Уникальный театр Алефтины Кекеевой
Валентина ГАЛЗАНОВА,
член Союза журналистов России
12 марта 2016 года ушла из жизни заслуженная артистка Калмыкии Алефтина Убушиевна Кекеева. Не стало умной, красивой, глубоко интеллигентной женщины, прекрасной актрисы, внесшей достойный вклад в развитие театрального искусства Калмыкии. Яркие и незабываемые образы героинь мировой и русской драматургии, пьес современных российских, стран СНГ и калмыцких авторов, созданные ею на сцене Национального драматического театра имени Б.Басангова, навсегда останутся в памяти жителей Калмыкии, тех, кто побывал на этих спектаклях.
Творческий расцвет артистического таланта Алефтины Кекеевой пришелся на 60-70-80-90-е годы 20 века. В Национальный драматический театр имени Б. Басангова она пришла в 1963 году после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Практически сразу же стала одной из ведущих актрис театра. Жители старшего поколения нашей республики помнят образы Мирандалины в "Трактирщице" Карло Гольдони, Валентины в "Иркутской истории" по Алексею Арбузову, Асель в "Топольке в красной косынке" по Чингизу Айтматову, великолепно созданные Алефтиной Кекеевой на сцене Национального драматического театра имени Б. Басангова. Ей удалось сыграть главных героинь во многих других спектаклях таких известных авторов, как Гольдони, Алексей Островский, Баатр Басангов, Бося Сангаджиева, Алексей Балакаев. В общей сложности Алефтина Кекеева проработала в родном театре более полувека. После выхода на заслуженный отдых она продолжала работать заведующей литературной частью, ее стараниями был создан музей театра.
Уход из жизни Алефтины Кекеевой - большая потеря для жителей Калмыкии, коллег, всех, кто ее знал, близко общался. Для нас, родственников, это невосполнимая утрата, которую не сможет никто заменить. О родном и близком человеке очень сложно писать. Кажется, что ты знаешь о нем все, но, когда начинаешь вспоминать, очень сложно собрать и соединить воедино все, что знаешь и хочешь сказать. И все же я попытаюсь рассказать о том, каким человеком Алефтина Кекеева была в жизни.
Начну с того, что для меня лично она была просто Аля, так звали ее родственники, для коллег она - Тина. Я и моя сестра Тамара попали в семью Али и ее мужа Александра Сасыкова, будущего народного артиста России, сразу после школы. Нам посчастливилось в конце 60-х несколько лет прожить вместе с ними под одной крышей в качестве сестренок хозяйки дома в квартире, которую они получили после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Мы жили в только что построенном в первом микрорайоне Элисты доме №7, в трехкомнатной квартире на третьем этаже, а на четвертом этаже проживала семья будущего народного артиста Калмыкии Ивана Уланова и заслуженной артистки Валентины Арсановой. В соседних домах имели квартиры другие однокурсники Кекеевой и Сасыкова - Майя и Юрий Ильяновы, Сергей Мучиряев, Алла Бадмаева, Сергей Яшкулов, Борис Бадмаев, Зоя Манцынова, Клара Сельвина. Это потом все они разъехались по разным районам, кто-то построил дом, Сасыковы в 1970 году получили квартиру в центре... Ленинградские студийцы жили интересной жизнью, близко общались, были полны творческих планов. Они вдохновенно работали над спектаклями. В то время на сцене театра ставились пьесы Шатрова, Островского, Гольдони, Баатра Басангова и других авторов. Мне лично было очень интересно слушать рассказы сестры о студенческих годах в Ленинграде.
Я узнала, что Аля и дядя Саша учились в одно время с Николаем Олялиным, курсом старше их шли Олег Басилашвили и Татьяна Доронина и многие другие знаменитости. Боюсь перепутать, но назывались имена Аркадия Райкина, Сергея Юрского и многих других ныне известных мастеров сцены, которые начинали свой творческий путь в городе на Неве. Будущие актеры Национального драматического театра имени Б.Басангова старались не пропускать ни одной новой премьеры ведущих театров Ленинграда, слушали выступления Георга Отса, на их глазах студентка философского факультета Ленинградского университета Эдита Пьеха начинала карьеру эстрадной певицы в студенческом вокально-инструментальном ансамбле, которым руководил ее будущий муж, композитор Александр Броневицкий.
На музыкальном отделении института, где учились калмыцкие студенты, свое вокальное мастерство оттачивал будущий народный артист СССР, солист Бурятского театра оперы и балета Ким Базарсадаев, он, кстати, несколько раз прилетал в Элисту в гости к Сасыковым, будучи знаменитым певцом, их связывала многолетняя личная дружба. К слову, Сасыков и Базарсадаев женились в Ленинграде в один день, 12 марта 1961 года. Денег лишних у них не было, так что друзья отпраздновали одну общую свадьбу. Супругой Кима стала Сима, студентка медицинского института, будущий врач.
