Ветер кармы, наш Ум, тайная доктрина Наропы

28-11-2019, 09:18 | Современник

Гленн Муллин - всемирно известный буддолог из Канады, участвовал в буддийском форуме в г.Элисте, и нам удалось встретиться и побеседовать с ним. Его доклад на форуме назывался «Йога внутреннего огня (Туммо): тайная практика Наропы», содержание которого ценно для подготовленных читателей, практикующих буддистов, но профессор и учитель тантристского учения коротко рассказал нам о сознании ( душе) и практике учения, достоинства которого признавал великий Дже Цонкапа... Подача Глена Муллина про наш Ум оригинальна, заставляет задуматься. (Переводил доктор исторических наук, профессор Назарбаев университета Николай Цыренпилов.)
Говоря об истории буддизма в Тибете, нужно разделять её на 2 этапа: надар - ранний этап (примерно – V-X века), тогда в Тибет пришла старая традиция, ассоциирующаяся с Падмасмбхавой, чидар - поздний этап, начиная с X века, и тогда сформировались другие школы - Сакью, Кагью, и в одной из этих школ Кагью «Шесть йог Наропы» получили особое распространение.
Вообще есть различные линии передачи Шести йог Наропы, потому что Наропа имел много учеников, и существуют различные школы, традиции, и передача именно в традиции кагью Шести йог Наропы стала характерной чертой, как отпечаток пальца.
Если говорить о Шести йогах Наропы и их связи с Гелугпой, нужно помнить, что Карма Кагью разветвленная традиция, развилась на 12 субтрадиций, в частности, лама Цонкапа - основатель традиции Гелуг, получал посвящение по линии Дрикунг Кагью. Таким образом Шесть йог Наропы - в интерпретации Дрикунг Кагью стали частью традиции Гелуг.
Вообще нужно помнить, что Цонкапа синтезировал множество традиций, создавая новую школу, соединял лучшие традиции и достижения старой школы - и получили название генден, как монастырь Ганден. И линия йоги Наропы распространилась в основном по линиям Панчен-ламы и Далай- ламы.
Поначалу Гелуг не была самостоятельной школой, а движением, которое комбинировало разные школы, и понадобилось одно человеческое поколение, чтобы стало самостоятельной школой, направлением. Секрет успеха Гелугпы очень интересен: в других школах, существовавших в то время, был упрощенный подход к образованию: 3-4 года и всё. Поскольку Цонкапа и его ученики опирались на программу обучения монастыря Жалу школы Сакья, где была 12-летняя программа обучения, и она стала стандартом и родителям, отдававшим детей на обучение, такое нравилось - Гелугпа получала всё большую популярность.
Еще одно объяснение успеха традиции Гелугпы, ставшей большой доминирующей традицией в Тибете, заключалось в равенстве предоставления образования. В других традициях аристократам, как правило, давалось больше привилегий, они шли первыми. В Гелугпа критерием, основой отбора были таланты учеников и их усилия. И такой подход способствовал популярности школы среди родителей, и все понимали, что у детей есть шансы стать большими людьми. В Тибете бытовала поговорка: «Тот, кто займет место/трон первого человека в Гелугпе, в первую очередь, зависит от матери». Как мать воспитает ребенка, так он пойдет дальше.
Лучшей иллюстрацией этой мысли является история первого Далай-ламы, который родился в бедной семье кочевника (в Тибете есть и оседлые). В возрасте 7- 8 лет он практически осиротел, в общем, такое сложное начало, и к 30-40 годам он становится одним из самых влиятельных лам во всем Тибете.
В традиции Ньигма, как правило, передача религиозного авторитета, идет по родственной линии: от отца к сыну, от дяди к племяннику, в Карма Кагью только выходцы из аристократических семей имели шанс занять почетное место в религиозной иерархии, а в традиции Гелугпа этого нет, любой ребенок из бедной, простой семьи при наличии таланта, стараний мог стать главой монастыря, иерархом.
