Росреестр: в ногу со временем

04-03-2015, 09:48 | Экономика

В октябре 2014 года приказом министра экономического развития РФ на должность руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (Управление Росреестра по РК) назначен П.В. Какунов. Вашему вниманию мы представляем его первое интервью республиканским СМИ. В беседе с нашим корреспондентом Петр Васильевич рассказал об итогах прошедшего года и планах на текущий, 2015 год.
- Петр Васильевич, позвольте поздравить вас с назначением на новую должность и пожелать удачи на новом месте. Вы, конечно, уже освоились в новой должности, и поэтому, вкратце расскажите об итогах 2014 года.

- Как известно, в сфере недвижимости я человек не новый, а последние годы руководил подведомственным, уже возглавляемому мной территориальному органу Росреестра, Калмыцким Филиалом федеральной кадастровой палаты. Поэтому согласно своему положению принимал самое непосредственное участие в жизни Росреестра - как в его отдельных мероприятиях, так и в масштабных реформах недвижимости. Что касается самого вопроса, то сначала отмечу, что наша работа в области кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость целиком и полностью зависит от уровня организации и развития местных территорий, а также от активности населения и бизнеса в части оборота недвижимости и приведения в порядок документов на нее.
Пока особых перемен в этой сфере мы не наблюдаем, хотя данные в целом неплохие: более 96 тысяч заявителей обратились за государственной регистрацией прав на свою недвижимость и оформлением сделок с ним; регистраторами совершено свыше 65 тысяч регистрационных действий, большинство из которых - (28594-43 %) в отношении земельных участков; по договорам передачи жилья в собственность зарегистрировано 1513 прав и 1829 граждан, в так называемом упрощенном порядке зарегистрировали свои права на соответствующие объекты недвижимого имущества; за получением различных сведений государственного реестра прав физические, юридические лица, а также органы власти обращались 41735 раз.
Помимо этого, согласно иным полномочиям Росреестра, специалистами Управления проведено 1235 проверок соблюдения земельного законодательства и по выявленным его нарушениям на виновных в административном порядке наложен штраф на общую сумму 705,3 тысяч рублей. По материалам проверок в сфере контроля и надзора за деятельностью арбитражных управляющих по исполнению законодательства о банкротстве на последних наложен штраф в размере 125 тысяч рублей.
- Расскажите, что делается для сокращения сроков оказания государственных услуг и повышения качества их предоставления.
- Эти вопросы мы соизмеряем с задачами, которые перед нами 10 октября 2014 года поставило правительство страны в своем решении о целевой Программе развития единой системы учета недвижимости. Программа, рассчитанная до 2019 года, и еще ранее принятая "дорожная карта" повышения качества государственных услуг в числе задач учетно-регистрационной системы в сфере недвижимости назвали: перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс; организация предоставления услуг по принципу "одного окна" и повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости. Достаточно отметить, что сейчас срок государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость составляет 10 рабочих дней (вместо 18 календарных дней в прошлом году).
Поставленные цели реализуются значительным комплексом мер и мероприятий самого различного направления и уровня. Назову лишь некоторые из них. Во-первых, это повышение качества учетно-регистрационных систем кадастрового учета и регистрации прав, иначе говоря, баз данных ЕГРП и ГКН. Сотрудники кадастровой палаты и регистрации прав проделали огромную работу по сопоставлению сведений двух систем, их актуализации, выявлены и исправлены многочисленные ошибки. Во-вторых, отработаны многие аспекты взаимодействия с органами власти, направленные на осуществление большинства кадастровых процедур и регистрационных действий без участия заявителей. В-третьих, в кадастровой палате и управлении идет активный процесс формирования электронного архива дел правоустанавливающих документов. Наряду с совершенствованием всей системы учета бумаг, эти меры, в первую очередь, решат вопросы оперативности использования документов в практической деятельности, а значит и сокращения сроков предоставления государственных услуг. В-четвертых, заявители, как это уже давно сделано по кадастровому учету, скоро смогут реализовать свои права на подачу документов о регистрации права на недвижимость независимо от места его нахождения. Согласитесь, что решение этого вопроса в условиях Калмыкии будет очень даже ощутимым для граждан и бизнеса. И, наконец, это вопросы повышения информированности потребителей услуг об условиях и порядке оказания услуг. Сейчас практически готова новая серия информационных буклетов, в каждом из которых содержится исчерпывающая пошаговая инструкция по получению конкретной услуги Росреестра.
