Калмыки-разведчики Российского государства

17-05-2022, 10:50 | Общество, История

Россия давно вела, с XVIII - XIX веков, активную внешнюю политику на Дальнем Востоке. Однако из-за действий Британской армии, разведки Её Королевского
Величества, возникала опасность конфликта с Англией.

В 1902 году Российским правительством было принято решение о направлении специальной разведывательной группы из калмыков в Тибет под видом буддийских паломников.

Годом ранее, в 1901 г. в Россию приехало из Тибета посольство Далай-ламы XIII во главе с его советником Агваном Доржиевым. Следует учитывать, что сам лама А. Доржиев встречался с Российским императором, был не только религиозным деятелем, но и наставником Далай-ламы ХIII.
В качестве переводчика для работы с тибетской делегацией в Санкт-Петербурге пригласили Н.Э. Уланова, офицера одного из казачьих полков, который свободно владел тибетским языком.

Далай-лама XIII искал поддержки у Российского правительства: Тибет становился объектом экспансии Великобритании, которая по отношению к нему вела агрессивную политику. В то время как у России с тибетскими властями стали складываться доверительные отношения, налаживались связи, в конце XIX века в эту страну увеличилось количество российских паломников.

Наран Эренценович Уланов, 1867 года рождения, уроженец Гелюнгякинского аймака Сальского округа Области Войска Донского, имел опыт военной службы в казачьих частях, блестяще закончил юнкерское училище в Новочеркасске и Академию Генерального штаба, избирался атаманом Кутейниковской станицы.
В 1902 г. подъесаул Н.Э. Уланов, прикомандированный в Главное управление казачьих войск, представил в Генштаб план путешествия в Тибет через Среднюю Азию и Синьцзян, западную область Китая, где проживали соплеменники Волжских калмыков.

Н.Э. Уланов надеялся на помощь и поддержку соотечественников и изъявил желание лично выехать с Дамбо Ульяновым, ламой Потаповской станицы и его спутником Лиджи Шараповым.

Лама Дамбо Ульянов, родился в 1844 году в Черкасском округе Области Войска Донского, был признанным авторитетом в области буддийской философии, о его врачебных способностях ходили легенды как у калмыков, так и в среде русского населения на Дону, в 1902 году в Санкт-Петербурге издал трактаты по Тибетской медицине и вопросам учения Будды.

Военный министр Куропаткин А.Н. в первой половине января 1904 года писал в докладной записке Российскому императору: «Вашему Императорскому Величеству благоугодно было соизволить на командирование весьма секретно в Тибет для сбора сведений об этой стране – подъесаула Нарана Уланова, сроком приблизительно на один год в сопровождении штатного гелюнга Потаповской станицы Войска Донского Дамбо Ульянова и переводчика урядника той же станицы Лиджи Шарапова».

Высочайшее соизволение было получено, что говорило о большой важности для государства предстоящей разведывательной операции.
13 января 1904 года Военный министр сделал записи: «Завтра, 14 января, Государь Император примет в 3 часа дня совершенно тайным образом в Зимнем дворце отправляющихся в Тибет подъесаула Уланова и ламу Ульянова. Прошу поставить об этом в известность Экспедицию церемониальных дел с указанием на частный характер приёма и просить принять меры, чтобы сведения об этом приёме не попали в газеты».
14 января 1904 года группа паломников была представлена императору, одобрившему план поездки. В своём дневнике царь Николай II записал: «В 3 часа дня принял двух Донских калмыков – офицера Уланова и ламу Ульянова, которые отправляются в Тибет…». Это была секретная аудиенция по специальной просьбе армейского Генштаба.

Из Санкт-Петербурга путешественники выехали в Сальские степи, договорившись встретиться на станции Великокняжеская Тихорецкой железной дороги. К ним присоединились четыре добровольца: ветфельдшер Санжа Дертынович Асанов из Кутейниковской станицы, гелюнги Пюрвя Шонтанов, Джальцан Кудыров из Платовской станицы и гелюнг Бадма Ушанов из Потаповской станицы.
Разведывательная группа из калмыков в Тибет собралась в следующем составе:
1. Подъесаул Наран Уланов;
2. Багш Дамбо Ульянов;
3. Урядник Лиджи Шарапов;
4. Ветфельдшер Санжа Асанов;
5. Гелюнг Бадма Ушанов;
6. Гелюнг Пюрвя Шонтанов;
7. Гелюнг Джальцан Кудыров.
По лунному календарю выбрали благоприятный для отъезда день – 6 февраля 1904 г. Путешественников провожали торжественно. В Эркетеневский аймак приехал из Власовской станицы атаман Дава Калтыканов, из Граббевской – атаман Андрей Батырев и др.
От станции Великокняжеская путешественники на поезде выехали в Ташкент. «Через таможенный пункт Хоргос добрались до китайского города Кульджа, где сделали остановку. Купили 20 лошадей и, перевалив через горный хребет Хаш, на второй день пути, увидели группу кибиток калмыков-элетов». (Д.Ульянов «Предсказание Будды о доме Романовых и краткий отчет о моих путешествиях в Тибет в 1904–1905 гг.» СПб., 1913 г., С. 26), – описывал свой путь в книге Дамбо Ульянов.