И вот еще одно объяснение, почему Гелугпа приобрела международный формат, и монголы массово стали обращаться в Гелуг. Они могли оценить демократичность, так как были иностранцами в Тибете, не имели привилегий. Гелугпа давала возможность получить блестящее образование и продвигаться в учениии.
Еще одним прекрасным примером демократичности является Зая-Пандита, который, как известно, имел ученый титул раджамбы, в те времена одному геше в год присваивали такой титул. Представляете, какая была очередь? Тем не менее Зая-Пандита получил ученое звание, не будучи тибетским аристократом, не имея привилегий.
Каждый год почетные титулы дорампы, цогрампы, карампы - менее престижные в системе геше, получали гораздо больше людей. Но раджамаба - один раз в год.
Несмотря на успехи Гелугпа, в Тибете другие традиции были широко представлены и развивались, и возвышение Гелуг их не заблокировало. Так говорили в Тибете: «В каждой долине своя школа, свое направление».
Существует прямая линия между Миларепой и Цонкапой, потому что у Миларепы был один из блестящих учеников - Ганпопа, в свою очередь, у Ганпопы - много учеников, и был один - Пагмо Друпа, которого он выделил из всех и передал ему свою корону. Пагмо Друпа передал свои религиозные права, основные посвящения традиции Дрикунг Кагью, а эта традиция переходит в Гелуг.
Цонкапа имел некоторые предубеждения по отношению к Карма Кагью, потому что это была единственная традиция, в которой иерархи получили корону (знаменитые черные короны Кармапы) от императора династии Мин. Такие же короны (шапки) получили и другие иерархи, даже и внутри Гелугпа, но не черные, и они не носили их публично. Только кармапы, не таясь, носили этот атрибут.
У многих тибетцев, Цонкапы было четко выраженное желание дистанцироваться от Китая, он подчеркивал свою духовную самостоятельность. Поэтому он выбирает Дрикунг Кагью из всех школ, потому что она была лишена прокитайской ориентации и менее политизирована. Есть такие ринпоче Гарчен, Чецанг из традиции Дрикунг, два учителя регулярно бывают в России, не знаю, были ли они в Калмыкии. Карчен бежал из китайской тюрьмы, ему 80 с лишним лет, активно ездит, дает посвящения. Он живет в США, Че Цанг сейчас - во главе традиции Дрикунг.
О шести йогах Наропы и Туммо - йоге внутреннего тепла, которому большое внимание уделял Дже Цонкапа.
Вообще все тантрические практики можно разделить на 2 этапа: керим - зарождение - ритуалы, мандала, чтение мантр и дзогрим - завершение. Оба этапа в качестве основы имеют метод Туммо. На стадии зарождения очень важно избавиться от концептуального видения вещей, т.е. присваивания каких-то характеристик, ум, как правило, воспринимает реальность, помещая их категории, или субкатегории, как в маленькие коробочки.
В Индии в традиционные времена мастера и йогины, как правило, достигали совершенства в какой-то одной тантре: демчог - Чакрасамвары, джиджед - Ямантаки, сандуй - Гухьясамаджи. Но вот Тилопа, чьим воплощением является шаджин-лама Калмыкии, как и Цонкапа, в свое время синтезировал элементы из разных тантр - и собственно, так появляется Шесть йог Наропы. А вот практика Туммо взята из тантры демчог из Чакрасамвары.
Главная идея Туммо в следующем: наши ум и тело представляют собой психофизический комплекс химии тела, мозга. Туммо - это как бы работа регулирования деятельности психофизической системы. Этот комплекс делится на два типа: мужской и женский, поэтому у женщин свои подходы, мужчин - свои. Главное - понять, что без задействования ресурсов психофизического комплекса, в том числе телесных, наша способность достичь просветления очень слаба.
