След на земле икитуктунов

21 сентября 2014 года в 10 часов утра состоится открытие ступы Победы в п. Ахнуд, третьей бригаде СПК «Пролетарская победа» Городовиковского района.
В 1866 году калмыки Второго Икитуктунова рода, прекратив кочевой образ жизни, образовали населенный пункт по имени зайсанга Опогинова – Лапино, позже Ахнуд, первое оседлое поселение на территории Большедербетовского улуса.
Попечитель улуса П. Ланко в своих “Записках о калмыках Большедербетовского улуса” пишет, что “зайсанг Лапин Опогинов, один из влиятельнейших в народе, изъявил готовность поселиться оседло вместе со своими однохотонцами и получил уже от правительства поземельный надел до 11.000 десятин земли. Он имеет уже, хотя небольшой, но хорошо устроенный дом и развёл при нём сад”. Влиятельнейший человек улуса зайсанг Лапин Опогинов был опекуном Большедербетовского улуса до совершеннолетия нойона Михаила (Дордже) Гахаева.
В Городовиковском музее хранятся фотографии, запечатлевшие хотон Лапино. Все постройки, в том числе и дом зайсанга, поражают красотой и добротностью. Но самым красивым строением хотона, впрочем, как и во всех других населённых пунктах, был хурул. Его называли Большой Лапинский хурул или же Ламринг Чсотинг. Здесь несли службу 6 гелюнгов, 4 гецюля, 5 манджи и 8 учеников. “Ставропольские епархиальные ведомости” за 1895 год сообщали, что из всех хурулов Большедербетовского улуса “Лапинский хурул самый благоустроенный во всех отношениях”. Он располагался на возвышенности, где сходились две глубокие балки. К северу от него был большой пруд, с восточной – сад.
При Лапинском хуруле жил главный бакша Большедербетовского улуса. Он был известен не только ставропольским калмыкам, знали его и калмыки Астраханской губернии и Дона. Двухэтажный дом бакши был обнесён каменной стеной в виде хурульной ограды. В северо-западном углу дома стоял огромный мани-кюрде (молитвенный барабан), в который были заложены тексты 1200 молитв. Мани-кюрде приводился в движение с помощи веревки усилиями трех-пяти человек. Лапинский хурул был знаменит и тем, что в его библиотеке хранились сочинения Цзонхавы, основателя секты желтошапочников “Гелукпа”. Я.П.Дуброва, помощник попечителя улуса, упоминает о наличии неких важных исторических документов и рукописной летописи бакши улуса Санджи Яванова. В этом хуруле также хранилась урна с прахом бакши Дорже, представлявшая собой миниатюрную герметически закупоренную вазочку из серебра. Урна находилась в шкатулке, которая стояла на отдельном высоком столике и был покрыта ковром. Сверху лежал головной убор покойного. Останки святого, называемые "шарил", были самой важной святыней в хуруле. Поэтому Лапинский хурул прихожане посещали с особой охотой и прилежанием.
Хотон Лапино Второго Икитуктунова рода составляли 181 дом и 13 кибиток, где проживало 593 человека. Лапинцы имели крупный рогатый скот – 4100 голов, овец – 5670, лошадей – 311. Часть земли сдавали в аренду по 5 рублей за десятину в год. А после уборки урожая делали запасы хлеба, на что имелись в хотоне два хлебных магазина, то есть склады, каждый из которых вмещал до полутора тысяч пудов хлеба. Хлебный запас составлялся посредством общественной запашки. Для этой цели ежегодно обществом отводилась земля, и в течение года лапинцы по мере возможности покупали хлеб по заготовочной цене. Лапинцы выращивали пшеницу, овес, рожь, ячмень, просо, горчицу, лен, а также табак для обработки овец.
Школа была построена на средства зайсанга Опогинова. В школьном саду были не только декоративные, но и плодовые деревья. В хотоне имелись баня, две кузницы, мельница, почтовая станция, фельдшерский пункт, пожарный обоз. Лапинцы отоваривались в торговой лавке безаймачного зайсанга 2-го Икитуктунова рода Андрэ Михайлова-Идэрова. Андрэ Насонович был человеком положившим начало распространению просвещения среди большедербетовцев. Именно он стал организатором-учредителем общества "Образование", преследовавшего культурно-просветительские цели.