Сан буддийских священников помогал группе беспрепятственно проезжать через территории, населенные буддистами.
Местные калмыки очень радушно встретили путешественников. Даржа, один из местных священников, рассказал им, что в 1890 г. через их земли проезжал калмык из России по имени Дамба Джалцан (Джа лама), который обещал освободить их от гнета китайцев.

Встречу с сородичами Д. Ульянов описывает так: «Мне было глубоко жаль смотреть на этот народ, который действительно нуждается в спасителе, и оттого всех их ждет гнет своих владельцев, гнет китайских чиновников, гнет безжалостных торговцев. Россия им кажется какой-то благодатной страной и тем земным раем, где пребывает величавый «Баатр Цаган хан», куда временно уехали их недавние защитники Санан-Цецен и Амур-Санан. Теперь они, как чудную сказку, рассказывают о прошлой жизни, о свободе и богатстве. Они искренне веруют в скорое возвращение из России освободителей, в каждом путнике видят первых предвестников освобождения. На протяжении всего пути, пока мы проходили по их местностям, всюду встречали радушный прием и самое глубокое уважение. Грустно их видеть, и до боли жалки они душе, по рукам и ногам связанные суеверной традицией прошлого, застывшие на примитивной форме общественной жизни, они лишены тех необходимых условий, в которых можно было видеть залог лучшего будущего. Терпели безжалостное грабительство китайских торговцев и чиновников. Долго и долго еще им придется ждать своих освободителей...».

Пробыв два дня среди калмыков, путники отправились к горному хребту «Даган Даван», где предстоял трудный переход через снежный перевал. Н.Э. Уланов уехал вперед, добрался до юлдусских калмыков, потомков калмыцкого наместника Убаши, выслал им проводников с лошадьми.
Во время тяжелых переходов заболели какой-то необычной болезнью Лиджи Шарапов и Наран Уланов, ни эмчи Дамбо Ульянов, ни местные лекари не знали, как её лечить. Постепенно здоровье Шарапова пошло на поправку, Уланов же 27 октября 1904 года умер на земле карашарских калмыков. Развед. группа осталась без руководителя. Похоронив Уланова на чужбине, П.Шонтанов и Д.Кудыров решили вернуться домой. Д.Ульянов, Л.Шарапов, С.Асанов, Б.Ушанов продолжили путь.
Дальнейшее руководство над группой взял на себя Дамбо Ульянов. Оставив спутников, он выехал в Кульджу, где доложил о сложившихся обстоятельствах. Продолжение путешествия было отложено до августа 1904 г.

Воспользовавшись Русско-японской войной, англичане в 1904 году вторглись в Тибет и оккупировали Лхасу. Их дипломатические уловки и непредсказуемость действий высших тибетских сановников, в отсутствии Далай-ламы, покинувшего страну и укрывшегося в Монголии, сильно запутывали ситуацию. Российскому правительству крайне необходима была достоверная информация о положении дел в этой стране, в связи с чем миссия была продолжена.

Потомок Убаши-хана, владелец Буйн-Менке оказал помощь группе верблюдами и лошадьми, продовольствием, предложил хорошего проводника. Через две недели пути, в ноябре 1904 г. путники добрались до местности Лоб-Нор. Отсюда в Тибет вели две дороги. Одна называлась «Каменный путь», проложенная неким Джунгарским ханом. Однако эта короткая дорога была далеко небезопасной. В безлюдной местности, на трудно проходимых горных перевалах часто грабили. Д. Ульянов выбрал менее опасный путь через владения тангутов Цайдам.

К концу декабря 1904 года группа добралась до цайдамских калмыков, живущих в Чеменских горах, на северо-востоке Тибетского нагорья. У этих калмыков группа зимовала, а затем в марте 1905 г. снова двинулась в путь.

