Шаджин лама Калмыкии: «Стараюсь вселить надежду и оптимизм»

13-08-2014, 18:11 | Духовность

- Уважаемый шаджин лама, возрождение буддизма в современной Калмыкии связано с вашим именем, с вашей деятельностью. За прошедшие 15-20 лет в Калмыкии построены новые хурулы, появились новые образованные монахи, новое поколение священнослужителей, которые воспитаны в новой культуре, непривычной для тех, кто живет за пределами республики. Изменился ли буддизм в Калмыкии, изменилась ли буддийская традиция? Можно ли говорить о возвращении к тем религиозным традициям, которые существовали 100 лет назад?

- Шаджин лама: Во-первых, я хочу сказать, что все в мире меняется. Изменились образ жизни, образ мысли, изменился менталитет. Произошли изменения в умах людей. Но учение Будды на протяжении тысячелетий не меняется. Смысл учения, его сущность остаются неизменными. Но в формах передачи учения, в том, как объяснять учение верующим, конечно, изменения происходят.

Основная цель любого религиозного учения это сделать человека добрее. Если в жизни человек практикует доброе сердце, если он хороший и порядочный человек, то это и есть источники его счастья. Повторяя мысль о том, что все меняется, хочу подчеркнуть, что нам хочется жить в комфортных условиях. Все это обеспечивает нам материальный прогресс. И это очень важно. Однако, материальный прогресс не дает внутреннего комфорта, не создает душевного равновесия. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что внутреннее равновесие обеспечивает религиозное, духовное учение, учение Будды. Когда мы говорим о религиозном учении, то мы говорим о способе воззрения. Буддизм, как определенная философия, как определенный способ мышления, раскрывает путь, который ведет к счастью. Буддизм - это не только религиозное учение, постулаты вероучения, это философия, наука. Буддизм - это наука об уме.

Сегодня мы можем заметить, что на земле много заболеваний, связанных с психическим состоянием человека. Наши врачи при лечении дают таблетки. Конечно, это один из методов лечения . Однако эти таблетки не могут полностью излечить или выявить и уничтожить причины заболевания. Кроме того, у многих людей с депрессивным состоянием они вызывают привыкание, становятся для них как наркотики. Современная медицина, к сожалению, не может излечить эти болезни. Буддизм, как определенный способ мышления, может помочь в лечении таких болезней. Буддизм предлагает свои методы лечения и избавления от депрессивного состояния людей. Я не говорю, что буддизм может лечить все болезни, но в лечении болезней, связанных с душевным состоянием, есть положительные результаты. Не только буддизм, но и другие религиозные учения могут влиять на улучшение душевного состояния людей.

Возрождение нашей духовной традиции приносит определенную пользу калмыкам. Мы живем в ХХ1 веке, когда все стремительно меняется. Сто лет назад калмыки жили без машины, телефона, телевидения, интернета, а сейчас нереально представить, что современный человек будет жить по- другому. Самое главное, чистота учения Будды, сущностные наставления Будды не изменились и продолжают в настоящее время приносить пользу миллионам людей.

- Что сегодня представляет калмыцкий буддизм? Каковы его отличительные черты? Является ли Калмыкия столицей европейского буддизма?

- В начале, я хотел прояснить, что нет такого понятия: как калмыцкий буддизм, тибетский буддизм. Есть понятия: калмыцкая буддийская культура, тибетская буддийская культура. С этой точки зрения, есть японская буддийская культура и т.д. Учение, которое даровал Будда, оно одинаково для всех последователей буддизма. Когда мы говорим о культуре, то это понятие связано с обществом.

Буддизм в Калмыкии тесно переплетается с национальной культурой, и в этом особенность калмыцкой буддийской культуры.

Буддизм как учение, как философия, как вера не разделяется. Культура - это жизнь людей, традиции, менталитет. В каждой буддийской стране встречают гостей хадаками. В Калмыкии с белыми, в Монголии - с синими и т.д. Это не связано с религией, это связано с буддийской культурой.

Действительно, калмыки единственные буддисты на европейском пространстве. Многие говорят, что Калмыкия - центр буддизма в России, другие, что центр буддизма в Европе. На мой взгляд, центр буддизма находится в сердце каждого человека. Центр буддизма находится в наших сердцах.

- Буддизм - это мировая религия. Сегодня некоторые мировые религии испытывают кризис. Например, в исламе наряду с традиционными появились радикальные, экстремистские направления. Похожие процессы есть, хоть и не в такой агрессивной форме, и в христианстве. Не появились ли в буддизме похожие проявления радикального толка?

- Я думаю, что радикальных проявлений в буддизме нет. Но в сегодняшнем мире фанатизм есть в любой религии. Я считаю, что те люди, которых мы называем радикалами, экстремистами, террористами, они используют религию в своих корыстных целях. Это неправильно. Радикальные проявления мы можем наблюдать и в России. Многие люди, не понимая и видя эти проявления, приходят к мысли, что ислам - это плохо. Те, кто использует учение в своих целях, они и формируют неправильное понимание религии. Они дискредитируют свою религию, неправильно трактуя некоторые положения вероучения. Большинство людей не читали Коран. Они не знают, что означает на самом деле джихад. Согласно Корану, это означает, что надо бороться с неверием в самом себе, иными словами пытаться устранять свои недостатки. А некоторые радикалы преподносят это, как борьбу с неверными. Так они дискредитируют свою веру. Все это неправильно воспринимают из-за неведения. На самом деле все религии мира проповедуют общечеловеческие ценности.

- Как можно отличить по формальным признакам буддиста. Что нужно сделать, чтобы стать буддистом? Можно ли назвать буддизм стилем жизни?

