Савр ЭДНЯШЕВ: «Я вернулся всерьез и надолго!»
С однокурсником и другом, одним из основателей легендарной группы «Калмыкия», известным музыкантом и исполнителем, ныне проживающим в Израиле, неожиданно встретился на днях в центре Элисты. Последний раз виделись с ним осенью прошлого года, когда он приезжал сюда, чтобы провести творческий вечер «От первого – до сто первого». Вечер запомнился мне необыкновенной теплотой, в котором приняли участие многие наши друзья юности. За каждым столиком то и дело слышались: «А помнишь?» и взрывы смеха. Многие выходили к микрофону, вспоминали золотые студенческие годы. То были незабываемые минуты.
- Савр, какими судьбами? Бывало, не приезжал в Элисту несколькими годами, а сейчас прибыл в Калмыкию второй раз за последние девять месяцев...
- Просто я вышел на пенсию, стал свободным человеком. И потом я решил окончательно обосноваться в Элисте. Это же мой родной город. Здесь прошли мое детство, юность и молодость. Все самое лучшее у меня связано с моим любимым городом. Есть какие-то мысли по поводу организации вечеров. Хочу завести свою клиентуру.
А еще хотел выразить большую благодарность вашей газете за то, что опубликовали воспоминания моего покойного отца, участника войны, узника Широклага Саранга Дорджакаевича Эдняшева. Материал «За побег из Широклага» опубликован под рубрикой «Солдатские мемуары» накануне 74-й годовщины Победы. Я горжусь своим отцом. Он вместе с несколькими товарищами совершил побег из Широклага на фронт. Но, к сожалению, их схватили, судили и отправили отбывать тюремные сроки. Поэтому эта тема, которую ты описываешь, Василий, в своей книге «Калмыки, помните про ссылку!», мне особенно близка. Я прочитал твою книгу на одном дыхании. Находясь под впечатлениями, навеянными после очередного прочтения воспоминаний отца, я написал песню посвященную ему.
- Поддерживаю тебя, Савр, в этом. Наша молодежь должна знать историю, подчас горькую, своего народа. К слову сказать, недавно узнал, что в Калмыкии уже нет в живых ни одного узника Широклага.
- Да, это печальное известие. Поуходили из жизни наши отцы и матери, аавы и ээљи, светлые люди, ни за что пострадавшие от сталинских репрессий. До тех пор, пока не будет реабилитирован последний пострадавший в этой трагедии, причем не только морально, но и материально, ничего не изменится. Ты знаешь, в Израиле платят тем евреям, которые не пострадали, а просто находились под фашистской оккупацией. А мы пострадали поголовно. Потеряли - скот, дома, имущество, родину, близких. Мы все потеряли. Но нам ничего не платят. Отобрали все по озлобленному и несправедливому обвинению. Не отдав ничего взамен. И до тех пор, пока нам все не возместят и не будут принесены извинения, говорить о реабилитации репрессированных народов, на мой взгляд, преждевременно.
- Темой депортации я занимаюсь давно. И всегда хочу докопаться до истинных причин выселения калмыков и других народов. Разные версии существуют. А что думаешь ты?
- Я не историк по образованию. Но, как мне кажется, на какие-то мысли может натолкнуть книга знаменитого авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева «Цель жизни». Он там описывает, как в предвоенные годы руководители партии и правительства, известные люди встречались с Гитлером, Риббентропом, Герингом и другими руководителями фашистской Германии. К чему это я? Хочу сказать о двойных стандартах. Они никогда не объяснимы. Почему тогда советские руководители партии и правительства встречались с фашистскими военачальниками, заключали с ними договоры и пакты. Тогда они для нас были хорошими. Потому что СССР вместе с Германией терроризировали Европу в виде Молдавии, Польши, Прибалтики и других стран. Вот такие народы корежили! Чего уж там о нас, малочисленных калмыках, говорить? Услышал Сталин о том, что кто-то там из калмыков сотрудничает с немцами и отправил весь народ в ссылку. У сталинского правительства был колоссальный опыт по уничтожению не только малочисленных, но и больших народов. Вот такие нелюди и изуверы стояли у руля власти.