Как это происходит? Женские и мужские элементы находятся в каждом теле. Технология женских и мужских элементов тела, в женском - восходящая чакра находится в пупочной области, или солнцеподобная, в мужском – нисходящая, находится в теменной части головы. И встречные потоки рождают эффект Туммо.
Восходящая кверху женская энергия связана с аспектом мудрости, нисходящая энергия - олицетворяет элемент метода. В общем, вот это взаимодействие усиливает ваджрное тело, совокупность наших каналов, элементов, и это можно сравнить с тем, как вы медитируете, катаясь на скейтборде, или внутри космического корабля. Эта мощь рождается из эффекта Туммо.
Медитация, которая комбинируется с Туммо, считается, что заменяет 100 лет обычной медитации без задействования этих ресурсов. В ней важны два аспекта: один - осознание того, что у нашего ума есть естественное излучение, так скажем, естественный свет нашего ума, второй – то, как мы воспринимаем мир, восприятие мира - это как бы возмущение, волнение в этом свете, который излучает наш ум. Все равно, что сравнить белый экран с нашим умом, а луч, который рождает изображение, - со вторым аспектом. Практика Туммо она тоже включает в себя осознание вот этого света, исходящего из нашего ума, - ума, преисполненного света, потому что ум и его природа есть свет. И в то же время вот эта драма, которая происходит в связи с возмущением света, она рождает мир вокруг нас, весь это мир есть наш ум, который возмущен вот этими колебаниями.
Самое главное: суть Туммо заключается в том, что мы должны понять, и полностью постичь, что вот этот свет (первый аспект), свет, исходящий из нашего ума, - это есть наша истинная природа, - то, чем мы на самом деле являемся. И мы также должны понять, что это возмущение, которое врывается в этот свет, - это мир вокруг нас, то есть суть нашего ума - это возмущение, рябь на ровном свете, а наше истинное Я - свет. В тот момент, когда мы осознаем полностью, мы становимся буддами.
В Шести йогах Наропы три первые йоги - это и собственно есть путь к Просветлению, который мы должны пройти, остальные три - это план «Б» - запасной путь, если три первые не удалось реализовать.
Если с тремя первыми йогами понятно, что это путь просветления, зачем нужна четвертая? Когда вы понимаете, что вы не овладели эти тремя йогами, ну не получилось у вас. Человек умирает и попадает в бардо (состояние между жизнью и смертью), и здесь появляется великолепная возможность получить второй шанс, потому что здесь он четко понимает суть всего происходящего. Самое главное – удержать свое внимание, вообще в бардо его тяжело удержать.
Надо оговориться, что йога бардо была изобретена учителем Карма Лингпа, который сам побывал в бардо, понял все аспекты существования там и разработал и практиковал эту йогу. Он говорил, если вы Туммо не овладели и хотите заняться бардо йогой во время смерти, лучше этого не делать. Это очень опасно: все равно, что управлять трансконтинентальным Боингом, не имея квалификации пилота.
Чем вы рискуете? У вас есть один шанс, по сути, иначе ветер кармы унесет вообще непонятно куда. Если у вас есть уверенность в собственной практике Туммо, то бардо сулит огромные возможности - самый прямой путь достижения Будды, уйти в нирвану. Если не получается с четвертой йогой - йогой бардо, то есть пхова - перенос сознания. Суть пховы - надо иметь осознание во время умирания, надо сосредоточить видение сознания и направить его через макушку наверх, тогда вы вообще перепрыгиваете через бардо - и сразу попадаете в очень благоприятное, хорошее место, где у вас будет возможность после этого уйти в нирвану.
Ну и последняя шестая йога: когда человек умирает, и его тело не может больше функционировать. Но есть люди, у которых исчерпана карма (тела еще целы, не разложились), и в Тибете йоги использовали такую возможность. При перемещении их сознания в это тело, тело оживало и становилось живым человеком.

Менке КОНЕЕВ