Первая библиотека Большедербетовского улуса была открыта именно здесь в хотоне Лапино. Антон Мудренович Амур-Санан в своей книге "Мудрешкин сын" пишет, что у него "захватило дух при одной мысли о таком изумительном сокровище", когда он узнал о том, что в этой библиотеке имеется энциклопедический словарь в 20 томах.
Лапинцы были не только отличными скотоводами и земледельцами, они любили проводить спортивные мероприятия. В народе сохранилось имя Гунаша Михайловича Соспинова, непревзойдённого калмыцкого борца, славившегося своей недюжинной силой.
В "Описании Второго Икитуктунова рода" говорится, что на его территории находились восемь общественных прудов, четыре общественных колодца с хорошей, пригодной для питья водой и двадцать пять колодцев для водопоя скота, принадлежавших частным лицам. В начале 20 века Хавхак Шептырев был избран старостой хотона.
Зайсанг Лапин Опогинов имел до 6000 (шесть тысяч) голов скота калмыцкой породы и приобрел известность в тогдашней России как крупный скотопромышленник. Дело своего отца, продолжили его сын Бадьма Лапинович Опогинов и его племянник Тер-Менке. Помощник попечителя Большедербетовского улуса Яков Павлович Дуброва в своей кгиге "Быт калмыков Ставропольской губернии" отмечает, что "они (Опогиновы) образцово ведут свое обширное хозяйство и прекрасно устроили свою усадьбу, - Опогиновы отличаются серьезностью развития и строгой честностью в ведении своих дел". Бадьма Лапинович Опогинов был награжден серебряной медалью.
Тер-Менке Опогинов был избран калмыками Большедербетовского улуса кандидатом в депутаты Государственной Думы 1907 года. Он имел участок земли в 540 десятин и с 1892 года арендовал земли общества калмыков Второго Икитуктунова рода площадью в 4140 десятин. Овец разводил преимущественно испанской породы, их у него было 4500 голов.
В 1899 году Тер-Менке Опогинов был удостоен серебряной медали за отличные экземпляры крупного рогатого скота на сельскохозяйственной выставке в Ростове, а в 1900 году – золотой и серебряной медали. Племенных быков он продавал за 800 рублей, в то время как средняя цена на корову составляла 25 – 30 рублей. Внук Лапина Опогинова - Николай Бадьминович был назначен князем Тундутовым окружным казачьим атаманом Большедербетовского улуса.
После революции все хурулы и церкви Большедербетовского улуса были закрыты и разрушены. Лапинцы противились закрытию хурула до последнего, в их хуруле службы проводились до 1931 года. Г.Б. Бембинов в своих мемуарах "Раненая степь" вспоминает, как однажды ночью взорвали храм приехавшие из Элисты два молодых человека. "Пожилые верующие были напуганы, проклинали разрушителей, прятались по домам и плакали, смотрели в сторону разрушенного хурула и молились, чтобы Бог их простил за этот вандализм, совершенный без их ведома".
В фондах Городовиковского музея хранится список 55 большедербетовцев, участвовавших в Отечественной войне 1812 года . Среди награжденных медалью за взятие Парижа пять человек со Второго Икитуктунова рода. Вот их имена: Бичин Манджи, Татка Шаришинов, Манца Оношов, Абуш Бабушкинов, Цунцит Окбинов. Зайсанг этого рода Бичин Манджи был награжден офицерскими эполетами.
Лариса МАНЖИКОВА,
заведующая Городовиковским филиалом БУ «Национальный музей РК им. Н.Н.Пальмова».
Фото: 1.Молебен у священной стены. Хотон Лапино. На переднем плане мальчик держит зонт над
самой важной святыней хурула – шарил (урна с прахом бакши Дордже)
2.Дом зайсанга Лапина Опогинова.
3. Хурул. Хотон Лапино.
4. В парке хотона Лапино. Начало XX века.
5. Гунаш Соспинов, непревзойденный калмыцкий борец.