- Перейдем к сегодняшним насущным проблемам. Что тебя огорчает в жизни республики?
- Миграция. Из-за отсутствия рабочих мест, маленькой зарплаты, неустроенности быта уезжают из Калмыкии с большой прогрессией. И многие оседают за пределами Калмыкии навсегда. Мы с тобой жили в советское время. Считаю, что нам посчастливилось, что жили и росли в эту эпоху. А сейчас? Республика становится все малочисленнее. В калмыцких семьях стало принято заводить одного, ну, максимум двух детей. Женятся не на калмычках, выходят замуж не за калмыков. Для нас, малочисленного народа, это гибельно.
Нельзя не сказать пару слов о бедственном положении калмыцкого языка. Он умирает на глазах. Если не предпринять радикальных мер по его сохранению, боюсь, что лет эдак через двадцать-тридцать он канет в Лету. Многое зависит от семьи. Там ребенок должен получить базовые знания родного языка. Считаю, что неправильно преподают язык в школах. Учат по учебникам, изданным 30-40 лет назад, когда была совершенно иная языковая ситуация. Заставляют учить наизусть тексты, смысл и содержание которых ребенок не знает. Сейчас, когда над нашим языком нависла реальная угроза исчезновения, надо в корне менять подходы к изучению родного языка. Надо отбросить программы, принятые несколько десятилетий назад, рассчитанные на учащихся, знавших свой язык. Мне кажется, надо увеличить количество часов родного языка и приглашать на уроки креативных людей, хорошо знающих язык. И они должны в течение отведенного времени просто и интересно говорить с детьми по-калмыцки, увлеченно разыгрывать с ними сценки, проводить веселые игры. Я не случайно выше сказал, что к обучению калмыцкого языка, как, впрочем, любого предмета, надо привлекать креативных людей, которые должны говорить на любые темы. Потому что подрастающее поколение настолько развито, что если к ним придет «серый» человек и начнет что-то бубнить под нос, они его просто слушать не станут.
Сейчас говорят, что подрастающее поколение прекрасно знает английский язык в отличие от нашего поколения. Почему? Выходит, им знать английский язык намного интереснее, чем калмыцкий язык. И надо воспользоваться этим. Как? Предлагаю теперь делать акцент с калмыцкого языка на английский язык. Минуя русский язык, так как русский они и так знают. Это будет гораздо полезнее. Потому что в большей части развитых государств стараются привить в обществе, помимо государственного языка, еще и английский язык.
И стимулы, обязательно стимулы! Иногда я встречал калмыков за пределами республики и задавал вопрос: «А почему не знаете и не стремитесь знать родной язык?» И они отвечали: « А зачем? Что это мне даст?» Вот где кроется истина! А вот если бы в нашей республике приняли закон, согласно которому гражданам, независимо от национальности, знающим калмыцкий язык, прибавляли зарплату, тогда, может быть, ситуация с языком и улучшилась бы.
- Но не все так у нас плохо, Савр. В последние годы вижу, что все больше людей приобщаются к религии. А это залог того, что это положительно будет влиять на нравственность общества.
- А ты знаешь хоть одну страну, которая бы подняла свою экономику на основе религиозного оздоровления? Вот называют страны исламского радикализма - Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Сирия и другие государства. Но должен сказать, что они вначале осуществили подъем экономики. Потому что религия никогда не была созидающим началом. Поэтому не согласен с теми, кто говорит, что в случае возвращения к религиозным корням, у нас будет все хорошо. Не будет! Ты будешь также бедствовать и прозябать. Поезжайте в Таиланд или Непал и убедитесь в этом. Они бедные. И буддизм им не помогает! Они говорят, что они счастливы. Окей, что вы счастливы! Вам нравится жить в такой нищете? Бог с вами!
- Поделись, Савр, с нашей молодежью мыслями, что ты вкладываешь в понятие «правильно жить»?
- Надо жить так, как Церен Балзанов, говоривший о том, что по твоим словам и поступкам будут судить о всей нации. Если создадут о нас плохой имидж, то так и будут судить о целой нации. Вот это наша молодежь должна всегда помнить и всеми своими делами и помыслами повышать имидж своей республики.
Василий ШАКУЕВ