В СОФИИ ИСЧЕЗЛА НАДГРОБНАЯ ПЛИТА С МОГИЛЫ КНЯЗЯ ТЮМЕНЯ

22-05-2020, 15:15 | Общество

На днях в редакцию газеты «Хальмг үнн» обратилась Руководитель театра костюма и платики Татьяна Милованова, которая сообщила, что на городском кладбище г. Софии (Болгария) исчезла надгробная плита с могилы известного калмыцкого князя Сереб-Джаба Тюменя.
История этой плиты разворачивается на протяжении последних трех лет, когда инициативная группа калмыков, проживающих в Европе, помогла разыскать потомков калмыцких князей Тундутовых во Франции. К слову сказать, этот факт так вдохновил и ту, и другую стороны, что наши земляки из Северной Ирландии Евгений Дацко, Занда Манджиева и Елена Браун из Англии, создали поисковую группу «Аймак» и продолжили работу по поиску родственников видных калмыцких деятелей, проживавших в эмиграции, а также исторических артефактов, связанных с их именами. В 2018 году они задались целью найти захоронение Гари Балзанова, который был похоронен в Болгарии. К сожалению, могилу известного калмыцкого зайсанга Ульдючиновского рода разыскать не удалось, но на городском кладбище Софии была обнаружена надгробная плита с могилы Сереб-Джаба Батыковича Тюменя, последнего атамана Казачества Калмыкии. Удивительно, прошло более 80 лет, а плита сохранилась, да к тому же в очень хорошем состоянии! Сохранились и четко просматривались надписи сделанные на русском языке «Здесь хранится прах князя Сереб Джаб Батыковича Тюмень 29.V.1881 г. - 19.I.1937 г.» и на старокалмыцкой письменности «тодо бичиг» «Торһуда нойн Сереб Җаб Түмэн» (торгутский нойон Сереб Джаб Тюмень). Вверху слева и справа выгравированы две буддийские ваджры, а в правом нижнем углу — инициалы «отъ К.Д.».
Как сообщает Елена Браун «на фотографиях, присланных из Болгарии, мы увидели, что надгробие лежит, завалившись на бок. Попросили Пчелинцеву Т. и сестер Бендеровых К. и К., благодаря которым нашли захоронение Тюменя, найти мастера для его ремонта. Но в архиве кладбища им сказали, что плита лежит на чужой могиле, а само место захоронения Сереб-Джаба Тюменя находится в нескольких метрах от нее, и там из-за неуплаты были похоронены другие люди. Тогда мы направили письмо директору кладбища с просьбой объяснить ситуацию и помочь в решении проблемы». На это послание наших земляков пришел следующий ответ: «С. Тюмень был похоронен 22 января 1937 года. 12 февраля 1945 г. из-за неуплаты там была похоронена женщина. На протяжении многих лет в том же месте были похоронены еще три человека. 12.12.1991 г. могила оплачена одной из них на вечные времена. Изъятие останков Тюменя невозможно из-за того, что право владения имеют наследники другого лица и похороны были совершены 82 года назад. По той же причине размещение памятника умершему С. Тюменю невозможно. Установка памятников, плит и др. постоянных надгробий на соседних дорожках и рядах также запрещена». На запрос о возможности выкупа участка, где находится плита, и символического перезахоронения князя Тюменя также пришел отрицательный ответ.
Между тем в ходе переговоров директор Центрального Софийского кладбища дал согласие на то, что плиту можно было забрать. Поэтому группой «Аймак» было принято решение любым способом спасти надгробную плиту, как значимый исторический артефакт для калмыцкого народа, и перевезти ее на историческую родину Тюменей — с. Речное Астраханской области. Весной нынешнего года планировалось провести кенатаф (символическое захоронение) возле Хошеутовского хурула. Посредством Координационного совета организаций российских соотечественников в Ирландии, группа «Аймак» обратилась в российское посольство за помощью в транспортировке. 30 марта нынешнего года пришел ответ из Посольства Российской Федерации в Болгарии от посла А. Макарова, в котором говорится что «сотрудники посольства в ходе посещения нашли и опознали данную плиту. В беседе с директором кладбища было выяснено, что она не была перемещена и плита находится на могиле С.-Д.Б. Тюменя. Перемещение нынешней плиты с территории ЦСК возможно лишь при условии получения официального письменного разрешения администрации городского кладбища и установки на данной могиле новой плиты». Инициативная группа, получив такой ответ, была в крайнем смятении, ведь год назад директор кладбища говорил им одно, а в этом году представителям российского посольства другое. Где правда, а где ложь? – удивляются наши соотечественники. Но далее развернулся настоящий детектив. Мало того, что карантин сорвал все планы по вывозу плиты на этот год, так еще буквально на днях поступила информация из Софии о том, что надгробная плита князя Тюменя бесследно исчезла! Администрация Центрального кладбища Софии разводит руками. Инициативная группа сразу же обратилась в МИД России, так как вопрос о вывозе плиты был на контроле в Комиссии по Делам казачества. Земляки из группы «Аймак» в недоумении, плита бесхозно пролежала 80 лет и как только проявились заинтересованные лица, она таинственным образом исчезает. Быть может это проделки ЦКС!? Или как это понимать? Ведь еще, буквально, в марте она была на месте и представители Посольства ее лицезрели! Остается только предполагать и надеяться, что плита все же будет найдена и доставлена в Калмыкию в целостности и сохранности! Хочется выразить огромную признательность группе «Аймак» за их деятельность и выразить солидарность в этом вопросе! Считаем своим долгом поставить в известность общественность Калмыкии.

