделить нефть на фракции.
- Насколько известно, в мире еще не нашли другого способа очистки нефти. А из чего можно выделить фур - фура?
- Образно говоря, этот альдегид находится у нас под ногами. Его можно получить из сельскохозяйственных отходов. Производство фур-фура служит не только как растворитель, но и как исходное сырье для получения лекарств и иных препаратов. Это можно использовать и в производстве удобрений. Кратко говоря, я изобрела цикл, как можно из ничего получить ценную продукцию.
- Работая над применением этого изобретения, вы получили несколько патентов.
- Да, эта работа оказалась очень перспективной, ее результаты можно использовать в разных отраслях. Но сейчас просто скажу о трех патентах на моющие средства и один патент на лекарственное средство. Мне бы очень хотелось, чтобы их использовали в моей родной республике. Три раза я приезжала и обращалась в разные инстанции, но ... все тщетно.
- Виолетта Цереновна, расскажите о своих детях.
- У меня трое детей. Старший сын Анис аль Сафар. Он магистр японского языка. Живет с семьей в Японии. Средний сын Ахмад - программист, живет в Германии. Дочь Ингас - администратор, специалист по бухгалтерскому делу.
Я люблю естественные науки, но никто не пошел по моим стопам. Сейчас с внуком делаем простейшие опыты и играем в футбол (смеется).
- Что вы считаете главным в воспитании внуков?
- Надо с детства развивать детей. На примере старшего внука могу сказать, что дети всё понимают и быстро включаются в процесс познания. Мы с ним делали несложные опыты, общались, и он многое воспринял еще до школьного возраста. Нам, старшему поколению, надо терпеливо учить внуков, помогать им осваивать мир, оберегать их от пагубных привычек. Так сложилось, что родители работают, и им некогда порой заниматься детьми. А бабушки и дедушки могут позаботиться, чтобы внуки были готовы ко всем сложностям жизни, дать им нравственные уроки, помочь отличать плохое и хорошее.
- Скажите, ведь вы, вероятно, неспроста пошли на лекции геше Тинлея.
- Мне нравится, что буддизм дает свободу выбора, развития человека. В Германии я часто посещаю собрания буддийской общины Гамбурга. Читаю много духовной литературы.
- Что вас радует на родине?
- Всегда с интересом слежу за событиями в родной Калмыкии. Читаю в Интернете все калмыцкие издания. Радуюсь, какая интересная и способная молодежь выросла в нашей республике. Надо создавать поле для их деятельности.
- Чем запомнился вам нынешний визит на родину?
Мне посчастливилось побывать в степи и полюбоваться тюльпанами. Какое это наслаждение: вдыхать ни с чем не сравнимый свежий степной воздух, впитывать энергетику степи, которая дает такие силы. Этот бескрайний простор и солнце в радужном ореоле, лица дорогих моих землячек, устроивших такой чудесный выезд в степь, я сейчас вспоминаю в Германии.

Галина ХЕЙЧИЕВА