Вечная тема любви

13-01-2015, 17:41 | Культура

К известной фразе "Театр начинается с вешалки" можно добавить: "...и с ожидания зрителя в предвкушении прекрасной постановки и хорошей игры актеров". Но особенное настроение возникает, конечно, в преддверии премьеры.
Забегая вперед, скажу, премьера пьесы Баатра Басангова "Ээждн дун" в постановке Сергея Бурлаченко в Национальном драматическом театре имени Б. Басангова оправдала зрительские ожидания. Очень интересное прочтение произведения калмыцкого классика оставило хорошее, даже отличное настроение. Казалось бы, хрестоматийная история материнской любви - вечная тема, и что еще нового можно в неё привнести?
Но Бурлаченко нашел свой, креативный, подход к произведению классика. Он расширил тему и внес свое видение любви матери к сыновьям - безграничной, временами, ради сохранения жизни ребёнка, безрассудной: "Я тебя родила и вскормила своей грудью не для того, чтобы ты отдал жизнь за советскую власть! Кому я могу сказать свое последнее слово? Кто закроет мои глаза и похоронит?". Мать у режиссёра мудрая, пришедшая к пониманию, что есть общее горе, и от него надо всем вместе защититься и пойти на самопожертвование.
Очень убедительно сыграно, когда Булгун, пытаясь отговорить сына, в то же время собирает его вещмешок. Когда мужественно и стойко переносит своё горе - известие о смерти Долана, издав лишь мгновенный вскрик отчаяния.
Сколько испытывает нежности к сыновьям, хотя не согласна с их пониманием долга и мужества. С какой любовью защищает младшего Пюрвю от шутливых нападок старших братьев.
Благодаря прекрасной игре Ольги Надвидовой, сумевшей донести цельный образ матери, спектакль держит зал в напряжении. Актриса играет на таком эмоциональном уровне, что не оставляет зрителей равнодушными к происходящему на сцене.
Хорошо подобрана музыка к постановке. Как вступление звучит скрипка. Она играет мелодию песни "Ээждн дун", приглашая нас быть свидетелем щемящей душу истории. Мелодия вообще проходит лейтмотивом спектакля. И только где-то в конце мы услышим саму песню в исполнении женщин, она для нас прозвучит как гимн матери. Женщины поют, и мы вместе с ними грустим об ушедших на войну сыновьях. Они поют, и мы скорбим о погибших.
Очень продумана сценография спектакля и всё замечательно оформлено художником-постановщиком Еленой Варовой. На заднем плане фон из синего неба, утверждающий вечность Вселенной, где человек - песчинка. А степь - это то, к чему мы должны стремиться и защищать.
Временами декорация меняется, и мы видим сгоревший планшет с полевой картой как напоминание о войне и опаленных её пламенем человеческих судьбах.
Как бы ни менялись декорации, неизменно в глубине сцены присутствует алтарь с лампадкой, символизирующей нашу веру, непоколебимую при всех невзгодах и радостях человеческого бытия.
По ходу спектакля, воспользовавшись техническими возможностями, Сергей Бурлаченко к отдельным мизансценам подошел креативно. Картинки на заднем плане, гибель Эльды, письмо Бамбы усилили драматургию. А сцена встречи Темир-Ленг-хана с Матерью наполнила содержанием философию сказки. Монументальность в исполнении Вячеслав Хургунова и самопожертвование, сыгранная героиней Тамары Палтыновой, подкрепили мысль режиссёра о силе любви Матери. Но сама сказка, рассказанная Сян-Белик, является последним доводом в ее желании оставить сына рядом.
Хорошей игре Ольги Надвидовой поспособствовали ее молодые коллеги. Ребята играли азартно и увлеченно. При своей внешней фактурности Бюрча Оргадыков выглядел очень солидно. Он сумел передать образ старшего брата, и, похоже, эта роль Бюрче была по душе.
Как всегда, многопланово отыграл, нет, скорее всего, прожил жизнь Эльды восходящая звезда нашего театра Очир Такаев. С присущей ему ироничностью он играет среднего сына Сян-Белик, но зритель в самой фигуре, движениях, репликах героя чувствует трагичность его скорой гибели. Такие ребята, как Эльда, всегда выступают в первых рядах, и самые первые погибают в бою. Их жизненный девиз: "Наш долг - защищать Родину, и если надо, я готов за неё отдать жизнь".
Очень старался и молодой актер Гаря Сарангов, а его молодой возраст дает надежду на хорошее будущее.
Отдельно хотелось бы выразить свое восхищение старшим поколением Национального драматического театра имени Б. Басангова. Так отыграть эпизод, показать матерей в тяжелую пору, передать их одиночество, переживания об ушедших на войну сыновьях и мужьях, скорбь и сострадание к потерявшим родных людям могут только большие мастера сцены.
Когда зритель видит, как Валя Нимяева, сочувствуя Сян-Белик, плачет, вытирает слезу концом платка, он забывает, что это игра, и думает: это сама жизнь.
Реплики Нины Бариковой, Татьяны Кожиевой, Айсы Мацаковой и все той же Валентины Нимяевой наполнены народным юмором и, несмотря на полный драматизм самой сцены, вызывает смех, улыбку. В душе зрителя появляются светлые чувства, он проникается нежностью ко всем матерям. А песня "Ээждн дун" в исполнении массовки превращается в реквием материнской любви, и зрители выражают свое восхищение данной сценой аплодисментами, что для массовки явление редкое.
В "Монологе" Томаса Сакалаускаса - книге о жизни и творчестве театрального режиссера, основателя Паневежисского театра Юозаса Мильтиписа - есть такое определение сущности театра, предназначения актера: "Актер не может опираться на титулы, звания, степени. Не может кичиться стажем и в будущем видеть себя в ореоле славы. Движение - это жизнь, покой - это смерть. К тем, кто способен на движение, театр относится взыскательно, но по-доброму. К другим, окаменевшим, омертвевшим, театр взыскателен и суров".
Премьера показала Национальный драматический театр имени Б. Басангова и его актёров во главе с художественным руководителем Борисом Манджиевым в движении и творческом поиске. А нам, зрителям, остается только одно - ждать новых спектаклей и новых творческих удач. Ведь театр начинается не только с вешалки...

Вячеслав МАСЛОВ,
п. Ики-Бурул