Испытанный суровым Енисеем

10-03-2016, 11:32 | Современник

Бата БОВАЕВ

Сегодня гость нашей редакции - заслуженный работник сельского хозяйства РФ, почетный гражданин Яшкульского района, ветеран труда и юбиляр Алексей Цебекович Сангаджи-Гаряев. Это человек удивительной судьбы, внесший большой вклад в развитие агропромышленного комплекса республики, участвовавший в становлении Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия.
Алексей Цебекович родился 10 марта 1936 года в рыбацкой семье в селе Айменкин, переименованный позже в с. Судачье Долбанского (Лиманского) района Астраханской области. Отсюда их семью выслали в Сибирь: отца, мать и троих сестер Алексея, с ними был еще дядя - младший брат отца.
Попали вначале в село Сибирячка Ужурского района Красноярского края, а весной 1944 года всех калмыков-рыбаков стали расселять еще дальше по Енисею. Сангаджи-Гаряевы попали почти на Северный Ледовитый океан, в местечко под названием Яковлевская коса, оно даже на карте не значилось. Забытые богом места, где, правда, находилось несколько семей староверов. Выгрузили на семи ветрах 36 семей с небольшим провиантом, жили в палатках до первых снегов, до октября. Плюс надо было добывать рыбу. Многие не выдержали голод и холод, остались навечно в той земле. Но, слава богу, вскоре, буквально за несколько дней до того, как встал лед, привезли сборные финские дома. "По чертежу собрали четырехсекционный барак, стало полегче, но зима в этих местах, ох, и лютая! Дом заносило снегом так, что его не было видно, один сплошной огромный сугроб, - вспоминает ту страшную зиму Алексей Цебекович. - На улицу выползали, сделав проход-тоннель в снегу. Сколько детей похоронили в ту зиму, я и мои сестры, наверное, выжили лишь благодаря заботе и молитвам матери".
А Байн Надбитовна хранила родовые реликвии, доставшиеся ей от родителей, - бурханы и сберегла их до конца ссылки, привезла обратно на родину. Они старинные и, говорят, имеют большую силу. Сегодня их бережно хранит Алексей Цебекович.
Как только возобновилась летняя навигация, глава семьи Цебек Батаевич решил, что еще одну зиму им не пережить, пока есть силы, надо возвращаться в оживленный п. Усть-Порт, откуда их сюда доставили. Смастерил с братом лодку, приспособил что-то вроде паруса, и всей семьей отправились через Енисей. Земляки, как могли, отговаривали, ведь это было рискованное решение: можно было сгинуть в широких водах Енисея. А сибирская река разлилась, как море, на 30 километров в ширину, когда Сангаджи-Гаряевы переплывали, несколько раз чуть не перевернулись. Мать всю дорогу молилась бурханам. Но все-таки они добрались на левый берег, здесь жили ненцы-рыболовы, и в их поселение приходили баржи за рыбой, на одной из них Сангаджи-Гаряевы добрались до рыбоконсервного завода п. Усть-Порт. А тут спецкомендант, прознав про калмыков-беженцев, приказал отправить их назад. Тогда отец сказал, что расстреливайте на месте, но его семья не вернётся назад на верную гибель. Как позже стало известно, из 36 семей выжило только 12. Вскоре все улеглось, родители и две сестры Алексея устроились на работу. А он летом 1946 года пошел в первый класс, учиться ему нравилось, но времена были тяжелые: после восьмилетки пошел работать, вначале разнорабочим, позже, отучившись -трактористом. Тянуло его к технике. Вот тут опять нашего героя не раз испытывала на прочность сибирская река. Алексею Цебековичу с товарищами приходилось доставлять груз на тракторах по льду. Представьте себе: зима, вьюга, вокруг все белым - бело. Где дорога, куда ехать?! Но главную опасность таили в себе участки, где река промерзала слабо, сбившись с пути, немало тракторов ушло под лед вместе с людьми.
Вскоре наступили времена хрущевской оттепели, калмыки стали возвращаться домой. Весной 1958 года Алексей Цебекович вернулся с родными на малую родину, устроился водителем. К слову, из сибирской ссылки их семья приехала в полном составе. В ноябре этого же года Сангаджи-Гаряева призвали в армию, попал в Киевский военный округ, радиотехническую роту. Служил достойно, вернулся сержантом. А в 1962 году по приглашению сестры и зятя переехал в п. Яшкуль, где также сел за баранку, затем, после десятилетнего перерыва, продолжил учебу в поселковой вечерней школе. Экстерном сдал курс 9-го класса и сразу перешел в 10-й. Алексей Цебекович понял, что ему обязательно нужно учиться дальше. В возрождающейся республике не хватало дипломированных специалистов, он хотел стать юристом, но судьба распорядилась иначе. А. Сангаджи-Гаряев успешно окончил Ставропольский сельхозинститут, получив профессию инженера-механика. В 1968-м его направили главным инженером совхоза "Гашунский" Яшкульского района. Этот год знаменателен еще и тем, что он встретил свою половинку, Галину Манджиевну, летом сыграли скромную свадьбу, с тех пор они почти полвека идут по жизни рука об руку. Наш юбиляр работал на многих руководящих постах в ставшем родным Яшкульском районе - директором кирпичного завода, в сельхозтехнике, специалистом Черноземельской оросительной системы, руководителем районного отдела Гостехнадзора, в других организациях. Но одной из ярких страниц его трудовой биографии, когда раскрылся талант умелого руководителя, являются годы работы директором совхоза имени XXIV партсъезда (п. Хар-Толга). Алексей Цебекович заслужил репутацию грамотного специалиста, крепкого хозяйственника, справедливого и порядочного человека.
