Целевые средства под фактическую потребность

18-05-2016, 11:22 | Экономика, Общество

В условиях ограниченных бюджетных возможностей и возросших внешних рисков одним из основных приоритетов бюджетной политики является повышение эффективности управления общественными финансами. Бюджетные средства должны использоваться эффективно, приносить конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности.
В этой связи в последние годы новации бюджетного законодательства направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств. Для этого применяются различные механизмы, которые гарантируют выполнение государством своих расходных обязательств, а именно - обеспечение сбалансированности бюджетов, прозрачность и открытость бюджетного процесса.
Одним из таких бюджетных инструментов является механизм предоставления целевых средств под фактическую потребность. Об этом вашему корреспонденту подробно рассказал старший специалист 1 разряда отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов УФК по РК Дмитрий Бавуев.


- С 2014 года в УФК по Республике Калмыкия (далее - Управление) реализуется механизм предоставления целевых межбюджетных трансфертов в объеме фактической потребности из федерального в бюджет республики и в местные бюджеты. При применении данного механизма остатки денежных средств на счетах бюджета субъекта РФ и местных
бюджетов по целевым средствам не предусмотрены, что исключает возможность заимствования целевых средств на иные цели.
Поступление денежных средств осуществляется в момент их фактической потребности, то есть при проведении платежных документов при перечислении денежных средств на расчетные счета получателей целевых средств. Преимущества механизма очевидны: открытость и доступность информации о деятельности публично-правовых образований, минимизация неиспользованных остатков целевых средств на счетах бюджетов, повышение ликвидности единых счетов бюджетов, а также сокращение банковского пробега при перечислении целевых средств из федерального бюджета до конечного контрагента.
В 2014 - 2015 годах Перечень целевых средств, предоставляемых из федерального бюджета исключительно под фактическую потребность, утверждался правительством Российской Федерации. В 2016 году практически все целевые средства из федерального бюджета предоставляются под потребность, то есть сфера применения механизма под фактическую потребность ежегодно расширяется.
С каждым годом увеличивается количество целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых под фактическую потребность на территории республики: в 2014 г. - 32 направления, в 2015 - 52 направления. В текущем году в бюджет республики поступило целевых средств под потребность по 42 направлениям на общую сумму 559,6 млн рублей.
В результате применения данного механизма сумма неиспользованных остатков средств в бюджете республики уменьшилась. Так, в 2015 году сумма остатков межбюджетных трансфертов в бюджете республики составила 3,9 процента, а по сравнению с 2014 годом уменьшилась в 4 раза.
Реализация механизма под потребность осуществляется в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти республики. Доведение бюджетных данных, представление платежных документов, их проверка и исполнение осуществляется в режиме одного рабочего дня. В адрес органов власти республики и самих получателей бюджетных средств оперативно представляется информация об исполнении платежей - выписки, отчеты о состоянии лицевого счета. Кроме того, Управление еженедельно направляет информацию в правительство республики о кассовом исполнении межбюджетных трансфертов.
Подводя итоги, следует отметить, что применение механизма под потребность является наиболее эффективным инструментом использования целевых бюджетных средств, способствующих укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы.

Любовь ПЮРВЕЕВА