- Если мы говорим о человеке, который решил стать буддистом, то, в первую очередь, он должен понять, что такое буддизм. Во-вторых, он должен осознать - соответствуют ли его собственные взгляды тем целям и ценностям, которые проповедует буддизм. Только после этого он принимает прибежище трех драгоценностей. Придя под защиту трех драгоценностей - Будды, учения Будды и сангхи - монашеской общины, важно соблюдать основные постулаты духовного учения. Корень этих постулатов - это нравственные принципы, о которых говорил Будда. Соблюдение нравственных постулатов - это та основа, что делает нас настоящими буддистами. Смысл человеческой жизни - быть счастливым. Согласно учению Будды, счастья в этой жизни можно достичь, если практиковать любовь и сострадание ко всем живым существам.

Религия, которая проповедует любовь и сострадание ко всем живым существам, определяет стиль жизни последователей буддизма.

- Замечательные ученые КИГИ РАН сегодня исследуют самые разные аспекты духовной культуры калмыков. В разговоре с ними выяснилось, что несколько лам, религиозных деятелей, которые занимались укреплением связей между Тибетом и Россией, похоронены на обычных кладбищах в разных местах. В ходе общения возникла мысль создать буддийский пантеон, собрать вместе их могилы, захоронить в одном месте, возможно рядом с каким-то религиозным объектом, чтобы было единое место почитания священнослужителей, духовного единения. Многие впервые узнают о них. Насколько это соответствует буддийским канонам? С точки зрения европейцев, это интересно. С буддийской точки зрения, можно ли реализовать эту идею?

- Когда мы проводим мероприятия, я всегда думаю о результате. Я человек реальный. Вы уже ответили на этот вопрос, что больше людей узнают о ламах и религиозных деятелях. Можно это сделать через книгу.

- Ваши ученые уже пишут книгу. А может и через книгу и через этот пантеон можно это сделать?

- Я отвечу так: надо думать с точки зрения результата. Чего мы достигнем и что останется? У каждого человека есть право на собственное мнение. Это замечательно, что возникает много хороших идей. Поэтому я должен встретиться с этими людьми и узнать подробнее, а потом принимать решение.

- Далай ламу очень почитают в Калмыкии. Последний его визит состоялся десять лет назад. Воспоминания о его посещении очень яркие. Что мешает его приезду? Когда состоится следующий визит? Многие партии часто обращаются в своей предвыборной деятельности к этой теме, пытаются использовать образ Будды, визит Далай-ламы в своих агитационных материалах.

- Что мешает? Уровень тех людей в МИД-е России, которые решают вопросы по связям с Китаем, Тибетом. Самое большое препятствие в том, что они не понимают роли Далай-ламы, как Духовного Учителя. Они не понимают, насколько важен пастырский визит духовного наставника не только для верующих, но и для всех жителей. Второе, на решение вопроса влияют российско-китайские отношения. На сегодняшний момент Россия больше слушает китайскую сторону, не принимает во внимание доводы верующих, которые хотят увидеть своего духовного пастыря. В 2011 году Далай-лама снял с себя политические полномочия. Он духовный лидер буддистов. И это не учитывается. Мы каждый год пишем прошения в МИД России. В прошлом году мы снова получили очередной отказ, в котором написано, что Далай-лама продолжает деятельность, как политический и духовный лидер. В данном случае надо говорить о том, что недостаточно аналитики, отсутствует желание учитывать то, что Далай-лама давно не занимается политикой.

Мы верим, что в ближайшем будущем Далай-лама приедет к нам с пастырским визитом. Несмотря на разные политические партии, на разные взгляды, все граждане Калмыкии хотят видеть духовного учителя в Калмыкии. Это духовный вопрос. Я считаю, что политики должны заниматься социально-экономическими вопросами.

Мы оптимисты. Оценивая ситуацию, которая меняется, видя, что идут изменения, в том числе и в духовном плане, в самом Китае, мы верим, что визит состоится. Ведь ныне только там 400 миллионов буддистов.

- В связи с этим о ситуации с Тибетом. Насколько лозунг освобождения Тибета может быть осуществлен в ближайшие 100 лет? Политологи считают, что Китай как сверхдержава будет и далее развиваться. В этом контексте насколько решаем этот вопрос?

-Я думаю, что в ближайшее время Тибет не получит свободы. Тибетцы не требуют полной свободы, отделения от Китая. Они готовы жить в составе Китая, главное, чтобы не было препятствий для сохранения и развития тибетской культуры и религии. Но сегодняшние власти Китая как бы опасаются изменения ситуации в Тибете. В этом вопросе Россия могла быть примером. Россия - большая страна, демократическое государство, в котором живут много народностей разного вероисповедания в мире и согласии. При единой государственной политике развиваются все религии , поддерживаются все культурные традиции. Например, в Калмыкии в последние годы построено много хурулов , в мире и согласии живут представители всех религий. Поэтому я считаю, что Россия могла бы стать учителем в этом вопросе.

- Уважаемый шаджин-лама, назовите три важных достижения в вашей деятельности.

- Самый главный результат моей работы - дарование надежды и оптимизма людям. И в этом плане есть достижения. Всегда стремлюсь, чтобы люди разных национальностей и разного вероисповедания жили в мире и согласии. Это очень важно, чтобы гармония и мир царили в нашем общем доме.

Когда встречаюсь с работниками СМИ, говорю о важности их работы. Прошу журналистов о том, чтобы прежде чем писать, исследовали тему, проанализировали со всех сторон. Как говорил Будда перед тем, как уйти в нирвану : «Не принимайте слепо на веру мое учение. Анализируйте, а потом принимайте учение».