За небольшой отрезок времени хозяйство претерпело крупные преобразования. В первый год оно еле сводило концы с концами, но постепенно стало рентабельным и крупнейшим в Калмыкии кормодобывающим совхозом, с самой большой площадью орошения в 3 460 га. На откормочных комплексах выращивали до 3500 голов КРС, не считая овец, лошадей. 95 процентов КРС было высшей упитанности и только 5 процентов - средней. Среднесуточный привес достигал 500-700 граммов, а бычки сразу после отбивки давали привес до 1,2 кг. Заготавливали 28 тыс. тонн сенажа и 15 тыс. тонн сена, работал гранулированный завод. "Бесконцентратная система откорма" - под таким заголовком вышла статья в одной из газет союзного масштаба о высокотехнологичном методе кормления в совхозе имени XXIV партсъезда Яшкульского района Калмыкии.
"Руководить большим совхозом непросто, в первый год спал по 3-4 часа, предприятие многоотраслевое, иногда завидовал директорам чисто животноводческих хозяйств, где было попроще", - вспоминает наш собеседник.
Одним из первых в республике А. Сангаджи-Гаряев стал активно использовать коллективный подряд, сразу выросла эффективность производства, снизились затраты, люди были заинтересованы в результате своего труда: получил богатый урожай, высокий привес - хорошо заработал. Работникам выплачивались премии, 13-я зарплата. На базе хозяйства проводились республиканские, всероссийские семинары. В Хар-Толге побывали делегация из братской Монголии, космонавт, дважды Герой Советского Союза Виктор Горбатко, министр сельского хозяйства РФ, член Полютбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров РСФСР Виталий Воротников и многие руководители того времени.
В совхозе работало 450 человек, директор решал вопросы и в социальной сфере. В 1980-1990-х годах поселок разрастался. "На 3-4-й день, когда я только приехал в Хар-Толгу, меня пригласили в детский сад, он располагался в стареньком здании, дети уже, видимо, наученные воспитателями, стали дружно жаловаться: "Товарищ директор, нам здесь плохо, неуютно, нам нужен новый сад!" Здание, действительно, было удручающего вида, я подумал, что новое здание строить дорого, и было решено переселить детсад в здание конторы совхоза, сделали ремонт. А мы переехали в бывшее двухэтажное административное здание колонии строгого режима, которая перебазировалась в Яшкуль. В этом здании разместились также почта, узел связи, библиотека, сделали спортивный зал", - вспоминает ветеран труда. - Мы отправляли на учебу студентов, организовали летний отдых детей. В школе по просьбе директора Аркадия Панькина построили тир".
"Хорошее было время, годы позитивных перемен, созидания, и в районе, в сельском хозяйстве работали достойнейшие люди, высокие профессионалы, молодые, энергичные -среди них директор совхоза "Чилгир" Олег Демкин, которого уже нет с нами (бывший министр сельского хозяйства РК - авт.), директор совхоза "Цаган-Усн", сильнейший экономист, ныне руководитель Управления Федерального казначейства по РК Эрдни Пашнанов, гендиректором одного из лучших сельхозпредприятий Калмыкии ОАО ПЗ "Улан-Хееч" сейчас работает Пюрвя Менкнасунов, - рассказывает юбиляр. - Я всегда с особой благодарностью вспоминаю первого секретаря райкома партии Александра Борисовича Очирова, при котором Яшкульский район стал одним из ведущих в сельскохозяйственной отрасли, была создана прочная кормовая база, наращивалось поголовье овец и КРС". В 1990 году Алексея Цебековича назначили начальником Управления госсельхозслужб района, в самые непростые времена, когда на глазах рушилось государство. "Но мне повезло, что первым министром сельского хозяйства уже в современной Калмыкии был назначен Валерий Боваев, толковый, грамотный, справедливый, хорошо знающий свое дело руководитель", - поделился Алексей Цебекович.
В этой должности А. Сангаджи-Гаряев трудился до выхода на пенсию, шесть лет. Но человек, привыкший трудиться не жалея сил, долго не выдержал без работы: еще 10 лет Алексей Цебекович работал специалистом районного отделения Управления Федерального казначейства по РК.
Сегодня, несмотря на свои 80, наш герой полон сил и энергии. "Дети давно стали на ноги, сейчас уже внуки подрастают, не дают скучать", - рассказывает счастливый юбиляр. Он по-прежнему в курсе всех событий в республике, общается со своими соратниками, друзьями, участвует в общественной жизни, является членом Совета ветеранов казначейства республики. Долгих лет жизни, крепкого здоровья и благополучия вам, Алексей Цебекович!