Где нет любви к литературе, там нет и критики

16-11-2016, 17:24 | Культура

Наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. Налог, который великий человек платит публике. Цензурное сквернословие. Это всё о ней - её Величестве Критике.
Легко ли быть критиком? Грядет ли конец литературной критики? Нам, студентам 4 курса направления "Журналистика", посчастливилось встретиться с удивительным человеком, заслуженным работником культуры РФ, почётным гражданином РК, главным редактором книжно-журнальной редакции АУ РК "РИА Калмыкия" Данарой Дорджиевой. Встреча состоялась по инициативе нашего преподавателя, профессора Раисы Дякиевой, которая предварительно прочитала нам лекцию о теме предстоящей встречи.
Сказать, что встреча прошла очень интересно - ничего не сказать. Данара Басанговна - человек, который не только живёт, но и дышит работой. Не тратя время для знакомства, она сразу начала говорить о состоянии литературного процесса в Калмыкии. Мы узнали из первых уст о проблемах, с которыми приходится сталкиваться сегодня литературоведу. Вот главные тезисы, которые мы выделили из её выступления.

"Литературная критика - око литературы"

Литературоведение оперирует теорией жанров, родами литературы. Критику же необходимо знание истории и теории литературы, чтобы показать положительные стороны произведения и его недостатки. А вот вопрос о недостатках очень сложный. Для того, чтобы их увидеть, надо очень много читать, много знать. Критика - та отрасль, которая практически проецирует научное обозрение литературного процесса к конкретному произведению. Если, к примеру, писать "в этом произведении сюжет такой-то, фабула такая-то, а главный герой вот такой", то вполне естественно, что могут сказать "что это за ученическое сочинение?".
Литература через критику себя сознаёт и развивается. Когда в критических статьях указываются какие-то недочеты, то в следующий раз автор старается их избежать. Так идёт процесс развития литературы. Поэтому критика не может существовать без литературы, но и литература не может существовать без критики.

"Чтобы стать критиком, нужно самому быть творческой личностью"

Быть критиком сложно, нужно самому очень многое прочесть, безукоризненно владеть литературоведческой терминологией, а также понимать специфику и психологию творчества. Чтобы редактировать произведение автора, надо быть чуточку умнее автора. Было бы неэтично указывать на ошибки, не обладая при этом достаточными знаниями. У нас в издательстве работают люди, преданные своему делу. Все приходят на практику в газету, а к нам никто не приходит. А, между прочим, у нас самая стабильная работа. Литературных редакторов очень мало. Люди, которые проработали 30-40 лет, у нас на вес золота.
"Писать-то не о чем"

Меня постоянно упрекают "Вы перестали писать". Ну о чём писать-то? Литературный процесс переживает очень сложное сейчас время. В основном пишут на русском языке.
Ушли из жизни крупные писатели, первое поколение наших замечательных классиков - С. Каляев, X. Сян-Белгин, А. Амур-Санан, М. Нармаев, А. Сусеев, К. Эрендженов, Л. Инджиев, Ц. Леджинов, Б. Басангов, А. Бадмаев, Д. Кугультинов, А. Балакаев и многие другие калмыцкие писатели. Эти писатели довоенного периода стояли у основания калмыцкой литературы и литературного процесса в Калмыкии. Сейчас продолжает трудиться и пишут на калмыцком языке немногие - В. Нуров, Э. Эльдышев. Появилось новое поколение творческих людей, которые пишут небольшие стихотворения, но это скорее самовыражение. Писать нужно так, чтобы это было интересно не только тебе, но и другим, тогда твоё творчество найдёт отклик.
Раньше общество глубоко воспринимало каждое произведение. Когда шли съезды советских писателей, вся страна этим жила. А сейчас мы больше переживаем о выборах в Америке. Литература в нынешнее время стала камерной, для узкого круга.

"Поэзия выживает, если вы не можете не писать"

Раньше государство выделяло деньги, писатели получали гонорары. Он мог жить и писать. Сейчас же писатель, чтобы прокормиться, должен трудиться на работе, которая иногда совершенно не располагает к творчеству. Поэтами становятся только те, кто просто жить без этого не может. Не может не говорить. В остальных случаях поэзия просто не выживает.

Гиляна ЦЕДЕНОВА,
студентка 4 курса направления "Журналистика"