- Сняли ли электронные услуги проблему очередей в вашем ведомстве?
- В настоящее время этой проблемы у нас нет. Но мы не забываем что очередь зависит не только от расширения услуг в электронном виде. Здесь много иных факторов, например, возможности МФЦ, который, кстати, все более активно
набирает темпы по оказанию услуг Росреестра. Посредством, так называемой СМЭВ, мы отрабатываем большое число кадастровых процедур и регистрационных действий с местной властью, а наше взаимодействие с налоговой службой и
кадастровой палатой осуществляется только в электронном виде. Что касается, собственно, перевода государственных услуг в электронный вид, то, как определено законом, этот фактор позволит сократить к 2018 году сроки регистрации прав до 7
дней, а кадастрового учета - до 5. Время ожидания в очереди должно сократиться в 4 раза.
Уже в этом году доля услуг, оказываемых через Интернет, должна составить 50%, а на завершающей стадии - 70 %, то есть ежегодно она должна прирастать на 5%. В прошлом году этот уровень по кадастровому учету составил 26 % (в среднем по России 27%), а в части предоставления сведений ГКН - 46%. Иначе говоря, 8,5 тысяч заявителей решили названные вопросы кадастрового учета, не приходя в офисы кадастровой палаты. Более того, весь объем приема-выдачи документов на регистрацию права и кадастровый учет в районах республики осуществляют только ее сотрудники. Ряд мер намечены и в части регистрации права. С начала этого года вступили в силу новые правила ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде, и мы завершаем модернизацию его программного обеспечения. Рассчитываем дать возможность гражданам и бизнесу обращаться к нам за регистрацией прав через Интернет уже с марта 2015 года. А это еще одна позиция, направленная на повышение удобства для заявителя.
- Петр Васильевич, что вы можете сказать об обеспечении межведомственного взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти?
- С органами власти республики и органами местного самоуправления данное взаимодействие в настоящий момент осуществляется как посредством бумажных носителей, так и в электронном виде без привлечения к этому процессу заявителей в установленные для предоставления государственных услуг сроки.
В полном объеме реализуется право иных органов государственной власти и органов местного самоуправления на предоставление сведений из реестра прав, кадастра недвижимости в электронном виде для оказания ими государственных и муниципальных услуг. Такие сведения предоставляются в зависимости от объема запрашиваемой информации в течение 1-5 дней.
В целях дальнейшей популяризации возможностей Портала Росреестра в течение года Управлением с представителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления, иных организаций проведен ряд мероприятий по проблемным вопросам, связанным с межведомственным электронным взаимодействием.
Вопросы информационного взаимодействия органов местного самоуправления с органами кадастрового учета и государственной регистрации прав рассматривались в рамках Единых информационных дней Управления, проведенных в текущем году в районах республики, в том числе, вопросы реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и порядок получения информации органами местного самоуправления с использованием сервисов Портала Росреестра.
- Какие задачи стоят перед Управлением Росреестра по Республике Калмыкия в 2015 году?
- Это, прежде всего, перевод дел правоустанавливающих документов в электронную форму. Планируем завершить работы по сопоставлению сведений Единого государственного реестра прав с государственным кадастром недвижимости с целью
объединения и формирования единого информационного ресурса и качественного его наполнения.
Дальнейшее развитие электронных сервисов и повышение качества данных в базах Росреестра, которым служба уделяет пристальное внимание, будет способствовать еще более эффективной работе Управления и межведомственному сотрудничеству в дальнейшем.
Будет продолжено взаимодействие с МФЦ при предоставлении услуг Росреестра по принципу "одного окна" с целью минимизации затрат заявителей на их получение.
Осуществлять функции государственного земельного надзора с использованием высокоточного оборудования и применением программного обеспечения (мобильного рабочего места) в целях вовлечения в экономический оборот земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства и создания системы контроля соответствия данных, содержащихся в информационных ресурсах, а также обеспечения государственных гарантий прав на недвижимое имущество.

Баатр АМТЕЕВ