Он выбрал родину

16-03-2016, 17:16 | Современник

Джал Дарбакович Орлов с 1964 по 1970 год возглавлял наш педагогический институт, на базе которого был открыт КалмГУ. Однако мало кто знает, каким он был, один из организаторов высшей школы, заслуженный деятель науки КАССР, первый калмыцкий ученый-философ, видный общественный деятель, в семейной обстановке, у себя дома, в кругу семьи. Рассказать об этом мы попросили его внучку -Наталью Пантелеевну Боваеву (в девичестве Орлову). Ее отец - Пантелей Джалович - старший сын Джала Дарбаковича, умер, когда дочери было 17 лет. Поэтому семья дедушки все заботы по воспитанию внучки практически полностью взяла на себя.
Сегодня она - известный педагог-концертмейстер, заслуженный работник культуры Республики Калмыкия, воспитала не одно поколение мастеров сцены. В настоящее время Наталья Пантелеевна по-прежнему продолжает преподавать в Элистинском училище искусств им. П. О. Чонкушова, щедро даря свой богатый опыт и мастерство начинающим музыкантам.
Наталья Пантелеевна любила слушать рассказы Орлова - старшего про героев Гражданской войны из числа их станичников, сражавшихся в рядах буденновцев в составе Первой конной армии. Она запомнила рассказы о Нарме Шапшуковой: когда в 1919 году ее мужа, Максима, за ратные заслуги из рядового перевели командиром эскадрона, с ним во всех атаках участвовала и юная Нарма. А Джал Дарбакович знал Нарму с детства, она была старше всего на три года. Впоследствии стала национальной героиней калмыцкого народа.
Однако мало кто знает, как трагически в дальнейшем сложилась ее судьба. В годы депортации героиня Гражданской войны, орденоносец, осмелилась протестовать против беззакония и произвола, чинимого властями на местах, за что следователь НКВД ударами пистолета по голове превратил ее в беспомощного инвалида. Но, тем не менее, в благодарной памяти потомков бесстрашная Нарма Шапшукова осталась навсегда.
Вместе со своим народом Джал Дарбакович пережил все тяготы выселения в Сибирь, и в течение 16 лет Омск стал для него второй родиной, где бывший фронтовик в местном педагогическом институте преподавал философию и возглавлял кафедру. Здесь же выросли дети. "Старший сын - Пантелей, то есть мой отец , -рассказывает Наталья Пантелеевна, - окончил тот же самый вуз, где работал отец и дедушка, а мой дядя, Виталий, был офицером. Его сын, Джал, названный в честь деда, по специальности - филолог. Видимо, пошел по стопам своей мамы, Раисы Очировны Орловой, кандидата филологических наук, доцента, много лет проработавшей в пединституте, а потом в его преемнике - КалмГУ. - А тетя Валя училась в Омском мединституте, хотя окончила вуз по специальности уже в Ростове-на-Дону, после возвращения калмыков из депортации на родину. С тех пор у Валентины Джаловны в трудовой книжке обозначено одно место работы: детская республиканская больница, в которой 17 лет была главным врачом. Примечательно, что и ее дочь Элеонора выбрала ту профессию - она работает в Москве врачом- эндокринологом. Дядя Валера получил диплом летчика гражданской авиации. А другой дядя, Борис , живет и работает в одном из столичных конструкторских бюро Минобороны России. В Омске родилась я, моя старшая сестра Татьяна и братишка Саша. Здесь же на нашего дедушку обрушилось страшное горе. Умерла его жена Надя - моя бабушка, которая была его надежной спутницей и верной помощницей во всех жизненных испытаниях. Глава семьи остался с четырьмя детьми, младшему из которых только исполнилось пять лет.
- Без женской заботы семье было тяжело. И тогда Джал Дарбакович предложил давней подруге своей покойной супруги стать женой и матерью его детей. Она хорошо знала их семью, при этом была одинокой женщиной, ее муж пропал без вести на войне. К счастью, Екатерина Эрдеевна согласилась, и дедушка перевез ее из Красноярского края в свой дом.
Мы уже давно все взрослые, у нас свои семьи, но до сих пор чувствуем тепло ее заботливых рук, храним светлую память о ней, как о прекрасной бабушке и прабабушке. Что же касается младшего брата Д.Д.Орлова, Намсы Дарбаковича, то он после возвращения из депортации и до ухода на пенсию трудился в агропромышленном комплексе республики, в том числе и на руководящей должности. Его сын, Марат Намсинович, долгие годы отдал сфере строительства - возглавлял учебно-курсовой комбинат треста "Калмыкстрой, был заместителем управляющего этого самого крупного в нашей республике стройобъединения. Дочь, Галина Намсиновна (Николаевна) , педагог по образованию, много лет занималась воспитанием подрастающего поколения, была на руководящей работе".
А еще Орлов - старший не раз рассказывал своим детям и внукам, как он трижды каким - то чудом оказывался в Калмыкии, хотя прежде здесь никогда не бывал. Видимо, считал он, сказывались гены, поскольку его почему-то всегда тянуло сюда. Первый раз это было в августе 1941 года, когда его направили на работу в Элисту, на должность заведующего кафедрой марксизма-ленинизма. Тогда он явился в институт, представился его директору Бате Бадмаевичу Бадмаеву и сразу приступил к исполнению обязанностей. Вскоре ему было предложено совмещать свою основную работу с должностью заведующего отделом агитации и пропаганды обкома ВКП (б), так как остро не хватало грамотных местных партийных кадров . В последующем, после окончания двухмесячных сборов политсостава при Ивановском военно-политическом училище, он был направлен в распоряжение Политуправления Волховского фронта, где получил назначение в политотдел 59-армии. После ранения и оформления инвалидности Орлов сам попросился в Калмыкию, где вновь продолжил преподавательскую деятельность. А в сентябре 1964 года, когда в Элисте возобновил свою работу пединститут, Джал Дарбакович был назначен ректором, и в этой должности проработал в течение 6 лет, в самый трудный период его становления и развития.
Он хотел принести пользу своему народу, хотя мог бы спокойно жить в благополучном по тем временам и меркам Новочеркасске и спокойно преподавать любимый предмет - философию в одном из крупнейших вузов страны. А - выбрал родину.

Владимир БОВАЕВ,
заслуженный работник культуры России