Мой герой, моя опора

01-04-2016, 17:00 | Современник

Наш аава Павел Бамбаевич Хасыков - мой герой, моя опора, поэтому почту за честь рассказать вам историю его жизни. Аава - ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла, имеет множество наград, но самая лучшая награда для него - праздники, когда наша большая и дружная семья собирается вместе. Во время застолья аава иногда вспоминает свое прошлое, родных и близких.
Он родился в далеком 1930 году в Астраханской области, в селе Черный Яр. В те времена жили большими семьями, вели подсобное хозяйство и дружили с соседями. Его родители Бамба и Боовуш вырастили шестерых детей. Но затем, 22 июня 1941 года, началась война, перевернувшая жизнь не только их семьи, но и всей страны настолько, что последствия ощущаются и по сей день.
Никто не думал, что во время войны, когда вся страна пересчитывала свои потери, будет нанесен еще один удар. В то время ничего не подозревавший мой прадед Бамба Хасыкович отправился в соседнее село найти продовольствие для родных. Но по пути его задержала милиция для выяснений обстоятельств, что, впрочем, было неудивительно для того времени. Конечно, родные переживали, что его так долго не было, но Бамбе Хасыковичу удалось бежать из-под ареста. До него дошли слухи, что калмыцкий народ будут высылать в Сибирь, и его семья была под угрозой. Так и случилось, в ночь на 28 декабря 1943 года Хасыковы, как и тысячи других калмыков, были депортированы в далёкую Сибирь за якобы измену родине.

Клад в подвале

Мой аава рассказывал, что помнит ту ночь, помнит солдат. По его словам, военные уже знали расположение деревни, состав семей. Это в очередной раз подтверждает тщательную подготовленность операции "Улусы". Аава не любит говорить о том, что они пережили тогда, и я его понимаю. Это та рана, которая не заживает больше полувека... бесчеловечная ссылка и необоснованное клеймо врага народа. Но были и хорошие воспоминания, ведь люди того поколения хотели жить, несмотря ни на что и вопреки всему. Они знали, что когда-нибудь нашему народу обязательно вернется доброе имя, и справедливость восторжествует. В Сибири с приходом весны аава копал мерзлую картошку, колоски собирали по полям. Бывало, утром вставал в 3-4 часа и уходил в степь, в поля искать колоски по пашням. В удачный день за сутки можно было набрать целых один или даже два килограмма зерна. И это за весь день. Он рассказывал, как в марте-апреле пошел собирать мерзлую картошку. В ту пору ему было 13 лет, он увидел ферму, а недалеко - открытый подвал, но наполненный водой.
В подвале еще был толстый слой льда, а под ним - картошка, видимо, про неё забыли. Аава сразу же подумал: достать её сейчас, сию минуту, прямо в ботинках. Недалеко от фермы увидел чабана, и тот его заметил. Чабан подпустил овец ближе, подошел поздороваться и спросил: "Сынок, что ты здесь делаешь?". Павел сказал, что хочет достать картошку, увиденную подо льдом.
После короткого разговора решили, что всё-таки в подвал должен лезть аава. И вдруг чабан говорит: "Зогсжд, бичэ ор!" ("Постой, не входи!"). И посоветовал снять ботинки. Вместо них чабан обернул ноги мальчика своими портянками, укрепив веревкой. И, разбивая лёд, аава стал доставать картофель. Набрал почти целый мешок, а он, как назло, весь посыпался, но кое-как аава его вынес. Сняв с него мокрую одежду, старик ему помог выжать и снова всё надеть. Времени прошло немало, и ааве уже надо было возвращаться, ноги совсем промерзли. До дома было не так далеко, километра два, он быстро дошёл, все родные были несказанно рады его находке. Добрый человек ничего себе не взял, объяснив тем, что у него была небольшая семья: жена и дочь (впоследствии дочь чабана стала нашей аакой, женой старшего брата моего аавы - Дорджи Бамбаевича).
В 1944 году ааву отдали в школу, говорили, что там будут кормить, потому и все ходили поначалу. Тогда переселенцы голодали, да и местные жители сами побирались, искали, как бы выжить. На обед в школе давали горячий сок из мёрзлой капусты, это был так называемый борщ. Хорошо, если кидали одну картошку. После такого борща становилось плохо, но со временем приходило насыщение. Мой аава полгода походил в школу и бросил, начал работать, всё в том же 1944 году.
Отмечу, что Павел Бамбаевич имеет всего 1,5 класса образования. При этом у него прекрасный каллиграфический почерк, он хорошо читает и считает. Действительно, наши аавы и ээджи очень хорошо учились. Они стремились доказать, что мы образованная и целеустремленная нация.
Аава рано начал работать. Наравне со взрослыми готовил запасы на фронт, вместе со всеми обеспечивал деревню продовольствием.
Оптимизм

Я поражаюсь терпеливости, выносливости и оптимизму аавы, которые он сохранил и поныне. Помню до мелочей историю, которую он мне как-то поведал. Ему на тот момент было 19 лет, и он впервые решил себе что-то купить. Выбор пал на велосипед, именно его он приметил ранее в соседней деревне. И вот, накопив нужную сумму, он решается на покупку. Ближайший магазин находился в 30-ти км, но это не помешало его мечте осуществиться. Даже, когда аава вспоминает свой первый велосипед, в его глазах загораются искры! Я поражаюсь терпеливости, выносливости и оптимизму аавы, которые он сохранил и поныне. Но всё было не так просто, ведь видел он велосипед лишь издалека, а как передвигаться на нем, не знал, тут еще и ливень начался, дорогу размыло. Недолго думая, наш герой, взяв своего двухколесного друга на плечо, пошел домой. Вернулся он поздно ночью, мокрый, весь в грязи, но счастливый и с чистым велосипедом на руках.
С моей ээджей, Цаган Лиджиевной Зунгруевой, они познакомились позже, в 1954 году. Аава тогда ремонтировал обувь, и одним из его постоянных клиентов была моя ээджа. Их взаимная симпатия проявилась сразу, иначе не могло быть. У моей бабушки красивые черные локоны, точеная фигура и добрые, ясные глаза. Аава забрал ее в ночь с 31-го декабря на 1-е января, в единственный выходной в году, тогда на колхозной лошади днём ездить было нельзя. Ээджа вышла замуж и принесла в новую семью в качестве приданого зеленый сундук, который и по сей день хранится у нас дома. Мы часто находили в этом сундуке сладости, подарки. После возвращения из Сибири Павел Бамбаевич долгое время работал водителем в п. Барун Юстинского района и в п. Большой Царын Октябрьского района. В п. Барун участвовал в художественной самодеятельности , о том времени у аавы только самые теплые воспоминания, часто рассказывал нам о талантливых друзьях-односельчанах.
Аава и ээджа прожили вместе 59 лет, но, к сожалению, не отметили вместе бриллиантовую свадьбу. Главная ценность для аавы - это большая семья, они вырастили четырех сыновей и дочку. У них 18 внуков и 21 правнук. Всем своим детям и внукам они дали образование, которое, к сожалению, не удалось получить им самим: ведь приходилось просто выживать. Именно они воспитали в нас чувство чести, достоинства и справедливости, сплотили, научив поддерживать друг друга в любой ситуации. Я знаю, что могу обратиться к ааве с любым вопросом, и он всегда подскажет и поможет, за что я благодарна ему. Я горжусь им и хочу сказать, что наш аава для всех нас - самый лучший друг.

Гиляна БУРГУСТИНА (Хасыкова)
г. Элиста