Аля с дядей Сашей тепло вспоминали своих педагогов, они говорили, что им посчастливилось учиться у тех, кто был представителем старой петербургской театральной школы, которые хранили традиции императорского театра. Называли с восхищением имена преподавателей сценического и ораторского искусства, фехтования, танцев, вокала, к сожалению, я не помню их имен. Но их теплые отзывы о них крепко засели в моей памяти. Курировала будущих калмыцких актеров педагог актерского мастерства Ода Израилевна Олышщ, к слову, она после окончания института своих питомцев не раз бывала в Элисте и до самой кончины не теряла с ними связи. Очень тепло говорили в семье Сасыковых о народном поэте Калмыкии Константине Эрендженове, который все годы их учебы в Ленинграде занимался с ними калмыцким языком. Его супруга Бова Кекеевна Колпакова, мама известных архитекторов Мингияна и Джангара Пюрвеевых, старалась подкармливать калмыцких студентов... Аля с восхищением вспоминала, что им, калмыцким студийцам, посчастливилось наблюдать, как работает над своими спектаклями великий Георгий Товстоногов.
- У Георгия Александровича не было мелочей. Каждая фраза, каждое движение актера должны были, по его мнению, способствовать раскрытию создаваемого образа, - вспоминала Аля.
Этот принцип, на мой взгляд, она никогда не забывала при работе над своими ролями в спектаклях, в которых она была задействована. Ничего удивительного в том, что образы героинь, созданные ею на сцене, были яркими, глубокими и надолго запоминались зрителями.
В связи с тем, что в институте готовили не только будущих театральных актеров, но и к работе в кино, калмыцких студентов в обязательном порядке привлекали к массовкам при съемках на "Ленфильме". Так, они принимали участие в съемках многих фильмов, в том числе киноленты "Дикая собака Динго", где главную роль Тани играла начинающая актриса Галина Польских. В эпизоде празднования Нового года были задействованы Алефтина Кекеева, Алла Бадмаева и другие их однокурсники. Навыки, полученные во время съемок киномассовок, очень пригодились для Александра Сасыкова при исполнении роли главы рода старика - нанайца в кинофильме "Пегий пес, бегущий краем моря" по Чингизу Айтматову, производства "Мосфильм". Аля также снялась в небольшой роли в фильме "Великий мясоед", созданной этой же киностудией.
Аля и дядя Саша были плотно заняты в театре, принимали участие в теле-радиопередачачах. В телефильме "Пушкин", созданном Калмыцкой телестудией, Александр Сасыков сыграл Пушкина, а Аля создала образ Натали, его жены. К слову, в те годы на калмыцком телевидении, где мне посчастливилось проработать с перерывами в общей сложности лет пятнадцать, при весьма скудных технических средствах ставились пьесы Бернанда Шоу, "Три рисунка" Алексея Балакаева, "Горячий снег" по Ольге Кожуховой...
Чуть позже Аля и дядя Саша стали вдвоем вести театральный курс, открытый при Элистинском музыкальном училище, который потом был преобразован в училище искусств. Театру были нужны молодые кадры. Аля как активная общественница, не один срок избиралась секретарем партийной организации театра, участвовала в различных партийных пленумах, выступала за права женщин. Дядя Саша избирался депутатом Верховного Совета Калмыцкой АССР, долгое время возглавлял Союз театральных деятелей Калмыкии.
При всей своей огромной занятости Аля была прекрасной хозяйкой, великолепно готовила, вязала, шила, мы с сестрой, как и многие другие наши родственники, в том числе моя дочь, щеголяли в кофточках, платьях, связанных ее руками. Потом, когда Сасыковы стали родителями, Аля вязала для сына и дочек. Она была всегда центром своей большой семьи, где тепло чувствовали как близкие, так и дальние родственники, земляки, коллеги, соседи, просто знакомые. Ей посчастливилось стать не только хорошей мамой, но и нежной бабушкой пятерых внуков, четырех правнуков. Все они стали для нее опорой на склоне лет. До последнего дыхания рядом с Алей были сын Юра с женой Галей, дочь Марина, внучки Алечка, Алена, Данара. Не забывали любимую бабушку внуки: Саша Сасыков - младший, который живет и работает в Москве, и Эрдни Адучиев, он с семьей проживает в Сибири. Все они вместе смогли обеспечить Але достойную жизнь на склоне лет.
В завершение мне хотелось сказать о том, что будущая актриса Алефтина Кекеева родилась 16 июля 1936 года в селе Коря Долбанского района Калмыцкой АССР, сейчас это село Лесное Лиманского района Астраханской области. Её родители - из числа первых калмыцких интеллигентов. Ее мама, Бося Болдырева, окончила Астраханский пединститут, а отец, Убуши Кекеев, - Саратовский финансово-экономический институт. В семье был культ знаний, что, несомненно, повлияло на выбор профессии будущей актрисы. Высокая культура и интеллигентность, заложенная в семье, подкрепленная ее учебой в одном из ведущих театральных вузов страны, позволили Але, Алефтине Убушиевне Кекеевой, всю жизнь оставаться высококультурным и высоконравственным человеком, до конца своих дней сохранить честь и достоинство, что вызывает глубокое уважение и восхищение.