Намру МАНДЖИЕВ

Справка «Хальмг үнн»
Сереб-Джаб Батыкович Тюмень, известный в народе как Герой Батыкович Тюмень, – один из ярких представителей знаменитой калмыцкой аристократической фамилии князей Тюменей, ведущих свое происхождение от младшего брата Чингис-хана Хасара. Он был достойным потомком образованнейших для своего времени людей: Батур Убаши Тюменя – писателя-историка, переводчика, архитектора (Хошеутовский хурул), гвардейского офицера, участника Отечественной войны 1812 года, Сербеджаба Тюменя – командира Второго калмыцкого астраханского полка. Но судьба Сереб-Джаба, как и его младших братьев Андрея и Томюра, была более драматичной, чем у прославленных предков. Он родился в 1880 году, был как и Данзан Тундутов, одним из активнейших сторонников перевода волжских улусов в казачьи структуры. В мае 1907 года нойон Сереб-Джаб Тюмень был избран депутатом II Государственной Думы от калмыков Ставропольской и Астраханской губерний. Был в составе Астраханского земского управления. В декабре 1917 года входил в казачий круг, заседавшего тогда в Яшкуле. Во время гражданской войны Томюр, которому было от роду 17 лет, был зверски убит большевиками, а Сереб-Джаб вместе с младшим братом Андреем (Мергеном) эмигрировал в Турцию, откуда братья перебрались в Болгарию. Первым скончался Мерген, а 19 января 1937 года умер и Сереб-Джаб Тюмень. В 15-м номере эмигрантского журнала «Ковыльные вести № 15» поместили заметку о его похоронах. В ней говорится, что «прощальную службу совершал Бакши Мурцынов, а речь, посвященную памяти покойного, произнес полковник Гаря Балзанов, бывший окружной атаман Маныческого отдела астраханского войска: «Он был всеми калмыками безгранично любим, уважаем; всегда думал о благе своего народа, жил одной мыслью об освобождении и возрождении своего народа из-под красного ига и до последних дней своей жизни мечтал только об этом».

На фото (сверху): Надгробная плита с могилы князя Сереб-Джаба Тюменя в г. Софии.

На фото (снизу):
Родословная нойонов Тюменей;
Темир, Сереб-Джаб, Мерген (слева направо стоят), Нимен-Делик (сидит);
представители гр. "Аймак" в Софии. 30.01.2019 г.


В СОФИИ ИСЧЕЗЛА НАДГРОБНАЯ ПЛИТА С МОГИЛЫ КНЯЗЯ ТЮМЕНЯ
В СОФИИ ИСЧЕЗЛА НАДГРОБНАЯ ПЛИТА С МОГИЛЫ КНЯЗЯ ТЮМЕНЯВ СОФИИ ИСЧЕЗЛА НАДГРОБНАЯ ПЛИТА С МОГИЛЫ КНЯЗЯ ТЮМЕНЯ