Марина Мукабенова: "Возрождение сел - важнейшее направление государственной политики"

22-07-2016, 18:22 | Общество

В беседе с депутатом Государственной Думы России были затронуты актуальные вопросы социально-экономического развития региона и, прежде всего, его агропромышленного комплекса.
Однако первым вопросом мы попросили прокомментировать итоги недавней встречи Президента России Владимира Путина с Главой Калмыкии Алексеем Орловым.
- Протокольная часть встречи широко освещалась в федеральной и республиканской прессе. Могу добавить к этому, что мои коллеги, депутаты ГД, сразу отметили дружеский характер беседы Владимира Путина с Алексеем Орловым, что было необычно для формата рабочих встреч Президента с руководителями субъектов Федерации.
Глава республики доложил о проделанной работе, ситуации в экономике и социальной сфере региона, заметив, что те задачи, которые ставятся Президентом перед руководством республики, успешно выполняются, и регион развивается стабильно. (А я же по ходу, для себя отмечала, что валовой региональный продукт увеличился вдвое, а ведь это основной показатель развития экономики.)
Все понимают, что у страны сегодня - серьёзные экономические вызовы: негативное влияние на состояние народного хозяйства оказывают падение цен на нефть и ослабление рубля. И здесь Алексей Орлов резонно заметил, что бюджетные траты должны быть более эффективны и, конечно, строго соизмеримы с возможностями. Такой хозяйский, государственный подход импонирует.
За последние 5 лет, начиная с 2011 года, руководители страны уже дважды побывали в степной республике. Кроме того, рабочие встречи Владимира Путина с Главой Калмыкии Алексеем Орловым проходят практически ежегодно. И каждая встреча становится существенным толчком для развития региона. Ибо не всем губернаторам удалось наладить такой уровень взаимодействия с руководством федеральной власти. И еще один важный момент: доверие руководства страны формируется не из пустых обещаний, личного обаяния или приятного общения, а складывается из конкретной и реальной работы руководителя региона на своем посту, результаты которой, ко всему прочему, регулярно проходят тщательную проверку со стороны контрольных федеральных органов.
Обобщая сказанное, можно резюмировать, что сегодня Главой нашей республики уже наработан потенциал, который создает ясную, определенную и устойчивую перспективу последовательного развития Калмыкии.
И, безусловно, помочь Алексею Орлову в развитии и реализации этого потенциала -задача и, в определенном смысле, патриотический долг всех неравнодушных к настоящему и будущему родной республики. Вне зависимости от политических и общественных предпочтений.
- Для нашей аграрной республики крайне важно, чтобы на селе появились рабочие места. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Я сама родом из села, там живут мои родственники, одноклассники, друзья, знакомые. Я не теряю связи со своей малой родиной и знаю о заботах сельчан. Да, проблема занятости на селе есть. Но, бывая в других регионах России, вижу, что и там - те же трудности. Многие крупные, базовые сельхозпредприятия обанкротились. Желающих вложить капитал в развитие села немного. Привлечь инвесторов очень сложно, они вкладывают деньги только в прибыльное дело, в бизнес с быстрой отдачей.
Калмыкия - крупный сельскохозяйственный регион, с определенными традициями, заложенными много лет назад. Это где-то и образ жизни нашего народа. И такое понимание помогает Главе республики поднимать проблемы аграрников на самом высоком уровне. И он бывает услышан.
Сегодня ситуация изменилась. Основные сельхозтоваропроизводители - это КФХ и ЛПХ. Они же и решают проблемы занятости на селе. Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) нужно поддерживать, субсидировать по различным целевым программам. Не будем забывать и ЛПХ - личные подсобные хозяйства. Это же мощный резерв.
Не секрет, что в некоторых из них скота больше, чем в КФХ. Конечно, им нужна дополнительная рабочая сила. Но для этого нужно изменить организационно-правовой статус ЛПХ, и лучший вариант, я думаю, - личное товарное хозяйство (ЛТХ). Это позволит привлекать дополнительную рабочую силу, платить за работников налоги, и у них будет трудовой стаж. Считаю, что тщательная проработка данного вопроса могла бы принести существенную пользу нашим селянам.
- Благополучие села зависит, кроме всего прочего, от развития агропромышленного комплекса республики, от того, как работает Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Давайте поговорим об этом...
- Об успешной реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в Калмыкии говорит тот факт, что рост валового регионального продукта достигнут за счет позитивной динамики в основной отрасли экономики республики - сельском хозяйстве. И это несмотря на то, что реализация Государственной программы происходила в сложной и далеко не однозначной социально-экономической ситуации, связанной с девальвацией рубля, ужесточением финансово-кредитной политики. Государственную поддержку в минувшем году получили 87 сельскохозяйственных предприятий, почти 2 тысячи крестьянских фермерских хозяйств, около 5 тысяч личных подсобных хозяйств. Все это дало свои положительные результаты, как в животноводстве, так и в растениеводстве. Было произведено продукции сельского хозяйства на сумму более 21 млрд рублей. По-настоящему успешным этот год стал для хлеборобов. Почти во всех районах (не только в западных) собирают хороший урожай зерновых, и можно с уверенностью сказать, что республика - с хлебом, и у животноводов в предстоящую зимовку будет меньше проблем с кормами.
- Есть ли перспективы у малых сел, чье будущее зависит от того, есть ли школа в селе?.. Как вы считаете, будут ли в республике закрывать малокомплектные школы?
- За последние годы в стране закрылось около 20 тысяч малокомплектных школ. И я с болью воспринимаю каждое такое известие. В Калмыкии, к счастью, это бывает редко. Проблему школ и малых сёл нельзя рассматривать через призму обреченности. И причины разные, и они не только в экономике, но где-то и в нашем сознании. Взять проблему демографии: падение рождаемости было сильное, теперь кое-как выравнивается. Не будет детей - не будет школ. Без детей жизнь угасает
даже в селах богатого Черноземья - некому работать и стать на смену комбайнерам, механизаторам - тем, кто создает продукцию, реальную, осязаемую. Да, безработица гонит людей в город сильнее, чем отсутствие удобств и комфорта. Поэтому мы прежде должны поднять село, его экономику, и тогда в школах будут звенеть детские голоса. Молодежь останется в селе, если увидит выгоду там. Человек хочет жить в достатке, и это ему надо дать. Современные коммуникации, Интернет стерли расстояния и границы. И, конечно, хорошие дороги, газ и вода - вот что нужно для села. Создать в селе городские условия, и незачем тогда ехать в город.
Важно поддерживать так называемые селообразующие предприятия: СПК или ОАО, - и тогда будут жить и село, и школа, и больница, и детский сад. Надо сказать спасибо сельским учителям, живущим на родине. Сегодня городские школы переполнены, и хотя уровень преподавания высокий, но родители нанимают репетиторов. А в сельских школах детей меньше, и знания у них не хуже, чем у городских. Ведь каждый день надо готовиться к урокам, это как репетиторство. То есть тут другая крайность.
Перспективы у села есть. Государство вынуждено будет мощно поднимать село, так как оно кормит всех. Это судьбоносный сектор экономики такой страны, как Россия. А школы никто не будет закрывать, даже малокомплектные. Есть обратные примеры, когда селяне возвращаются домой. Дети учатся дома - это спокойствие и безопасность.
И хочу подчеркнуть, что возрождение сел - важнейшее направление государственной политики.
- Как вы считаете, Марина Алексеевна, будет ли когда-нибудь, как раньше, каждый второй костюм пошит из калмыцкой шерсти?
- Раньше говорили так и писали в газетах. И это было правдой. Но времена изменились, рынок диктует свои условия... Вспомните 90-е годы. В сельхозпредприятиях шерсть лежала по 2-3 года, ее либо не покупали, либо приобретали по бросовым ценам. Камвольные комбинаты стояли. Исчез госзаказ. Все это привело к тому, что наши животноводы стали предпочитать разведение овец мясных пород, курдючных. Это давало прибыль. Сейчас структура общественного стада, конечно, изменилась: у нас много животных мясных пород. Но немало и тонкорунных овец, в основном это хозяйства Яшкульского и Черноземельского районов. Тонкорунная шерсть всегда была и будет востребована, в том числе и на мировом рынке, поэтому овцеводство этого направления у нас сохранится. Перспектива есть, мир возвращается к тканям, созданным из природных компонентов.
- Спасибо, Марина Алексеевна, за содержательный разговор, исчерпывающие ответы.

