Калмыцкий храм в Белграде

14-07-2016, 11:28 | История

"Современные поколения всегда интересуются жизнью предков" под таким заголовком журналист Войин Пульевич опубликовал свои мемуары в 1971 году. В книге "Иностранные резиденты Белграда", которая вышла в 2009 году, была вновь помещена эта, на наш взгляд, интересная, с исторической точки зрения, статья о калмыках в Сербии. Вот что в ней говорится.

Калмыки

В первой половине XX столетия маленькая колония калмыков, примерно 300 человек, жила в Белграде. Они бежали с юга российских степей во время первой большевистской агрессии. Они проживали недалеко от Белграда с 1920 по 1924 гг. в Мали Мокри Лугу.
Калмыки, как западная ветвь ойратов, жили в Монголии, Казахстане и России, были маленького роста, коренасты, широколицы, скуласты, черные волосы завязывались у мужчин в узелок, со лба свисала челка. Люди, жившие с ними рядом уже в белградском предместье, считали их честными, трудолюбивыми, они достойно выполняли свой долг и не были задиристы. Принимались за самую трудоемкую работу, часто на строительных объектах, и нанимались на кирпичные заводы. Их предки проводили всю жизнь в седле, поэтому они постепенно находили работу на конюшнях. Брали их даже в королевские конюшни наездниками. Участвовали они в скачках и были кучерами в конных экипажах.
Рождалось много детей от смешанных браков с сербскими девушками, которые отлично говорили по-сербски, но черты лица их были монгольскими. Калмыки постарше были малограмотны, хотя в Белградский университет зачислено несколько калмыков, а в средней школе учились 20 юношей и девушек. Эти потомки великого завоевателя мира Чингис-хана исповедовали буддизм. Их просьба о сооружении первого буддийского храма была услышана и поддержана промышленником Милошем Якимовичем, и он пригласил их на свой кирпичный завод. Далее он пожертвовал для просителей участок земли своего фамильного поместья и вдобавок обеспечил стройматериалами. Другие известные люди, бизнесмены внесли свой вклад в это благое дело. Члены королевской семьи Караджорджевичей сделали свои пожертвования, а также и калмыки со всей Европы.
Торжественное освящение единственного буддийского храма во всей Западной Европе состоялось в 1922 году. Сразу же после открытия храм стал исторической достопримечательностью. В Белградском путеводителе за 1930 год мы видим улицу, где был храм, которая называлась Будистичка улица (Buddhist street), а ныне Будванска street.
Сохранившиеся архивные документы (доклад строительной комиссии) свидетельствуют о том, что дизайнером храма был русский инженер Клапнин. Для архитектуры калмыцкого святилища характерен традиционный стройматериал; калмыки начали применять кирпич и камень в качестве стройматериалов только в XVIII веке. По сравнению с храмами в их Отечестве, Белградский храм выглядел маленьким и скромным. В 1934-1935 гг. храм был расширен и приспособлен для принятия большего числа верующих. Из-за больших затрат никогда не предполагалась обширная реконструкция, а только добавили помещения для входа и алтарной комнаты.
К концу второй мировой войны, с появлением русских в Белграде, калмыки уехали в США и Канаду через Западную Европу. С их отъездом буддийский храм потерял свое предназначение, он остался без верующих и реликвий. Храм был разрушен, и на его месте сегодня можно увидеть обыкновенное двухэтажное здание. Сегодня нет в Белграде калмыков, нет их храма, но еще хранятся воспоминания о них и их документы в архивах и библиотеках. Мало кто из белградцев знает, кто такие калмыки, и тем более о том, что они когда-то были нашими согражданами.
Братья Зольвановы

Жизнь братьев Зольвановых похожа на киносценарий. Они родились на Дону, в деревне Висичко, Ляля - в 1901 году и Бакули - в 1911. Во время гражданской войны Ляля сражался в Белой армии. Он был одним из тех редких калмыков, кто мог водить машину, и поэтому его назначили шофером в генеральный штаб. С бароном Врангелем, одним из лидеров антибольшевистского движения времен гражданской войны в России, он дошел до королевства Югославии в 1921 году и до Брюсселя в 1926-м. После внезапной смерти Врангеля Ляля в 1928 году вернулся в Белград.
В 1934 году стал работать шофером у иностранного дипломата. Он был бережливым, предприимчивым и большим умельцем. Так он стал партнером русского эмигранта немецкого происхождения и купил все необходимые инструменты для изготовления конного снаряжения. Он сделал хорошие деньги, так как многие богатые жители Белграда и иностранные дипломаты, у кого были скаковые лошади или желали ездить в конных экипажах, пользовались его услугами. Посещая в свободное время Белградский ипподром, Ляля делал ставки на лучших лошадей.
История жизни младшего брата была совсем иная. В начале 1930 года Бакули окончил отделение животноводства сельхозфакультета в Праге. До начала второй мировой войны жил в Белграде со своим старшим братом. Временно поработав ветеринаром, он перебрался к брату. Когда в 1941 году нацисты оккупировали Белград, большинство диппредставителей покинули столицу, и братья Зольвановы вынуждены были закрыть свой бизнес.
Они жили благодаря сэкономленным деньгам. Ляля жил и работал в конном клубе "Св. Георгий", а затем нанялся к Францу Нойхаузену, довоенному немецкому офицеру авиации, а теперь генеральному консулу в Белграде, знавшему его с довоенных лет, и который вел его конный бизнес. Во время оккупации Нойхаузен занимал одну из самых высоких должностей в Сербии.
Бакули также работал в конном клубе "Св.Георгий" ветеринаром и затем благодаря Нойхаузену нанялся в немецкую военную конюшню в Белграде. Братья, пользуясь всесильной поддержкой Нойхаузена, жили в его доме в Дядинье, по улице Румынской, 13. Во время освобождения Белграда большинство калмыков покинули столицу, а братья Зольвановы не пожелали уезжать. Бакули работал ветеринаром в государственном сельхозпредприятии. Жил со своим братом в Белграде. Умер он от сердечного приступа в 1971 году и был похоронен в русской секции на Ново-Гробле кладбище.
Ляля работал до 1948 года шофером на госпредприятии. Однажды по его вине произошла серьезная автоавария, и он бьш осужден и заключен в тюрьму на 3 года в Сремска Митровице. После освобождения он не мог найти работу, однако счастье улыбнулось ему, когда в отеле "Метрополь", где останавливались очень важные гости, он встретил американского актера российского происхождения Джека Палансе. Джек помог получить ему эпизодическую роль в совместном международном фильме. Режиссер был рад такой находке, и позже с Д. Палансем Ляля сыграл много монгольских ролей. Он был партнером многих знаменитых актеров: Мела Феррера, Джины Лолобриджиды, Марины Влади и Урсулы Андресс. Ляля снялся в незабываемой комедии "Путешествие вокруг света" с комиком М.П. Скалья. Белградский ипподром он посещал до последнего вздоха. Умер он в 1978 году в Зреньянине, там и был похоронен.

Перевод Светланы ЗОЛЬВАНОВОЙ