Наконец, в мае 1905 года, путники достигли своей заветной цели – Лхасы, сказочного города с живыми божествами, которую уже покинули англичане, в их армии был Гуркский полк из непальцев. Угроза возвращения Британской армии в Тибет ещё была велика, в стране активно действовала английская агентура из непальцев.

Первое время непальские разведчики держали группу под плотным наблюдением. Но вскоре и непальцы, и местные ламы убедились, что встретили в лице Дамбо Ульянова большого знатока учения Будды. Калмыцкого багши приняли за Великого хубилгана или гегена (высшего представителя буддийского духовенства). На поклон к нему стали приходить как местные жители, так и иностранные паломники.

После отдыха, на третий день пребывания они представились наместнику Тибета, преподнесли подарки, побывали на буддийской службе во дворце Далай-ламы – Потале. Группа пробыла в Лхасе три месяца, за это время Д.Ульянов несколько раз встречался с Галдан Тива-Ринпоче, правившим в отсутствие Далай-ламы страной. От него и от других высших тибетских сановников он получил достаточно необходимой информации.

В Тибете Д. Ульянов и его спутники встретили калмыка, находившегося там на учебе, гелюнга из Власовской станицы Джалцана Балюгинова.
В конце июля 1905 г. группа стала готовиться в обратный путь, они наняли яков, взяли с собой проводников тибетцев и гелюнга из Власовской станицы Джалцана Балюгинова. Группа в составе 12 человек выехала из Лхасы в сторону Цайдама, где продали яков и купили верблюдов. В январе 1906 г. прибыли в Карашар, поехали на Урумчи-Джаркенд. В первых числах февраля в Ташкенте сели на поезд до ст. Ремонтное.

В апреле 1906 года Д. Ульянов выехал в Петербург для сдачи отчета о поездке в Тибет. Во время путешествия Дамбо Ульянов вёл путевой журнал, куда заносились сведения и другая информация. Для того, чтобы его не смогли прочитать посторонние лица, он вёл все путевые записи на калмыцком языке «тодо бичиг». Доставленная информация получила высокую оценку и сыграла серьёзную роль в разработке политики России по тибетскому вопросу.
Информация Д. Ульянова о ситуации в Тибете вызвала большой интерес в Министерстве Иностранных дел и Военном министерстве. Россия пыталась остановить интенсивное вторжение англичан в Тибет и укрепить свои позиции в Тибете. Но для этого надо было организовать возвращение Далай-ламы из Монголии.
В результате долгих переговоров решили вопрос по обеспечению безопасности перемещения Далай-ламы к границам Тибета в Китае.

Россия прилагала большие усилия для урегулирования обстановки в Тибете, вела переговоры с Китаем и Англией для восстановления власти Далай-ламы в Тибете.

В 1907 г. было подписано англо-русское соглашение, по которому Англия признала Тибет частью Китая и должна была поддерживать отношения с Тибетом через Китай.

Таким образом, угроза английской агрессии в Тибете была снята. В этом дипломатическом успехе России немалую роль сыграла тайная миссия калмыцкой группы разведчиков, осуществлявших свою деятельность под видом паломников-буддистов. На основе полученной информации Российская дипломатия правильно скоординировала свои действия и добилась желаемого результата, укрепив свои позиции в этом стратегически важном регионе.

О секретной экспедиции калмыков в Тибет 1904 – 1905 гг. публиковали материалы Прасковья Эрдниевна Алексеева, Лари Наранович Илишкин и многие другие исследователи.

Дамбо Ульянов был довольно эрудированным, образованным человеком. Как знаток буддийской религии, тибетской медицины Дамбо Ульянов занимался переводами медицинских трактатов с тибетского, издал книгу «Предсказание Будды о доме Романовых и краткий отчет о моих путешествиях в Тибет в 1904–1905 гг.», СПб., 1913 г.

Лама Дамбо Ульянов, Зунгру-багш, умер в 1913 г., в «Санкт-Петербургских ведомостях» в № 147 за 14-17 июля помещен некролог «Дамбо Ульянов». Похоронен он был в родном Эркетеневском аймаке Сальского округа ОВД (ныне Дубовский район Ростовской области) рядом с хурулом, где он нес службу и лечил больных. В 1970-х годах прах Дамбо Ульянова перезахоронен в селе Троицком Целинного района Калмыкии.

Бембя ФЁДОРОВ