КОММЕНТАРИИ:

Геннадий Кулик, депутат Государственной Думы ФС РФ, член Высшего совета партии "Единая Россия":
- За два последних созыва Марина Мукабенова стала заметным депутатом. Подкупает её целеустремленность, активность в законотворческой деятельности. Душой болеет за свою республику, своего избирателя, пытаясь принести им как можно больше пользы.
Я сам был неоднократно "одномандатником" от Калмыкии, и, естественно, главная проблема здесь касается сельского хозяйства. И хотя Марина Алексеевна не аграрник, но жизнь заставляет вплотную заниматься этими вопросами.
Её позиция по поводу личных товарных хозяйств мне близка. Считаю это наиболее оптимальным вариантом для калмыцких сельчан. В этом случае можно расширить возможности ведения хозяйства и рассчитывать на поддержку государства. Вообще скажу, что сельское хозяйство Калмыкии имеет неограниченные возможности роста. Этот фактор надо использовать максимально.
Батор АДУЧИЕВ, депутат Народного Хурала (Парламента) РК, Герой Калмыкии, фермер:
- Идея интересная. ЛТХ - это личное товарное производство, а ЛПХ - это хозяйство для обеспечения семьи, излишки можно продавать. А ЛТХ - товаропроизводитель, отличается от ЛПХ, которое ведет натуральное хозяйство. В таком варианте часть ЛПХ выходит из "тени" и работает прозрачно, увеличивается налогооблагаемая база. Это выгодно и "лтхашнику", и государству. Очень актуально для Юга России и, конечно, Калмыкии.

Николай КОЛОМЕЙЦЕВ