Тайны озера Счастья

03-03-2016, 11:51 | Культура, Традиции

На одном из небольших курганов близ Чапаевского озера, расположенного на территории Городовиковского района, обнаружено множество старинных цаца. Озеро это некогда называлось Цаган-Нур (озеро Счастья). В народе называют его еще Чапаевским, по названию близлежащего поселка.
Издавна к окрестностям этого озера калмыки относились по-особому. Здесь проводились значимые в жизни болыпедербетовцев мероприятия. Антон Мудренович Амур-Санан в своей книге "Мудрешкин сын" рассказывает о праздновании на берегу Цаган-Нура 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина. Наши деды и прадеды лечили свои недуги в лимане, соседствующим с Цаган-Нуром. Старожилы давно рассказывают о целебных свойствах его глины.
К цаца у буддистов всегда было трепетное отношение. Это глиняные отпечатки священного символа, сделанные с помощью металлической пресс-формы. Цаца создают в связи с паломничеством к святым местам. Путешественник собирает священную глину, чтобы отпечатать изображения, потом высушивает на солнце. Также цаца используются для заполнения ступ, носят как амулеты. Производство цаца считается действием, приносящим заслугу, т.е. добро, успех, здоровье его семье и земле, где проходит работа. Во время изготовления цаца обычно читают мантры. Иногда глину смешивали с прахом умерших святых. В других случаях замуровывали маленький рулон пергамента с текстом мантры. Цаца играют очень важную роль в похоронных ритуалах. В цаца конической формы, сделанные близкими родственниками и друзьями, кладут несколько рисовых или пшеничных зерен. Из-за того, что похоронные цаца редко обжигают, зерна иногда пускают ростки: таким образом символично выражается непрекращающийся круг преобразований, который испытывают все существа.
Когда выдавливали пресс-форму из свежей, все еще мягкой глины, то лама прижимал свой палец или кисть руки к обратной стороне цаца, отпечатывая изображение. Возможно, они отпечатаны именно с той самой глины с лимана, имеющей целебные свойства. Я с благоговением смотрю на отпечаток пальца ламы, оставленного 200, а, может быть, и 300 лет назад.
Какой особый случай побудил наших предков заложить цаца в огромном количестве близ озера Цаган-Нур (Чапаевское)?
На сегодняшний день мы можем только предполагать. Есть мнение, что найденные цаца были с места хурула, построенного княгиней Гахаевой. В 1858 году в честь рождения сына, будущего владельца Болыпедербетовского улуса Дордже (Михаил) Гахаева, княгиня Джоодже Гахаева в знак благодарности бурханам на свои средства построила хурул. Этот хурул действовал всего несколько лет, богослужения в нем проводились только в зимнее время (в это время калмыки все еще кочевники). Постепенно каменное здание разрушилось, в немалой степени этому способствовали крестьяне, переселившиеся после отмены крепостного права. Позже старший бакша Болыпедербетовских хурулов распорядился использовать оставшиеся стройматериалы на постройку каменной ограды вокруг нового хурула на урочище Башанта-Хурул.
Может статься, что эти цаца с места захоронения нойона Хапчукова. В одном из сборников статистических сведений Ставропольской губернии сообщается о том, что болыпедербетовцы в 1866 году пожертвовали 300 рублей серебром на устройство каменного памятника бывшему владельцу нойону Болыпедербетовского улуса Очиру Хапчукову. Он был человеком грамотным, в его библиотеке хранились сочинения Пушкина в одиннадцати томах. Имел звание капитана, пользовался в народе большим авторитетом. В Рус-ском музее хранится акварельный портрет княгини Хапчуковой, написанный художником Чернецовым. У владельческой четы было две дочери: Эльзен-Цаг и Санджи-Церен. Первая из них была замужем за штабс-ротмистром Батакой Тюменем, а вторая после принятия православной веры вышла замуж за полковника Кубанского казачьего войска П.Ф.Есаулова. До 1865 года она проживала в Петербурге, после переехала в г. Ставрополь. Кстати, этот великолепный двухэтажный особняк, в котором жила чета Есауловых, стоит и поныне. Как памятник архитектуры, он охраняется государством. Сегодня в нем располагается Музей изобразительных искусств. Нойон Очир Хапчуков умер в 1840 году. Согласно закону, право на владение улусом имели только наследники по мужской линии. В наследство вступил сын старшего брата Очира Хапчукова - Цо-Арши Гахаев (дед Михаила Гахаева). Фаустине Есауловой, младшей дочери Хапчукова, был выделен на территории Болыпедербетовского улуса земельный надел площадью 1521 десятина (1десятина равна 1,1 гектара). Вполне вероятно, чтобы увековечить память отца, Фаустина Есаулова в 1866 году выступила инициатором устройства памятника отцу. "Устройство каменного памятника" надо понимать не в прямом сегодняшнем понимании, это, скорее всего возведение субургана, цаца.
Возможно, что здесь покоится багша Болыпедербетовского улуса. История сохранила имена выдающихся лам. В разное время старшими багшами болыпедербетовских хурулов служили: Лузанг Артунов, Генден Онграев, Лузунг Задбо, Габунг Генденов, Санджи Яванов, Дорджи Сетенов, после октябрьского переворота - Гавва Саперов. Санджи Яванов трижды был награжден правительством Российской империи серебряными медалями, являлся действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Ученые 19 века упоминали о наличии неких важных исторических документов и рукописной летописи Санджи Яванова.
Также здесь мог находиться памятник императору Павлу I. Известно, что в 1800 году калмыки на сходе вынесли решение об установлении памятника императору Павлу I в знак благодарности. 11 августа 1800 года Павел I подписал Указ, согласно которому болыпедербетовцы получали полную самостоятельность и фактически статус субъекта России. Согласно этому повелению, болыпедербетовцы избрали себе нойона и стали независимыми от казаков Дона (до этого они кочевали по землям Войска Донского) и должны были перейти в зависимость прямо от государя, переписываться напрямую с ним. Но уже 14 октября этого же года Всемилостивейшей грамотой Чучей Тундутов был назначен наместником калмыцкого народа.
В наше непростое время народ объединяется, мы возвращаемся к своим корням, возводим храмы и субурганы в надежде, что возродятся наши села, хозяйства. Меня глубоко всколыхнули обнажившиеся цаца, оставленные нашими предками, близ Чапаевского озера. Общественность Калмыкии не должна оставить без внимания это место.

Лариса МАНЖИКОВА,
заведующая Городовиковским филиалом
БУ "Национальный музей РК им. Н.Н.Пальмова"
На снимке: побережье Чапаевского озера (Цаган-Нур)