Нам не было равных в джигитовке

31-12-2014, 10:07 | Традиции

Выпустили лошадей. Быстрые, как огонь, они стрелой промчались на волю, взмахивая длинными чёрными хвостами. Калмыцкие юноши ловко догоняли их, закидывали сёдла, взнуздывали. Началась бешеная джигитовка, какой не то, что казачество, на всём Кавказе не знают... Всадники вертелись, стоя во весь рост на скачущих лошадях, скользили вниз головой, неизвестно как, держась телом на крупе, ловили на полном скаку подброшенный хлыст, мгновенно поднимали с земли брошенный головной убор и тут же, мягко взлетая, словно по воздуху, опять держались стоя, словно летели над лошадью, не опираясь на сёдла, пританцовывали, на всём ходу взлетали на круп чужой лошади и через миг опять назад на свою, - ни один знаменитый циркач-акробат не сделал бы точнее и лучше.
Лица у них, как и у зрителей, разгорались, ветер с поднятой мелкопесочной пылью свистел в ушах, попадал в рот.
- Лихо! Лихо! - приговаривал рядом с Ульяновым толстый офицер. (Отрывок из рассказа о I Всероссийской выставке в г. Москве, 1871 г.)
Согласитесь, это выражение чувств идёт из глубины сердца человека, своими глазами видевшего это действо и потрясённого этой степной феерией. Автором этой замечательной литературной зарисовки с участием отца В.И. Ленина Ильи Николаевича Ульянова, который присутствовал на этом событии, описанной в книге "Семья Ульяновых", является известная советская писательница, лауреат Ленинской премии, большой друг Калмыкии Мариэтта Сергеевна Шагинян. В 30-х годах она решилась написать роман-хронику "Семья Ульяновых", где на основе архивных документов г. Астрахани она доказала, что в жилах В.И. Ленина течёт калмыцкая кровь. Причём, если внимательно читать этот роман-хронику, получается, что эта кровь присутствует не только у бабушки, но и у деда Владимира Ильича. К этому я надеюсь вернуться в моей следующей публикации. Но не эта весьма интересная тема сегодня волнует меня, а слова восхищения, сказанные о калмыцких наездниках и теперешнее состояние искусства калмыцкой верховой езды. Есть ли у нас сегодня хотя бы один наездник, достойный этих слов, и способный уникальным национальным мастерством удивить нас и наших многочисленных гостей и туристов? К сожалению, нет!
Этот вопрос возник с новой силой, когда большому составу творческой группы Министерства культуры РК была поставлена задача подготовить театрализованное представление по мотивам эпоса "Джангар" с перспективой показа его туристам и гостям республики.
На днях беседовал с атаманом калмыцкого казачества Всевеликого Войска Донского Эрд-ни Манжиковым о возрождении искусства калмыцкой джигитовки, и как сказал Эрдни Николаевич, такая проблема существует и её надо решать, а пока в казачьем кадетском корпусе г. Новочеркасска учится лишь один (!) воспитанник из Калмыкии. Вот этот юноша на сегодняшний день имеет перспективу овладения мастерством джигитовки и уникального искусства ведения сабельного боя. Это, конечно, хорошо. Но, мне видится, что для полноценного воз-
рождения этого исконно калмыцкого конного искусства необходимо набрать целевую группу из калмыцких юношей и девушек, горящих желанием постигнуть вершины искусства наших предков. Мне кажется, есть два решения выхода из создавшегося положения: первое - направить группу казачат на учёбу в Новочеркасский кадетский корпус, второе - пригласить в калмыцкий казачий кадетский класс опытного тренера, что является менее затратным делом.
К слову сказать, новочеркасские казачата уже сейчас показывают чудеса джигитовки. А ведь когда-то донские казаки учились у калмыков этому искусству! Думаю, что нашим ребя-
ни фола, дай экзотику, тывающие номера, уникальный каскад трюков, зажигательную конную джигитовку. Если всё это соединить с национальными традициями и фольклором, то нам можно рассчитывать на неизбежный туристический бум. В купе с нашими уже существующими замечательными буддийскими архитектурными достопримечательностями это будет, как сегодня выражаются, круто! А калмыцкие наездники, как это делали их славные предки, своей неповторимостью должны стать центральным кульминационным моментом каждого театрализованного представления, призванного удивлять отечественных,
там неплохо было бы поехать на учёбу к ним, с тем, чтобы в дальнейшем возродить калмыцкую конную джигитовку.
Многочисленные туристы и гости, приезжающие в Элисту знают, что мы, калмыки, по сути, - монголы, живущие в Европе и, следовательно, воины и выдающиеся наездники. Но на деле оказывается, то, чем мы якобы должны удивлять наших гостей, кануло в лету, но, я уверен, эта проблема вполне решаема.
Туристам дай артистов, работающих на гра-
зарубежных туристов и многочисленных гостей республики. И тогда, как и в XX веке, со всех зрительских трибун вновь услышите шквал аплодисментов и восхищенные слова: "Лихо! Лихо! и ... круто!".
Анатолий ОЧИРОВ,
хореограф, заслуженный
артист КАССР,
профессор Китайской
Академии искусств